Турнир, достойный вувузел. 21.by

Турнир, достойный вувузел

16.06.2010 14:18 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Турнир, достойный вувузел

Турнир, достойный вувузел

Мрачные предсказания автора этих строк, сделанные относительно влияния вувузел на характер восприятия событий мундиаля в ЮАР, оправдываются в полной мере. Это действительно нечто непотребное, дикое, первобытное, режущее слух. Какофония немелодичных, утробных звуков, заставляющая изгаляться в поисках точных, но нетривиальных аллегорий.

Ввиду невероятной степени раздражения — объемного, подчеркнем, раздражения — они (аллегории) уже стремительно приближаются к грубоватому занудству. Яркий пример такого творчества наизнанку — сравнение звуков, издаваемых южноафриканским дудками, с роем мух, кружащим над определенной пахучей инстанцией. Вувузелы — иначе и не скажешь.

Но самое страшное заключается в ночных кошмарах, приходящих после просмотра и прослушивания большинства матчей мундиаля-2010. В том ужасе игры подсознания, переносящего в гипотетическое будущее стадионов Мюнхена и Глазго, Барселоны и Манчестера, Милана и Ливерпуля. Вроде бы все как и всегда — трибуны заполнены, на них праздничная атмосфера. Но вот включается звук — и вместо пения опять слышатся вувузелы. Согласитесь — это, не дай бог, будет настоящая беда, с потерей ориентиров и обязательными футбольными, моральными, нравственными катаклизмами. Апокалипсис — в чистом виде. Впрочем, проникновение вувузел из ЮАР, из Африки в страны остального мира — это не перспективная опасность. Эта угроза уже с нами — здесь, сейчас, везде. И речь идет не только о том, что кто-то из туристов привезет гнусные дудки себе на родину или какой-то бессовестный предприниматель наладит их массовое производство, например, в Европе, проигнорировав правила приличия и традиции болельщицкого сообщества в Старом Свете. Просто вувузелы уже повсеместно оккупировали футбол, проникнув ему в душу. А потому не стоит удивляться, что просмотр матчей текущего мундиаля ( за редким исключением) пока является пыткой. Скучно, братья и сестры, очень тоскливо, уныло и грустно! Причем до того, что порой хочется объявить охоту на ведьм, заняться в ближайшем окружении поиском тех, кто, допустим, рукоплескал «творческому прагматизму» португальского специалиста Жозе Моуринью. Чьи идеи множатся и перемножаются, крепчают и крепнут, уничтожая себе в угоду — главное, не забудьте, результат! — любые претензии на эстетику.

Дело дошло до того, что известный в недалеком прошлом российский игрок Алексей Смертин — средненький, мягко говоря, исполнитель по европейским меркам, ныне промышляющий на комментаторской ниве, классифицировал всех участников мундиаля всего в две группы. Первая — сборные, ожидающие ошибок соперников. Вторая — сборные, провоцирующие соперников на совершение означенных промахов. А третьего, по Смертину, не дано. О созидании, творчестве, не вспоминая уже о таком понятии-анахронизме, как романтика, — ни слова.

Конечно, можно по полной программе катить на Алексея бочки, говоря о соответствии его фамилии с тревожными процессами, протекающими в современном футболе. Можно поднять тему его собственной карьеры: талантливый хавбек, склонный к креативу, согласился с ломкой собственного «Я», состоявшейся, кстати, еще до пересечения путей с Моуринью в «Челси». Но ведь, по сути, он прав. Нет третьего варианта, практически нет!

Эти строки пишутся во вторник до начала трех баталий пятого дня чемпионата мира. Поэтому португальцев, ивуарийцев, бразильцев и испанцев автор этих строк пока оставляет за скобками анализа: не видели — не знаем, хотя есть большие сомнения, что весь этот квартет отличится со знаком «плюс». Но первые четыре дня ЧМ принесли такие футбольные «праздники», что выделить можно только немцев. Они действительно играли, а не пахали, потея, пыжась и наливаясь красным в борозде, — за что заслужили благодарности с земным поклоном. Но и в этом случае одолевает тревога: разгромить Австралию — это почетно, но что получится у немцев в следующих матчах. Особенно в плей-офф, где пути «маншафт» уже на первой стадии «олимпийки» пересекутся с каким-нибудь махровым апологетом прагматизма, причем организованным и умеющим хотя бы ожидать ошибок соперника. А возможно, даже способным провоцировать на совершение оных. И, знаете, нет никакой уверенности в том, что немцы не обломают о такую крепость своих тевтонских резцов, нет твердой убежденности в том, что подопечные Йоахима Лева сохранят привлекательное лицо, продемонстрированное ими в минувшее воскресенье.

И надо бить в колокола тревоги! Надо! В политику освещения мундиаля «СП» заложено обязательное определение символических сборных каждого тура групповых турниров и каждой стадии плей-офф. Но давайте прикинем, кто после проведения в ЮАР 11 (!) матчей — знаковое для футбола число — вправе претендовать на эту честь. Итак, выберем схему 4+2+3+1 и «бросим» на фланги обороны немца Лама, что понятно, а заодно наградим за гол аргентинца Хайнце, хотя вопрос состоятельности Габриэля, мягко говоря, актуален. В опорную зону определим Хедиру, линию инсайдов также составим из подопечных Лева — Подольски, Езил, Мюллер. В принципе, можно найти и еще одного «волнореза», и обоих центральных беков. Но что делать с нападающим и вратарем? 11 матчей чемпионата мира не дали кандидатов, которые бы не нуждались в притягивании за уши. Причем показательный момент и крайне неприятная иллюстрация, наглядно дающая понять, какой футбол в моде, — дефицит как форвардов, так и голкиперов! Никто классно не атакует и не совершает выдающихся спасений! Действительно, разве можно вспомнить в этих одиннадцати матчах какой-нибудь эффектный вратарский сэйв?! С большой натяжкой к таким можно причислить спасение англичанина Грина при силовой, красивой атаке американца Алтидора. Но, во-первых, в том эпизоде голкиперу сильно повезло, а во-вторых, мы помним, каким ляпом прежде всего запомнится Грин в том противостоянии.

А если еще подсчитать количество глупых, необязательных, «мусорных» голов, случившихся в первых 11 матчах мундиаля, то легко прийти к выводу: атакующая составляющая игры в ЮАР сведена к нулю, а чемпионат уже сейчас можно сворачивать на стадию полуфиналов. Авансом выводить туда бразильцев и испанцев, дополняя немцами и аргентинцами.

«Альбиселесте», конечно, не слишком впечатлили в стартовом сражении с нигерийцами, хотя реализуй Месси лишь половину своих моментов, и оценка была бы принципиально иной. Не удалось, но от этого Месси не перестал быть самим собой, сохраняя надежду всем почитателям его таланта и болельщикам аргентинской сборной на светлое завтра в ЮАР. Но самое главное — Марадона. Черт его знает, какой он тренер, но то, что этот человек по-прежнему живет футболом, а не результатом, — абсолютно точно. Можно сколь угодно долго и въедливо иронизировать над костюмом с блестящим отливом, сковавшим движения Диего, над часами на обоих его запястьях, но экспрессия этого человека не наиграна, не высосана из пальца. И сборная у него может быть только живой, пускай и с элементами бестолковости. За этот взгляд, за эти объятия, за эти эмоции Марадоне можно простить все. И болеть за него можно и надо искренне, давая понять всем «рыбьим глазам», от чего зависят человеческие симпатии. Ведь большинство последователей Моуринью так и не допетрили до осознания основной стратегической линии Жозе. Мрачный, скучный, прагматичный футбол своих команд португалец компенсирует собственной вычурной экспансивностью, скандальностью, вызывающим апломбом. То есть Моуринью мудро дает публике приватным эпатажем те эмоции, которых он лишает ее в футболе. Конечно, овес — плохая замена овсу, но хоть что-то. У других нет и этого — одно лишь дрожание за результат и уподобление скупому рыцарю.

А африканские сборные пока горят на домашнем мундиале ярким пламенем, демонстрируя полную потерю прежней раскованности, самобытности, характерной веселости, естественного восприятия игры с мячом. Ведь даже ганцы не выбились из общего серого ряда, победив сербов благодаря шальному пенальти. И удивляться этому африканскому безличию не стоит — это все тот же вирус, поразивший современный футбол до уровня пандемии. Ведь даже бразильцы сегодня — это не бразильцы вчера. Кудесниками мяча их назвать уже проблематично. Разумеется, речь идет не о технической оснащенности, а о духовном первородстве, без которого нельзя претендовать на звания «кудесников», «волшебников» и прочих «чародеев». Сейчас бразильцы — гении конформизма, способные приспособиться под любую игровую модель, готовые мимикрировать в любой европейский чемпионат. Итальянский, испанский, английский, немецкий, французский, греческий — без разницы. Они — профессионалы, зарабатывающие деньги, и зарабатывающие их в основной массе заслуженно. Они способны качественно обслуживать любого тренера, как бы его прагматические воззрения ни входили в конфликт интересов с полученным романтическим образованием исполнителей. Да и в самой Бразилии уже не первый год слышны вувузелы. Но пентакампионов спасает их футбольная культура, а какие истоки, корни у африканцев?! Их сломать, обезличить, причесать под одну гребенку оказалось значительно проще и легче. Тем более что они тоже зарабатывают деньги легионерскими трудами, они тоже, хотя и гораздо менее успешно, но приспосабливаются и мимикрируют. Да и своих тренерских кадров в Африке немного, а те, что есть, уже европеизировались с подачи колымящих на Черном континенте шабашников-гуру.

… На днях глава оргкомитета мундиаля Дэнни Джордан сделал угрожающее заявление: дескать, вувузелы могут запретить. Но это сказки! Вувузелы, будь они не ладны, останутся с нами. Их в одночасье не вытравишь. Особенно из души. Другой вопрос: сколько нам предстоит с ними мучиться?

Руслан ВАСИЛЬЕВ


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мрачные предсказания автора этих строк, сделанные относительно влияния вувузел на характер восприятия событий мундиаля в ЮАР, оправдываются в полной мере. Это...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика