"Вызывают милицию". Как обычная покупательница проводит "видеоревизию" в магазинах
03.04.2016 15:42
—
Новости Общества
|
Жительница Витебска Елена Смирнова ходит по магазинам и супермаркетам, фиксирует на видеокамеру нарушения, которые там замечает, а затем публикует эти ролики на своем ![]() Практически с каждого шопинга необычная покупательница приносит «улов» в виде кадров с просроченными продуктами, нарушениями правил хранения товаров, неправильной выкладкой «Мои фото вешают в подсобках»«Видеоревизией» магазинов Елена, юрист и психолог по образованию, занялась в декабре 2015-го, когда заметила, что ее обманули: на ценнике за хлеб была одна стоимость, а на чеке — уже на 900 рублей больше. Женщина прикинула: сколько покупателей могло купить этот хлеб за день и какой «навар» получила торговая точка. Стала присматриваться и замечать ряд других нарушений. Поначалу пыталась бороться записями в жалобные книги, отправкой электронных писем в различные организации. Не помогало. Тогда вооружилась видеокамерой и стала предавать «косяки» в работе торговли публичной огласке. За несколько месяцев Елена Смирнова стала известным человеком в городе: «Слышала, что мои фото вешают в подсобках — чтобы сотрудники магазинов знали меня в лицо. При этом почти никто не верит, что я простой потребитель, а не сотрудница контролирующих органов или журналист. Некоторые думают, что я „тайный покупатель“ или представитель торговой сети-конкурента. Был случай, когда меня даже Когда Елене запрещают съемку и в качестве аргумента показывают на значок с перечеркнутым фотоаппаратом на дверях магазина, она проводит правовой ликбез — разъясняет про статью 34 Конституции Беларуси.
Охранник: «Да это же наша звезда интернета!»TUT.BY побывал с Еленой Смирновой в магазине № 6 торговой сети «Ника» на улице Космонавтов и посмотрел, как она делает съемку для очередной публикации на канале. Нарушений в торговле в этот раз она заметила немного, зато 16-минутный сюжет богат на выяснения отношений — с охранником, покупателями и кассиром. Точки над «і» расставили сотрудники Железнодорожного (г. Витебска) отдела Департамента охраны МВД. «Нику» на улице Космонавтов Елена решила «проверить» по совету интернет-пользователей: «Мне уже пишут многие горожане и подсказывают адреса магазинов, в которых они замечали нарушения. Поэтому в последнее время я делаю сюжеты, можно сказать, по просьбам зрителей». В том, что Елена — действительно узнаваемый человек в Витебске, мы убедились буквально через три минуты, как переступили порог магазина. Вначале блогер рассматривает витрины с овощами и «молочкой», ничего особенного не видит и переходит в мясной отдел. Здесь стоит тележка с колбасами. Елена берет колечко ливерки и говорит: — Явное нарушение: колбаса лежит не в холодильнике. Градусов 16−18 тепла, в магазине, наверное, есть. А эта продукция должна храниться при температуре воздуха +2…+6 градусов. ![]() Продавец мясного отдела тут же отодвигает тележку из торгового зала к двери и объясняет: — Я собиралась эту колбасу вылаживать на витрину (стилистика сохранена. — TUT.BY). Елена обращает внимание продавца, что также нарушен температурный режим хранения продукции, которая находится на подносах на прилавке: «Сосиски у вас лежат не в холодильнике, а над ним. А зельц, смотрите, уже корочкой покрылся». На 4-й минуте видеосъемки в происходящее вмешивается охранник магазина: — Не снимайте сотрудников наших, пожалуйста. И меня — тоже. Уберите камеру! — Вы на работе, я имею право, — парирует Елена. Охранника поддерживает пожилая покупательница. Она подходит к Елене и замахивается на камеру: «Женщина, вам сказали русским языком — не снимать!» — Да это же звезда интернета наша, — поясняет пенсионерке охранник и идет вызывать милицию. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
![]() Милиция: «Она имеет полное право снимать»Елена тем временем переходит в кондитерский отдел. Замечает, что на пакетах с расфасованными круассанами нет срока годности: «Надо на каждом пакете это писать. Так продукт может лежать и два, и три месяца, и полгода. Бессрочные пирожные…». На информации, прикрепленной к коробке, указывалось, что круассаны с вареной сгущенкой изготовили 20 февраля, а срок их хранения — до 21 марта. Видеосъемка производилась 31 марта. То есть, «просрочка» уже 10 дней. Не проходит и пяти минут, как в магазине появляются два сотрудника департамента охраны. Возле входа их ожидают охранник и пенсионерка, которая замахивалась на Елену. Работники правоохранительных органов терпеливо несколько раз доступными словами объясняют бабушке, что в действиях Елены нет никаких нарушений и что она имеет полное право проводить видеосъемку. То же самое сообщают и охраннику. Видеосъемка вызвала недовольство и у кассирши, она демонстративно поворачивается спиной к блогеру. Одна из покупательниц требует, чтобы установили личность Елены. На это сотрудник департамента охраны заявляет: «Она вам представится, если посчитает нужным». Уточнив у участников конфликтной ситуации, не имеет ли кто-то из них каких-либо претензий, и видя, что инцидент исчерпан, милиционеры уходят. Охранник магазина сообщает Елене, что напишет на нее заявление, если она опубликует это видео в интернете. Бабушка же обращает внимание блогера на другую проблему: «Снимайте лучше территории, где грязно». В этот момент покупательница, которая требовала установить личность Елены, начинает снимать ее на свой мобильный телефон. Блогер не спорит с ней и снова идет делать обход магазина. ![]() Ее внимание привлекают гнилые яблоки и апельсины с надписью «уценка» за 8900 рублей. — Это, я так понимаю, продают нашим бабушкам, — говорит Елена. И просит пригласить заведующую. Она приходит и объясняет, что этот товар сняли с продажи, но забыли убрать из зала. И отодвигает тележку в угол помещения. На этом Елена решает, что «ревизию» магазина можно завершить. «Хочу создать свою команду»— Елена, мы убедились, что отстаивать права потребителей непросто. Подобные стычки с людьми вас не травмируют? — Нет. Я знала, что многие будут так реагировать. Здесь мне помогает второе образование — психологическое. Люди, которые так рьяно защищаются, обычно имеют какие-то проблемы. Кстати, заметила, что продавцы относятся ко мне более лояльно, чем покупатели. — Но вот сотрудники милиции в этой ситуации вели себя очень достойно. Согласны? — Да. Но взаимопонимание с правоохранительными органами я нашла тоже не сразу. Однажды меня задержали в «Соседях», при этом сотрудник милиции хватал меня за руки, отбирал камеру, угрожал, высказывал предположение, что я пьяна или под воздействием наркотиков. Привезли в РОВД, там со мной общались тактично, в отделении я пробыла минут 20 — пока установили мою личность. Я написала заявление на сотрудника, что он превысил служебные полномочия. Позже побывала у начальника Железнодорожного отдела департамента охраны. Мы вежливо пообщались. Потом — у начальника этого же ведомства в Первомайском районе. Он извинился, сказал, что разберется в ситуации с моим задержанием. Вскоре мне прислали письмо, в котором сообщили, что нарушений в поведении их сотрудника нет. Однако после этого никаких недоразумений у Елены с милицией не было. Однажды милиционеров — Не приходила ли вам идея создать свое независимое общество «прав потребителей»? — Такое общество создается. Я сейчас собираю команду единомышленников, причем хочу, чтобы был задействован не только Витебск, но и другие города. Если кому-то из читателей небезразлично, какие продукты продают в магазинах, чем нас кормят, и они хотят принять участие в рейдах — пусть связываются со мной в соцсетях. Вообще к человеку, который достает в магазине видеокамеру, относятся, будто он пришел с автоматом Калашникова. Но уже стали появляться и положительные примеры. Например, исправился гипермаркет Green. Теперь, смотрю, там многие покупатели ходят с камерами и фотоаппаратами. А в торговом центре «Ганна» в Билево даже наклейку с запретом на съемку с двери ![]() Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Практически с каждого шопинга необычная покупательница приносит "улов" в виде кадров с просроченными продуктами, нарушением правил хранения товаров, неправильной...
|
|