На постсоветском пространстве прослеживается тенденция диверсификации военно-технического сотрудничества, Россия перестает быть монополистом в этой сфере. Один из примеров — контакты между Беларусью и Казахстаном в области модернизации боевых самолетов советского производства.
Белорусское ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» («558 АРЗ», Барановичи) и казахстанское ТОО «КАИ» («Казахстанская Авиационная Индустрия») на недавно прошедшей в Астане международной выставке вооружения KADEX-2016 заключили контракт о выполнении ремонта и модернизации самолета типа Су-25 с возможностью проведения в дальнейшем таких работ на базе авиационно-технического центра в Казахстане.
Фото пресс-службы Министерства обороны Казахстана
Кроме модернизации кабины, белорусские специалисты предложили решение ряда других технических заданий, сообщил пресс-секретарь Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Владимир Лавренюк.
В этой связи стоит напомнить, что «558 АРЗ» разработал и предлагает на мировом рынке вооружений программы модернизации самолетов советского производства МиГ-29, Су-25, Су-27. Основные направления модернизации таковы:
- расширение перечня применяемых авиационных средств поражения;
- реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса;
- повышение точностных характеристик и расширение функциональных возможностей навигационной системы;
- применение комплекса контроля двигателей и систем самолета;
- установка системы сбора-передачи информации;
- модернизация информационного поля кабины;
- применение системы аудио- и видеорегистрации многофункциональных индикаторов и закабинного пространства;
- установка аппаратуры радиотехнической защиты самолета.
Что касается конкретно штурмовика Су-25, то предприятие предлагает повышение его боевой эффективности по уничтожению наземных и воздушных целей за счет глубокой модернизации прицельного комплекса, введения новых режимов его работы (в частности, c 2000 до 5000 м увеличена максимальная высота бомбометания без входа в зону поражения войсковой ПВО).
Также предусмотрено расширение номенклатуры вооружения. Для применения расширенной номенклатуры вооружения и реализации новых режимов боевого применения на самолете подвергается доработке штатный авиационный стрелковый прицел АСП-17БЦ.
На модернизируемые самолеты Су-25 устанавливается спутниковая навигационная система типа СНС. Она представляет собой 14-канальный приемник, работающий по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS NAVSTAR (США). Система СНС обеспечивает повышение точности навигации (до 5 м) и обеспечение режима маловысотного полета с обходом препятствий.
Помехозащищенную открытую и защищенную телефонную и телекодовую радиосвязь при взаимодействии с другими летательными аппаратами и с наземными пунктами управления обеспечивает бортовой комплекс связи БКС.
В процессе модернизации на самолет Су-25 может устанавливаться аппаратура «Сателлит», предназначенная для индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от огневого поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника.
На первый взгляд, решение казахстанских властей доверить модернизацию своих боевых самолетов белорусским авиаремонтникам кажется нелогичным. Ведь после распада СССР и разработчики, и производители большинства моделей советских военных летательных аппаратов остались на территории России. Однако такой шаг вполне вписывается в курс диверсификации поставщиков военной продукции и услуг, которого придерживается руководство Казахстана.
К тому же Беларусь и Казахстан уже имеют положительный опыт сотрудничества в области модернизации боевых самолетов советского производства. На 558-м авиаремзаводе была проведена модернизация истребителей Су-27 и Су-27УБ ВВС Казахстана. По условиям заключенного в 2007 году контракта белорусская сторона усовершенствовала десять таких машин. Первые модернизированные истребители были переданы Казахстану в декабре 2009 года, последние — в конце июня 2010 года.
В ходе модернизации истребители были оснащены комплексом постановки помех X-диапазона белорусской разработки, а также контейнерной системой целеуказания Lightning-3 производства израильской компании Rafael. Кроме того, Су-27УБМ2 получил модернизированную бортовую радиолокационную станцию Н001, которая позволяет обнаруживать пусковые установки ПВО на дальности до 40 километров и надводные цели на дальности до 50 километров. Также была повышена точность навигационной системы.
Двигатели Су-27УБМ2 были оснащены новой системой управления и диагностики, которая способна передавать и записывать на флеш-карты информацию о состоянии силовых установок. А Су-27 получил возможность передавать сведения о наземных и воздушных целях на другие самолеты группы, а также наземным станциям и центрам управления.
В номенклатуру вооружения Су-27УБМ2 были включены ракеты класса «воздух — воздух» Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-73 и РВВ-АЕ. Кроме того, модернизированный самолет может запускать ракеты класса «воздух — земля» Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31Р.
Су-27УБМ2 также обладает способностью нести авиационные бомбы с лазерным наведением КАБ-500Л и КАБ-1500Л массой 500 и 1500 килограммов соответственно, а также КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионной системой наведения. Истребитель также может использовать неуправляемые авиабомбы массой до 500 килограммов и неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25.