"Родители жалуются: в вуз приняли ребенка, а он не может учиться". Директор РИКЗ о ЦТ и нацэкзамене
25.01.2018 11:42
—
Новости Общества
|
Как и кто будет организовывать национальный экзамен после 9 класса, если его введут, каких изменений стоит ждать выпускникам школ при сдаче ЦТ и будет ли Беларусь участвовать в международных тестах, TUT.BY рассказал новый директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк. «Мы понимаем, что нужно вводить эссе, изложение или описание решения, но это серьезная работа»— Вы уже анонсировали, что в 2019 году — Речь идет об изменении методики шкалирования тестовых баллов. Почему надо что-то менять? Появились новые задачи. На перспективу стоит задача оценки учащихся 9 классов, 11 классов. Нынешняя модель эффективно и качественно ранжирует выпускников для поступления в вузы, но не позволяет производить точную оценку знаний. Мы хотим посмотреть, как оценивают выпускников в мире, выбрать не очень сложный, но эффективный метод. — Но по форме тесты меняться не будут? — Нет, тесты отшлифованы, в них есть задания пяти уровней сложности, они позволяют оценивать знания в широком диапазоне. Конечно, постоянно совершенствуются задания А и В, стоит в перспективе задача использовать открытую часть С, которая бы позволила и способ решения, и ход мыслей оценивать. Мы думаем над этим, но это достаточно серьезная работа. — Если появится часть С, то в тестах может добавиться, например, эссе? — Сегодня кроме тестов абитуриенты нередко сдают дополнительные экзамены в вуз — это чаще всего касается творческих специальностей. Но таких специальностей становится больше, и мне кажется, встает вопрос дополнения тестовых форм оценки знаний. Мы понимаем, что необходимо вводить открытую часть С — эссе, изложение или решение задачи. Однако пока практика других стран показывает, что КПД таких форм оказывается не очень высоким. Те, кто показывает на тестировании хорошие результаты в части А и В, показывает хорошие результаты и в части С. Да, над этими формами надо работать, надо дополнять те тесты и задания, которые мы практикуем, но нужно иметь в виду, что и нынешние тесты позволяют сегодня объективно оценить знания. — Часть С появится уже в 2019 году? — Думаю, что так быстро мы не сможем к этому прийти. Это очень затратное в материальном и организационном плане мероприятие. Нужен банк обученных подготовленных экспертов — их надо найти, отобрать, подготовить, чтобы они смогли обеспечить независимую оценку. Надо понимать, что при введении такой части сразу же возникает угроза влияния субъективного фактора. Надо принять меры, чтобы от него уйти. Это и работа с экспертами, которые будут оценивать открытые части, и очень сложное программное оборудование, которое должно обеспечить работу с такими экспертами. — К какой вообще системе централизованного тестирования стремится Беларусь? ЦТ сегодня, например, организовано лучше ЕГЭ. На какую страну нам стоит равняться? — Думаю, нет какой-то идеальной модели, которую можно было бы взять и использоваться в любой стране. Каждая страна стремится к тому, чтобы перенять что-то лучше, но при этом использовать свои традиции, возможности. Считаю, у нас выстроена очень хорошая система тестирования, поступления в вузы. Очень высокая степень конфиденциальности, отсутствуют возможности для коррупционных проявлений. Все четко организовано, отработано. Но говорить о том, что мы готовы почивать на лаврах, неправильно, мы изучаем опыт других стран, но при этом видим и те трудности, с которыми мы можем столкнуться. — Почему в Беларуси не объединили ЦТ со школьным экзаменом? Ведь тогда бы все перестали жаловаться на то, что результаты ЦТ не соответствуют школьным оценкам. — Невозможно механически взять и объединить два испытания, все-таки они разные. Если и будет объединение, то тест будет состоять из двух отдельных частей. Одна — тест по общему среднему образованию с выставлением оценки по 10-балльной шкале. Вторая, как я предполагаю, только для тех, кто хочет поступать в вузы. Задания будут разной степени сложности. «Задачи упрощать тесты не стоит»— Вы упомянули единый — Не принципиально, кто его будет проводить. Принципиально обеспечить независимую оценку знаний. Логика подсказывает, что скорее всего этот вопрос тоже станет решаться с участием Республиканского института контроля знаний, мы над этим работаем. Но сначала нужно определить инструмент . — Это тоже будет тест? — Это может быть тест, может быть, с добавлением открытой части С, но мы имеем в виду, что это очень затратно. Все еще в разработке. — Вижу у вас на столе брошюру с логотипом PISA (международная программа, по которой оценивают знания школьников во многих странах). Беларусь все-таки проведет эти тесты? И этим тоже будет РИКЗ заниматься? — В организационной форме, да. Основной этап пройдет в этом году. — В прошлом году — Такой задачи не стоит, тесты одинаковые для всех, они позволяют ранжировать абитуриентов. То, что оценки стали лучше, — это вопрос мотивации абитуриентов, большей подготовленности, лучших возможностей для подготовки — есть сборники по репетиционному тестированию, все больше школьников участвует в РТ, лучше готовятся самостоятельно. — Почему же тогда в этом году — Таких документов нет пока. Этот вопрос серьезно изучается: по каким предметам поднимать порог: по всем или только по профильным. Сразу это делать или поэтапно? Мы говорим о том, что много студентов отчисляется. И очень часто родители — говорю об этом серьезно, сам сталкивался, работая в министерстве образования — жалуются: «Если вы видели, что мой ребенок не может учиться, зачем его приняли?». Особенно это касается тех, кто идет на платное. Речь идет о том, чтобы в вузах учились те, кто может там учиться, у кого есть необходимая база знаний. Поэтому во многих странах и есть порог оценки, только преодолев который, абитуриент может поступить в вуз. «Чтобы подавать документы в несколько вузов, нужно принизить роль выбора будущей профессии и уйти от любых льгот»— Не только родители, но и многие преподаватели вузов жалуются на то, что приходят не подготовленные студенты, многие просто не готовы к учебе в вузе. — Высшее образование стало массовым. И для нашей страны его престиж остается достаточно высоким. Раньше в вузы поступало 30% учеников, сейчас — большая часть. Преподаватели это замечают. Но значительная часть тех, кто поступает, в состоянии освоить вузовские знания, просто им надо помочь. И поэтому вузы по-другому работают, осуществляют текущий контроль знаний. Да, нагрузка на преподавателей, доцентов, профессоров выше, но практика показывает, что человек, который не получил (по разным, в том числе объективным причинам) очень хорошего среднего образования, вполне успешно может закончить вуз, если там были созданы все условия. Но студент должен много работать над этим. — По результатам ЦТ РИКЗ может проранжировать не только учеников, но и школы. Есть ли у нас многолетние лидеры по математике, русскому? Все ли эти школы находятся в Минске? — Да, результаты ЦТ позволяют сравнить результаты абитуриентов из разных школ. Но часто это не совсем точная информация, школа записывается со слов ученика, возможны ошибки, не учитывается значимость статистической выборки. Но можно говорить о том, что те абитуриенты, которые систематически готовились к ЦТ, те, кто заканчивает школы, где есть хорошие педагоги, собрались хорошие коллективы, показывают лучшие результаты. Эта информация есть, я думаю, у областных районных управлениях образования. — Так почему бы эту информацию не обнародовать? Между школами была бы конкуренция. А родители перестали бы выбирать хорошую школу по слухам или форумам. — Чтобы проводить какие-то рейтинги, нужно иметь четко проработанные критерии. Та информация, которой мы владеем, не позволяет на данном этапе научно-обоснованно проводить рейтинг. — Планируется ли у нас разрешить подачу документов в несколько вузов? Система хорошо работает в БГУИР в рамках одного вуза — лучшие идут на более престижные факультеты, те, у кого баллов меньше, — на менее популярные. Почему бы не сделать так по всей стране? — Такая система есть не только в БГУИРе, но и в других вузах при подаче документов, отмечу, на родственные специальности. Думаю, этот вопрос будет в дальнейшем изучаться. Опыт поступления одновременно в несколько вузов в нашей стране был, но нельзя сказать, что он был положительным. В 2000-х годах можно было подавать заявления в разные вузы. Думаю, нельзя принижать роль выбора будущей профессии. Чтобы быть успешным, надо заниматься любимым делом. Нельзя просто ориентироваться на те специальности, которые популярны и хорошо оплачиваются сегодня. Став высоко конкурентным профессионалом в любимом деле, вы заслужите высокую, в том числе и материальную, оценку своей работы. Кроме того, чтобы эта система работала, надо уйти от любых льгот при поступлении, иначе нужно подготовить операторов, которые бы разбирались во всех тонкостях и нюансах приема в любой вуз. Технически очень сложно это сделать. Есть и вопрос региональных вузов. Готовы ли мы к тому, что одни вузы снимут все сливки, а другие получат менее подготовленных абитуриентов? Ведь если человек уехал из областного города, очень часто он не возвращается, а специалисты нужны везде. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как и кто будет организовывать национальный экзамен после 9 класса, каких изменений стоит ждать выпускникам школ при сдаче ЦТ и будет ли Беларусь участвовать в... |
|