Юрия Аванесовича Шахмурадова не зря называют профессором. Он, наверное, один из наиболее известных и авторитетных тренеров в вольной борьбе, добившийся в своей карьере таких вершин, о которых иные не смеют и мечтать.
Будучи просто Юрой, неоднократно становился чемпионом СССР, мира и Европы, а закончив в 30 лет карьеру и став Юрием Аванесовичем, тут же — небывалый случай! — возглавил сборную Советского Союза и добился с ней высот небывалых. Судите сами: с 1972 по 1981 год на Олимпийских играх в Монреале и Москве советские борцы вольного стиля завоевали 12 золотых медалей! В дальнейшем Юрий Шахмурадов работал заместителем начальника управления единоборств Спорткомитета СССР, занимался научной деятельностью. В начале 90–х годов снова вернулся на тренерскую работу. В 1991 — 1993 годах был главным тренером сборной Турции, в 1993 — 1995 — возглавлял сборную Италии. В 1995 — 1996 руководил тренерским штабом сборной России, а в дальнейшем работал там старшим тренером. С 2002 года является директором Центра олимпийской подготовки Дагестана.
Свое профессорское звание он получил еще при спортивной жизни, — уж больно техничный был борец. И его появление в Минске — это событие. Приехал Юрий Аванесович к нам с миссией учительской, делиться накопленным опытом и знаниями — накануне турнира, посвященного памяти первого в истории белорусской борьбы олимпийского чемпиона Олега Караваева, который пройдет в Минском Дворце спорта.
Он вообще остался очень доволен приездом и поражен Минском в частности. Главным инициатором визита в Минск человека, чье имя с трепетом произносится во всем спортивном мире, стал председатель федерации борьбы Юрий Чиж. «Деятельный и очень серьезный человек, который всерьез хочет вернуть белорусской борьбе ее былую славу», — говорит о нем Юрий Аванесович и вспоминает Александра Медведя, Олега Караваева, Юрия Сюльжина, Сергея Смаля... Тех, кто когда–то поднимался на олимпийский пьедестал, но дело которых на определенном этапе застряло, застопорилось и долго уже не может сдвинуться с мертвой точки. Сейчас в нашей сборной много борцов из других стран и республик, но неужели оскудела земля белорусская на свои таланты?
— Как взрастить на своих хлебах олимпийского чемпиона? — спрашиваю я у Юрия Шахмурадова, пытаясь выведать у него таинственный рецепт. Он улыбается и отвечает, что секретов здесь никаких нет. Просит лист бумаги, берет карандаш, выводит на нем параболу и объясняет по–профессорски просто и доступно. В двух словах.
— Вот смотри. Спортсмены и тренеры сегодня находятся в состоянии абсолютной комфортности, остановились на одном уровне, и чтобы сдвинуть их с этой точки, нужна мотивация. А ее нет. Зачем им куда–то стремиться? Есть неплохая зарплата, они ездят на сборы, выступают в турнирах, носят форму сборной страны. Престижно и удобно. Они всем довольны: выиграл — хорошо, проиграл — не трагедия. Привыкли. Для них это — как зубы по утрам почистить. А с таким настроением чемпионом не станешь, и это не только борьбы касается, а всего спорта и даже жизни. Помню, отнять балл у Александра Медведя невозможно было даже на тренировке, с такой злостью он боролся. А сейчас вы много знаете таких спортсменов? Так что никакого секрета нет — работать надо, вот и все...
Пожалуй, ни один другой специалист не умеет растить чемпионов так, как это делает Шахмурадов. «Тренер — это не тот человек, который показывает ученикам приемы и на этом все. Что здесь может быть нового? Приемы эти еще на древних скалах нарисованы были, здесь все уже придумано и ничего нового не изобретешь. Тренер — это целый комплекс умений: и психология, и умение контактировать с людьми, и знание современных методик... Мозги надо включать, тогда и будет результат!» — говорит он и будто на лопатки укладывает.
В Центре олимпийской подготовки по борьбе в Махачкале, который уже не первый год возглавляет Юрий Аванесович и который на–гора производит чемпионов, став своеобразным «шаолинем борьбы», нет каких–то суперусловий. «У нас три ковра, гостиница на 25 мест и зал на полторы тысячи зрителей...» Но есть выстроенная система, государственная программа развития борьбы, две тысячи долларов официальной тренерской зарплаты и желание работать.
Юрий Шахмурадов говорит, что уверен: при изменениях, которые нынче наблюдаются в белорусской борьбе, результат должен быть. «У вас прекрасные условия для работы, которых нет, наверное, нигде. Я был в Логойске, Раубичах, а «Стайки» — это вообще «прикормленная» база, на которой почти «живут и жили» спортсмены практически всего Союза. А «Минск–Арена»? Я раньше думал: неужели в Беларуси нет других проблем, что они так в спортивное строительство ударились? А сейчас приехал и восхищен!»
Мы долго общаемся, вспоминаем об инциденте, который случился в Махачкале летом (в Шахмурадова прямо во время тренировочных сборов выстрелил его собственный ученик, прострелил навылет колено). К счастью, обошлось, а стрелявший оказался психически неуравновешенным. Говорим о молодых годах Юрия Аванесовича, обсуждаем гениев борьбы.
— Кто, по вашему мнению, лучший борец всех времен и народов? — спрашиваю.
— Если сопоставлять титулы, то трехкратные олимпийские чемпионы Александр Медведь и Александр Карелин, — не задумываясь называет он имена. — Помимо этих великих, должен упомянуть Арсена Фадзаева, Владимира Юмина, Сергея Белоглазова, из современных — гения XXI века — Бувайсу Сайтиева. Они многое привнесли в спортивную борьбу. Они боролись на уровне подсознания — это высшая математика!
Напоследок я не могу удержаться от соблазна и показываю Юрию Шахмурадову фотографию, которую взял как–то у главного тренера нашей сборной Сергея Китаева. На ней он побеждает на турнире в Иране, подняв соперника на «мельницу» и ухнув на ковер. Шахмурадов заинтересовывается, смотрит на нее как специалист в области искусства на «Черный квадрат» Малевича, отмечая: «Уникальное фото! Очень интересное. Обычно этот прием выполняют, став на одно или на два колена, а Сережа умудрился захватить соперника, стоя на ногах! Хорошо поймал! Китаев интересно и технично боролся, и лично я верю в него как в тренера. Он недавно возглавил вашу сборную, и ему надо помочь. Знаю, что кто–то в него не верит, может быть, немножко завидует, но он хочет и умеет тренировать. Нужно дать Сергею шанс, все должны делать одно дело. Пройдет олимпийский цикл, сядьте, поговорите, обсудите: что правильно сделано, а что нет. Но нужна тождественность усилий».
БорецЮрия Аванесовича Шахмурадова не зря называют профессором. Он, наверное, один из наиболее известных и авторитетных тренеров в вольной борьбе, добившийся в своей карьере таких вершин, о...