Беларусь больше других пострадала от Чернобыльской катастрофы, но нынешняя власть строит на белорусской земле собственную атомную станцию, при том что современные технологии позволяют использовать безопасную альтернативу — энергию ветра, солнца, воды, биомассы.
Последствия Чернобыльской катастрофы для Беларуси
«Беларусь могла бы жить несравнимо лучше, если бы не Чернобыль. Это была бы другая страна, развитая европейская страна, потому что на последствия Чернобыля Беларуси пришлось затратить около 250 млрд долларов. Пять-семь бюджетов страны ушло просто впустую. Да, действительно, надо было поддерживать людей, переселять, спасать, строить заново, но этого всего можно было бы не делать, и эти деньги бы остались в Беларуси, если бы не Чернобыль», — сказал в интервью Naviny.by член-корреспондент Российской академии наук (РАН) биолог Алексей Яблоков.
Он принимал участие в международной конференции «Чернобыль +30», которая проходила в Минске 24 апреля. Мероприятие было организовано экологическим товариществом «Зеленая сеть» и Белорусской партией «Зеленые» при содействии киевского филиала Фонда Генриха Бёлля (Германия), Всемирной ассоциации ветроэнергетики и Европейской партии зеленых.
В беседе с Naviny.by Алексей Яблоков затруднился назвать точное количество жертв Чернобыльской катастрофы в Беларуси, но предположил, что она унесла жизни не менее 200 тысяч человек. Еще у миллиона белорусов возникли заболевания, в том числе онкологические и сердечнососудистые.
«Масштаб такой — сотни тысяч погибших и миллион заболевших», — подчеркнул ученый.
Кроме того, по его словам, в основном из-за последствий аварии на Чернобыльской АЭС из Беларуси эмигрировало порядка 15% населения, или около полумиллиона человек.
«И уехали самые активные, те, кому хотелось развиваться. Теперь они будут получать премии по литературе, физике в США, Франции, но не здесь», — сказал Алексей Яблоков.
Он уверен, что последствия Чернобыльской катастрофы белорусы, пусть и точечно, ощущают и сегодня.
«В тех районах, где произошло реальное ухудшение здоровья в результате этой катастрофы, ощущают. Ощущают, когда у них родится ребенок с врожденными пороками развития, а также когда в Беларуси совершается 500-700 абортов каждый год, чтобы не родились уроды», — сказал член-корреспондент РАН.
Ученый убежден, что белорусы будут ощущать последствия Чернобыльской катастрофы еще долгое время. Согласно разработанному для Союзного государства атласу последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, большие территории загрязненных лесов, полей и рек останутся до 2056 года. Более того, появляются новые опасности, в частности, образование америция-241.
«Данные по Беларуси говорят, что площадь опасного загрязнения америцием увеличится в четыре раза — до 1300 квадратных километров. Америций такой же сильный излучатель, как цезий и стронций. Если плутоний испускает альфа-излучение, которое распространяется на 1,5 см и от него можно загородиться бумагой, то от америция, как от цезия и стронция, загородиться нельзя — лучи просто пронизывают человека», — отметил Алексей Яблоков.
По словам ученого, мы не знаем всех последствий радиации, и эта тема в Беларуси исследуется все меньше и меньше.
«Сколько научных учреждений в Беларуси занимались последствиями чернобыльской катастрофы? Сейчас все они численно сокращены в десятки раз, загнаны в Гомель. Считайте, что белорусы прекратили эту работу. Это преступление перед белорусами и человечеством, что перестали исследовать последствия воздействия радиации и помогать людям», — считает член-корреспондент РАН.
Он призывает отказаться от использования атомной энергии. «Если учитывать тот ущерб, который приносит атомная энергетика, то она невыгодна», — говорит Алексей Яблоков.
Альтернатива есть
В качестве альтернативы атомным электростанциям специалисты предлагают использовать энергию солнца, ветра, воды и других возобновляемых источников (ВИЭ).
К примеру, за счет всех видов ВИЭ возможно полностью заместить строящуюся АЭС под Островцом.
«Чтобы полностью заместить атомную станцию мощностью 2,4 тысячи МВт, надо внедрить примерно в три раза больше мощностей возобновляемых источников энергии (порядка 6,5 тысячи МВт), поскольку коэффициент использования установленной мощности по всем ВИЭ составляет в среднем 30-35%», — рассказывает консультант проекта международной технической помощи ПРООН «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь» Денис Коваленко.
По его словам, на внедрение ВИЭ в Беларуси потребуется больше средств, чем на строительство АЭС, но при этом надо учитывать расходы на утилизацию станции и риски для экологии и здоровья людей.
«Средняя ориентировочная цена установленной мощности установок по использованию ВИЭ составляет 2,5 тысячи долларов за 1 кВт. Если эту сумму умножить на 6,5 тысячи МВт, то получится порядка 15-18 млрд долларов, а атомная станция, как известно, будет стоить республике около 10 млрд долларов, но при этом не учитываются существенные затраты на утилизацию станции в конце эксплуатационного срока, возобновляемая же энергетика не требует значительных затрат на утилизацию отработавшего оборудования.
Кроме того, в случае каких-либо аварий на ВИЭ, последствия будут носить исключительно локальный и кратковременный характер, а также практически не повлияют на экологию и здоровье человека», — отмечает Денис Коваленко.