Проспект, Зыба и желтые вазы. Минск в жизни и в живописи - найдите отличия (много фото)
20.08.2019 08:14
—
Новости Общества
|
Каким запомнился Минск художникам, когда город напоминал большую стройку, а скромная легковушка считалась роскошью. Итак, город в 1950—1970-е годы и сегодня. На картинах и в жизни. Смотрим и сравниваем ![]() ![]() Город, которого нет: послевоенные руиныУ каждой столицы есть свои портретисты. Одни стремятся к документальной точности, другие — вовсе нет. И смело пользуются правом художника сказать: «Я так вижу». Но так или иначе, лучшим авторам удается главное — поймать время. Боль послевоенного Минска — в работах графика Анатолия Тычины. — Мы не были близко знакомы, но иногда пересекались. Первое впечатление от Анатолия Николаевича — аристократ. В разговоре с ним сразу становилось понятно, насколько это интеллигентный, образованный человек, — рассказывает художник Василий Сумарев. — Более двадцати лет я вел детскую студию изобразительного искусства во Дворце культуры текстильщиков. Там работала жена Анатолия Николаевича. Запомнилось, как она говорила нежно и с юмором, когда заканчивался рабочий день: «Пора домой, пойду к своему Тычинке». ![]() ![]() — Графика Тычины — это очень высокий профессиональный уровень. А как передана эпоха! И довоенное время, и послевоенное (первый минский пейзаж Тычина сделал в 1922 году, когда переехал в Минск. — Прим. TUT.BY). Помните его рисунок, где на стене полуразрушенного здания надпись детским почерком: «Мама, мы живы. Ищи нас у бабушки. Жорик»? Это 1946 год. Очень трогательная работа. Одна из лучших о том времени. Большая стройка: проспект вместо Советской улицыНачало 1950-х — другие настроения и краски. В 1946 году утвержден первый послевоенный генплан Минска. Улица Советская постепенно превращается в главный проспект. Начинается большая стройка. Работы идут трудно: техники, материалов не хватает. Но проза жизни остается за рамками золотой коллекции соцреализма. ![]() ![]() Оптимизм. Вот главный цвет в палитре художников, которые стремятся зафиксировать, как восстанавливается Минск. Здесь и радость победы, и вера «в торжество идеалов социальной справедливости». Недели, а то и месяцы Антон Бархатков проводил на пленэрах. Его стихия — пейзажная живопись. Но одну работу 1953 года он посвятил Минску — «Проспект им. И. В. Сталина» (так с 1952 по 1961 год назывался проспект Независимости). ![]() ![]() — По проспекту едет общественный транспорт и «Победа», узнаваемы силуэты зданий. Одни дома достроены, другие — еще в строительных лесах. Все это типичные детали Минска начала 1950-х, — комментирует работу Антона Бархаткова его сын Игорь Бархатков, художник и коллекционер. — Молодая женщина с ребенком на первом плане — это мама и мой старший брат. Витольд родился в 1948 году, здесь ему пять лет. Любопытно, что мастерская Антона Бархаткова находилась в доме № 19 на проспекте. Это здание можно рассмотреть на картине. Но свое пространство для работы появилось у художника позже. А тогда, в начале 1950-х, не было ни мастерской, ни жилья. Семья переехала из Москвы в Минск, и первое время пришлось «покрутиться по квартирам». — Поиски квадратных метров усложнялись из-за рояля, — уточняет Игорь Антонович. — Мама окончила ГИТИС, она мечтала стать артисткой оперетты, но посвятила себя семье. Прекрасно пела, играла на рояле. И нужно было найти такую квартиру, чтобы там поместился ее инструмент. Парадный портрет Минска: лучше, чем в жизниСталинский ампир завораживал не только недавних выпускников художественных училищ и академий, но и опытных мастеров. В 1950-е годы серию работ на тему новой архитектуры Минска создал график Анатолий Тычина. ![]() ![]() — В 1950 — 1960-е годы в творчестве многих белорусских художников Минск представлен как растущий советский город. Изображая знаковые архитектурные объекты, ансамбли центральных улиц и площадей, они стремились подчеркнуть монументальность. Художники создали «парадный портрет» столицы БССР, — рассказывает заведующая отделом архитектуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат искусствоведения Татьяна Горанская. Город, которого нет: разрушенная Немига и провинциальная Зыбицкая— В то же время художники желали сохранить в памяти фрагменты изменяющегося городского пространства, облик исчезающего старого Минска, его историю. Они создали «камерный портрет» города, — уточняет Татьяна Горанская. ![]() ![]() — Посмотрите на работу Николая Дучица «Во дворе Торговой улицы», — продолжает рассказ собеседница. — Вы догадались бы, что это современная Зыбицкая? Тогда она больше напоминала городские трущобы. А сегодня на этой улице рестораны и бары. Или другой пример. Если вы провели детство в районе Немиги и вернулись сюда в почтенном возрасте, то видите, насколько здесь все по-другому теперь. Город постоянно меняется, старая застройка сносится. Поэтому можно сказать, что Минск в определенной степени иллюзорный город. ![]() ![]() Минск 1970-х — это широкие проспекты, рабочие окраины и новые микрорайоны. — В 1960−70-е годы строятся крупные жилые массивы — «Восток», «Зеленый Луг» и другие. Но со временем восхищение индустриальными пейзажами сменяется изображением однообразной панельной застройки жилых микрорайонов, — рассказывает Татьяна Горанская. Детский сад на прогулке: сценки из жизниИногда город уходит на второй план. Тогда он лишь фон, декорация, а в главной роли — люди и их повседневная жизнь. Кадры из наивных советских фильмов напоминают уличные зарисовки художника Анатолия Волкова (сына Валентина Волкова — автора знаменитой работы «Минск 3 июля 1944 года). — Отец — очень хороший рисовальщик. В его время не было цифровых камер, телефонов. Все этюды делались с натуры, — рассказывает его сын, художник Сергей Волков о том, как создавалась серия акварелей «Минск и его жители». Художник выполнил эти работы по договору с Министерством культуры. Это обычная практика по тем временам. С автором заключался договор, где указывалось, сколько работ он должен сделать, и сумма гонорара. Его выплачивали только после того, как экспертная комиссия давала свое положительное заключение. ![]() ![]() — Отец жил на улице Веры Хоружей, а рисовать ездил в центр — в район ГУМа, Круглой площади (сегодня это площадь Победы. — TUT.BY), — рассказывает Сергей Анатольевич. — Он всю жизнь иллюстрировал детские книжки и любил рисовать малышню. В серии «Минск и его жители» есть рисунок, где группа детсада с воспитательницей на прогулке. Папа рисовал ее с моей родной сестры Ирины. Она тоже художник и большая рукодельница. Сама сшила себе пальто. И надела его, когда позировала папе. Этюды он всегда делал на месте, а позже, в мастерской, повторял сюжет на листах гораздо большего размера. Зимой часто рисовал из машины. Парковался, где хотел. На это у него было специальное разрешение от ГАИ Минска. — Вы шутите. Такого не бывает! — Отец много сотрудничал с «Вожыкам» (белорусский сатирический журнал. — Прим. TUT.BY). А художники этого журнала выпускали «Окна ГАИ». Эти стенгазеты вывешивали на специальные щиты у отделений ГАИ. В «Окнах» высмеивалось неправильное поведение за рулем, были показаны какие-то курьезные ситуации. Так что в ГАИ отца знали и уважали его работу. Давно снесли: неожиданно красивый барак и старинная синагогаКартина Василия Сумарева «Мой дом» хоть и написана в начале 1970-х, но иллюстрирует детские воспоминания художника. А это первые послевоенные годы. Тогда он жил на Белорусской, 37. Тот двухэтажный барак, который занимали семьи железнодорожников, давно снесли. Но сохранилась его живописная копия. ![]() ![]() Все герои картины узнаваемы. Это родители Василия Федоровича, соседи, друзья детства. Себя художник изобразил трижды. Он — тот мальчишка, что залез на крышу и пишет этюд. Других двоих угадать сложнее, но мы спросили у автора и теперь знаем наверняка: один подтягивается на турнике, другой — залез на яблоню. Лучший вид на город открывается с крыш. Май Данциг, один из главных портретистов Минска, знал это наверняка. ![]() ![]() «Куда ты?! — кричали рабочие, когда художник взбирался вверх по лестнице недостроенного здания Белпромпроекта, что на площади Свободы. — Туда нельзя!». Но Данцига было не остановить. Оттуда отлично просматривался исторический центр. По тем впечатлениям художник создал картину «Мой город древний, молодой». Это масштабное полотно размером 2,5 на 3 метра — главное посвящение Данцига Минску. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Город в 1950-1970-е годы и сегодня. На картинах и в жизни. Смотрим и сравниваем |
|