U-18. Чужой пример целителен. Выбор доктора. 21.by

U-18. Чужой пример целителен. Выбор доктора

04.05.2010 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

U-18. Чужой пример целителен. Выбор доктора Завершившийся в прошлую пятницу юношеский чемпионат мира в который раз продемонстрировал, что в Беларуси подготовка резерва не просто оставляет желать лучшего — этот процесс давно находится на катастрофически низком уровне. И если не принять мер по лечению пациента, то не за горами день, когда наши дружины проследуют по стопам украинцев, нынче распрощавшихся даже с дивизионом 1.

Между тем апрельский турнир предоставил отечественным функционерам возможность изучить передовой опыт ведущих держав и, проанализировав собранную информацию, определиться, какой же из методов оздоровления лучше других подходит для детско-юношеского хоккея.
Сразу же оговоримся, что принимать в качестве примера российский вариант — значит брать отсрочку на хирургическое вмешательство. У наших восточных соседей проблем не меньше. Однако громадный человеческий ресурс даже при пущенной на самотек централизованной и контролируемой огранке талантов пока еще позволяет сохранить высокую конкуренцию, за счет чего периодически появляются звезды даже мировой величины.
Тогда как в других странах, представители которых выступали на аренах Минска и Бобруйска (с недавних пор — и в соседней Латвии), уже не одно десятилетие функ- ционируют институты сборных. И появление каждого из них стало следствием временного кризиса. Порой даже не столь тяжелого, нежели тот, который уже добрый десяток лет переживает Беларусь. Причем тренеры и функционеры, гостившие в нашей стране две недели, при наличии свободного времени не только рассказывали об особенностях работы с подрастающим поколением в их странах, но и помогали находить более обширную информацию в мировой паутине.

Эталон качества

Начнем анализ методик подготовки резерва с наиболее успешно проявившей себя в новейшей истории модели — американской. Достижения “звездно-полосатых” на юношеском и молодежном уровнях в последние годы красноречиво убеждают в правильности избранной стратегии. Конечно, при желании стремительный прогресс заокеанских дружин можно объяснить тем, что при огромном выборе наставникам удается не прогадать при комплектовании команды и не ошибиться, определяя самых-самых из не одной сотни достойных кандидатов. Однако прежде эта методика чаще давала сбои, нежели радовала громкими победами. И в начале тысячелетия в США основательно пересмотрели процесс подготовки резерва. Впрочем, в меньшей степени ремонта требовал детский хоккей. Основы игры мальчишки на этом этапе становления усваивали на ять. А вот для выхода на качественно новый уровень прежние методики уже не годились.
К тому же в США хоккей в структуре студенческого спорта долгие годы оставался в роли золушки. Куда больше заокеанские вузы интересовались американским футболом, бейсболом и особенно баскетболом. Посему по окончании школы ребята, до того занимавшиеся хоккеем, бросали нравившееся прежде увлечение и полностью посвящали себя учебе. Определив причины, которые резко ограничивали выбор исполнителей для юношеских наставников, федерация хоккея США занялась устранением проблемы.
Сразу же было решено не распространять федеральную программу развития на всю страну, а провести ее дифференциацию. То есть рекомендовать в каждом штате создание хоккейной команды при учебных заведениях, однако упор сделать на места, в которых этот вид спорта давно прижился и по популярности не уступал бейсболу и баскетболу. Помимо, как принято говорить у нас, “разнарядки”, окончательному утверждению центрально-американских Иллинойса, Мичигана, Миннесоты, а также расположенных на Атлантическом побережье страны Пенсильвании и Массачусетса в качестве основных регионов развития хоккея способствовало и наличие специалистов. Экс-игроки НХЛовских “Детройта”, “Миннесоты”, “Питтсбурга”, “Филадельфии”, “Бостона”, как и их менее удачливые коллеги, выступавшие большей частью в низших североамериканских лигах, по завершении карьеры переходили на работу в детские школы, уже обладая начальными знаниями о новом ремесле.
Не оставались в стороне от происходящего и теоретики из федерации. Американские функционеры в стремлении выработать свою концепцию развития хоккея не считали зазорным детально изучить опыт европейских стран, а также основательно копнуть прошлое, отобрав все лучшее, что существовало в СССР. Как итог, с 2002 года лишь однажды (в 2003-м) юношеская сборная США на чемпионате мира осталась без медалей, пять раз брала золото, дважды разживалась серебром и еще раз — бронзой.
Эта стабильность не случайна. В шестнадцатилетнем возрасте самые одаренные и способные американские ребята оказываются в национальных центрах подготовки, где, помимо учебы в университетах (дистанционно), продолжают совершенствоваться в хоккейных навыках. За два сезона подготовки к дебюту на юношеском первенстве мира каждое поколение проводит только за чемпионат порядка шестидесяти поединков. Кроме того, регулярно выезжает на представительные международные турниры. А наставникам остается за это время лишь вносить коррективы в учебный процесс и по мере появления проблем устранять их.
Юниорские (U-16, U-17) и юношеская (U-18) сборные также постоянно находятся под пристальным контролем тренеров по физподготовке и диетологов — людей, о существовании которых в белорусском хоккейном хозяйстве, возможно, и не подозревают. А ведь мелочей в подготовке звезд не бывает. И в период бурного развития организма любая мелочь способна погубить ростки таланта. Поэтому и физические нагрузки американские надежды получают дозированные, и питание у них сбалансировано в зависимости от того, какие объемы тренировочных работ запланированы.

Белорусский конфликт интересов

Шесть лет назад, когда Минск принимал первенство восемнадцатилеток, “звездно-полосатые” презентовали свою модель. Но у нас никто не обратил внимания на оставшийся в тени медального взлета труд. Хотя уже тогда в ростере американцев значились четырнадцать выпускников национального центра подготовки. В 2010-м таковых оказалось уже двадцать. Ничего никому не напоминает? Нет? Тогда вспомним конец 90-х годов прошлого столетия, когда национальная сборная Беларуси дебютировала на Олимпиаде, а через два месяца — и на чемпионате мира в компании сильнейших.
Весь мир удивлялся, узнав, что наша национальная дружина на восемьдесят процентов состояла из воспитанников одной хоккейной школы “Юность”. При этом многие из тех белорусских первопроходцев на заре карьеры прошли своего рода централизованную подготовку в существовавшей некогда ШВСМ.
Нынче с увеличением количества школ качество выдаваемого отечественными ДЮСШ и СДЮШОР продукта не улучшилось. Наоборот, наше хозяйство скорее напоминает заброшенный деревенский двор, нежели аккуратную мастерскую искусного ювелира. А ведь способных ребят за последние два десятка лет было в избытке. Однако по каким объективно-субъективным причинам большинство из них пропадали на подходе к молодежному уровню, никто давно не задумывался. В люди выбивались либо самые талантливые, либо те, кто уехал за границу и, оказавшись в руках более умелых мастеров, продолжил прогрессировать.
Тогда как даже в юношеской сборной, составленной из ребят 1992 года рождения, способных мальчишек хватает. Нет пока лишь одного — желания отечественных специалистов возиться с молодежью и помогать ей в дальнейшем росте. Вот здесь-то и следовало бы выйти на первый план родной федерации и реанимировать опробованную два сезона назад идею создания базовой дружины для молодежной сборной. А заодно ее усовершенствовать. Ведь в своих командах многие молодые хоккеисты не получают должной игровой практики даже на уровне фарм-клубов. И после этого, оказавшись на лидерских позициях в сборных, попросту не знают, как действовать при реализации большинства или вести позиционные атаки. Между тем, собрав всех лучших ребят определенного возраста в одной команде, наставники могли бы постепенно, не форсируя событий, подводить парней к профессиональной карьере. С учетом упоминавшихся выше американских традиций — наращивания мышечной массы под контролем специалистов по физподготовке и диетологов — обучать ребят определенным тактическим схемам, тем самым закладывая одинаковый для сборных всех возрастов единый игровой почерк, устранять на ранних стадиях дефекты в катании и владении шайбой и совершенствовать их.
Причем в американских национальных центрах, помимо подготовки резерва, постоянно растят и тренеров. Кто лучше зарекомендовал себя в работе, тому и доверяется право везти юношескую или молодежную сборные на чемпионаты мира. При этом прежние заслуги (в том числе достижения хоккеиста во время игровой карьеры) в расчет не берутся.
Правда, в белорусском случае с созданием аналогичного центра возникнет немало проблем. Скажем, отсутствие толковых специалистов по физподготовке или разбирающихся в особенностях спортивного режима диетологов — дело поправимое. Однако как быть с кадровым составом центра? То бишь юными хоккеистами. Ведь многие уже с четырнадцатилетнего возраста имеют контракты в клубах. И отпускать их для централизованной работы никто не пожелает. Ведь даже в юниорских или детских чемпионатах страны каждому наставнику любой школы необходимо кровь из носу дать результат здесь и сейчас, не заботясь о завтрашнем дне. А без ведущих исполнителей тренер рискует опростоволоситься в турнире, а затем и вовсе потерять работу или в зарплате. Своя рубашка ближе к телу, а общенациональные идеи для многих — пустой звук.
Впрочем, важно, как в этой ситуации поведут себя новые руководители отечественной федерации. Сумеют ли убедить белорусских клубных функционеров консолидироваться и попробовать поработать на общее благо. Интересно, как отреагируют на такое предложение представители команд. Ведь никто на местах вдруг не станет играть в героя и резко омолаживать состав, предоставляя возможность заявить о себе выпускникам школ. Несколько неудач — и можно лишиться места работы.
Вариантов сотрудничества с возможным национальным центром предостаточно. Юных талантов можно передавать для дальнейшей подготовки, к примеру, на арендной основе, чтобы через несколько лет парни возвращались в родной клуб. Но в этом случае командам чемпионата Беларуси (а не только государству) придется частично спонсировать этот центр. Либо отдавать права на мальчишек за денежную компенсацию.
В случае если клубы станут в позу и свою выгоду поставят выше интересов сборных, нашей федерации необходимо будет изучить опыт других хоккейных держав.

Северное единство

Например, Швеции, Финляндии или Канады. Стран, в которых упор делается больше на клубную подготовку. С той лишь оговоркой, что в Канаде нет четкой системы “школа — “фарм” — взрослая команда”. В этих государствах во главе угла теоретическая деятельность функционеров федерации, которые постоянно следят за подготовкой резерва и корректируют работу региональных структур посредством разработки новых методик и рекомендаций.
Головным офисам канадской федерации в Калгари и Оттаве подчинены периферийные филиалы в Монреале, Сент-Джоне и Ванкувере. И, имея четко структурированную пирамиду, руководители отдела спортивного совершенствования доводят нужные требования до местных отделений организации. При этом, помимо изучения всевозможных пособий по проведению занятий, провинциальные наставники в любое время могут узнать, насколько успешно они готовят мальчишек, сравнив результаты тестирования питомцев с нормативами федерации.
Правда, в этой североамериканской стране хоккеисты, как правило, громко заявляют о себе не в юношеском возрасте, а на молодежном уровне. То есть, получив азы игры, паренек проходит горнило всевозможных минорных заокеанских лиг, где и пытается приглянуться как НХЛовским скаутам (естественно, в первую очередь), так и селекционерам федерации, которые и формируют команды на чемпионаты мира.
Европейские страны-соседки также много времени уделяют разработке методических пособий и контролю за деятельностью региональных подразделений. С той лишь разницей, что в Финляндии за развитие отвечает отдел национального института спорта, расположенный в небольшом городке Виерумяки, а в Швеции — специальный орган федерации. Функционерам остается только вовремя информировать клубы и школы о сроках проведения различных тренерских семинаров. Да не забывать оперативно делиться новейшими разработками и концепциями ведения учебно-тренировочного процесса.
Такой вариант лечения белорусского хоккея применим лишь в случае, если отечественные команды откажутся сотрудничать с предполагаемым центром подготовки. Да и создать отдел в федерации, который по примеру шведского или финского занимался бы теоретической деятельностью и контролем за выполнением рекомендаций гораздо проще. Однако тогда ведомству Евгения Ворсина придется в принудительном порядке обязать все школы отправлять наставников на учебу, а также включить в штатное расписание упоминавшихся специалистов по физподготовке и диетологов. Чего греха таить: уровень знаний многих тренеров, особенно в городах, где ледовые арены появились не так давно, оставляет желать лучшего. Но согласятся ли команды тратить деньги на повышение квалификации, а затем ждать отдачи — большой вопрос...

Виталий ЕСИС

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Завершившийся в прошлую пятницу юношеский чемпионат мира в который раз продемонстрировал, что в Беларуси подготовка резерва не просто оставляет желать лучшего —...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика