Зной лета ковбоям зимы. 21.by

Зной лета ковбоям зимы

20.07.2010 14:14 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Зной лета ковбоям зимы

Зной лета ковбоям зимы

В русскоязычной среде стреляющих лыжников уже давно ходит-бродит популярная шутка: настоящий биатлонист должен стрелять, как ковбой, и бежать, как его лошадь. Разумеется, точность пресловутого ковбоя обязана быть идеальной или, как минимум, близкой к идеальной, а его не менее пресловутая лошадь — обладать завидной резвостью. Для этого и надо, не зная покоя и отдыха, выкладываясь по максимуму, трудиться на сборах летом. Но как лето, так и сборы бывают разными. И тот, что проходит сейчас для национальной сборной Беларуси в родных Раубичах, мягко говоря, несет в себе многие черты экстремальности. В этом бригада «СП» убедилась, наведавшись в гости к Дарье Домрачевой, Сергею Новикову и Ко в минувшую пятницу на вторую вечернюю тренировку.

ЕЩЕ ЦВЕТОЧКИ!

А ведь, по большому счету, 16 июля ужас белорусского зноя поначалу был достаточно щадящим. Аккурат перед стартом тренировочной сессии на Раубичи обрушился один из залпов дождя, который, впрочем, не принес облегчения, лишь добавил влажности и в без того одуряющую атмосферу духоты. Впрочем, ни женский, ни мужской составы после обеда не тренировались на стрельбище и не задействовали лыжероллеры. Но есть все основания утверждать, что те же подопечные Юрия Альберса с удовольствием бы поменяли занятие в атлетическом зале на мудреных тренажерах на очередной рабочий сеанс, пускай и не на таком уж свежем, но все-таки воздухе. Однако парни обливались потом в «качалке» не сачкуя, под постоянные ободряющие окрики наставников.

У девчонок программа была попроще, и они веселой гурьбой вскоре получили «добро» на принятие водных процедур в акватории Раубичей, куда и отправились нырять в прекрасном расположении духа.

Парней же ждало еще одно немилосердное испытание. Пропотев на сгонку 2—3 килограмм в атлетическом зале, они таки отправились к стрельбищу, но тоже для работы, посвященной функциональной подготовке. На специальной площадке с турниками и шведскими стенками они использовали лебедочные механизмы для тренажа отталкивания при гипотетическом лыжном ходе. Признаться, ребят в эти минуты было искренне жаль. Ведь облака над Раубичами уже рассосались, и солнце жарило не по-детски даже по африканским меркам.

Но вот что однозначно понравилось: никто не ныл, не стонал, не жаловался, напротив, все работали в охотку и с хорошим настроением. А информация, пришедшая в пятницу из российского Ижевска (там на сборе биатлонистов в номере гостиницы один парень выстрелил в другого — как и почему, ответы даст следствие), лишь дополнительно напомнила всем, как важны в этом виде спорта самодисциплина, контроль и повышенная степень ответственности.

Дарья ДОМРАЧЕВА:

НОГИ БЕГУТ САМИ!

Бронзовая медалистка Олимпиады-2010 в Ванкувере Дарья ДОМРАЧЕВА, как и все, разумеется, страдает от жары. Но учитывая, что она в ответ на просьбы болельщиков об автографе всегда помимо факсимиле еще и рисует небесное светило, ей, по идее, все-таки легче переносить этот палящий зной. Даша с солнцем на короткой ноге. Да и ее позитивное отношение к жизни выручает биатлонистку в любых ситуациях. Не зря же за Домрачевой уже удержался красивый «никнэйм», данный «СП», — Белорусское Солнце.

— Ждали белорусы лета — и вот дождались. Да такого, что ныне многие мечтают о зиме…

— А значит, и о биатлоне! (Смеется.) Но — жарко. Очень жарко. Вы же сами чувствуете, что это не преувеличение. Тренироваться при таких температурах весьма трудно. Однако тренерский штаб все прекрасно понимает и так планирует занятия, чтобы нам было полегче, чтобы избежать всяких неприятных эксцессов. Утром выходим на тренировки пораньше — начало в восемь утра. Самыми первыми на огневых рубежах появляемся мы. В полдевятого уже точно стреляем. И, конечно, обязательны бейсболки, очень много пьем — страхуемся от тепловых ударов.

— Пьете?

— Воду! (Смеется.) Точнее говоря, специальные спортивные напитки с минеральными и витаминными добавками.

— Известно, что в нашей команде, как, наверное, и в любой другой, есть много любителей понежиться в постелях. А тут такие ранние подъемы…

— Что поделать… Человек привыкает ко всему. Уже вошли в режим. Просыпаемся без проблем. Да и когда представишь, что ждет, если упустить утренние часы, — ноги сами бегут на тренировки. Настроение отличное.

— В этот раз отпуск у вас получился длиннее обычного, но он все равно, видимо, пролетел незаметно. Тяжело было опять стать в биатлонную борозду?

— Отпуск — это да: вот он начался, и вот он уже закончился. Но не скажу, что так уж пришлось себя пересиливать. С первого дня тренируемся безо всяких психологических проблем и сожалений. Причем могу сказать не только о себе, но и о всей команде.

— Вы только 15 июля приступили к комплексной работе, а до этого концентрировались на постановочной, базовой работе — то есть стрельбе в спокойном состоянии. Какие у вас приватные результаты на этом фронте?

— Это лучше спросить у наставников…

— Знаете, летом они не очень многословны. Поэтому ограничились коротким комментарием: дескать, все у Даши и остальных девчонок нормально.

— Вот видите! Подтверждаю!

— В команде есть новички. Причем Дуборезова и Нафранович только-только перешли в биатлон из лыж, а значит, впервые взяли в руки винтовки. Они просят советов аксакалов?

— Безусловно, на самых первых тренировках подсказывали девочкам. Ведь биатлон богат на специфические термины. Но сейчас и Настя, и Ира уже полностью в теме, работают на равных и не комплексуют — настоящие биатлонистки.

— А как стреляют?

— У них, по-моему, многое получается. С каждой тренировкой все лучше и лучше. Конечно, им пока далеко до одних «нолей», о которых мечтает каждый спортсмен и тренер, однако прогресс очевиден. Склонность к стрельбе есть.

— Молодежь? Есть у нас в загашнике еще одна Домрачева?

— Об этом проще судить со стороны. Но вижу, что девчонки перспективные, справляются с нагрузками. Все у них в порядке и с мотивацией, что в спорте очень важно.

— До сбора в Раубичах женская сборная тренировалась в Австрийских Альпах — в Рамзау. Причем поднялась на глетчер. Как в июне произошло свидание со снегом?

— Таких свиданий было несколько. Другое дело, что в те дни в Рамзау была не очень приятная погода, поэтому не могу сказать: это было супер-супер. Тем не менее почувствовали снег, вспомнили гонщицкие ощущения, заглянули в зиму. Приятно, обрадовались. Сейчас с удовольствием вспоминаем. По-моему, в такую жару это естественно, да и биатлон — все-таки зимний вид.

— Для многих послеолимпийский сезон несет разгрузочный характер…

— Не знаю, не знаю. В отношении текущих тренировок ни тренеры, ни я сама не делаем никаких поблажек. Поэтому это не наш вариант. Что же касается результатов, то давайте дождемся стартов. Сезон нас ждет очень длинный — чемпионат мира в Ханты-Мансийске состоится в марте.

— Лес в Уистлере, где водятся страшные медведи, не снится?

— Не снится. (Смеется.) В Раубичах мишек нет, и у нас прекрасное, боевое настроение. Все замечательно.

Юрий АЛЬБЕРС:

ВСПОМИНАЮ ЛЕТО 93-го

Главный тренер мужской сборной Юрий АЛЬБЕРС нашел время для общения с «СП» после первой серии работы своих подопечных в атлетическом зале. Проведение второй было доверено ассистенту Сергею Соколовскому.

— Жара, Юрий Юрьевич, жара…

— Америки вы не открыли. (Смеется.) До сегодняшнего дня боролись с ней, боролись, но теперь предпримем обходной маневр. Начиная с субботы первую тренировку, как и женщины, будем проводить в восемь утра. Ртутный столбик термометра постоянно лезет вверх, и с этим надо что-то делать. Завтрак заказываем с вечера попроще — колбаса, творог, сыр, чай и кофе — и за работу. Жара достигла экстремальной отметки, и надо беречь спортсменов, чтобы зной не ударил по их здоровью. Предел… Помню, что-то похожее было в Раубичах летом 1993 года, когда мы приступили к подготовке к олимпийскому сезону. Тогда тоже перешли на вариант — раннее утро и поздний вечер. Так и сейчас придется спасаться. Кроме того, активно компенсируем потерю жидкости. В обычное время ребята много пили на тренировках, а теперь массажист просто не успевает готовить смеси. Но он старается и управляется. Постоянно призываем парней пить как можно больше.

— Но есть все основания утверждать, что жара не сказывается на настроении…

— Да, все нормально. В команду приглашены профессиональные спортсмены, понимающие специфику межсезонной подготовки. «Старики» осознают, что им нужно удерживать свое право называться лидерами, а молодежи надо пробиваться, теснить аксакалов. Благодаря этому в команде есть дух здоровой конкуренции, который мне нравится. Парни подстегивают друг друга.

— Пропустивший несколько занятий Абраменко уже трудится в общей группе?

— Да. Ничего серьезного у Евгения не было. Что же касается других хронических проблем, то давайте трижды сплюнем через левое плечо: тревог особых нет, и мы рассчитываем, что их не будет и в дальнейшем.

— Предыдущий сезон мы все называли самым сложным и ответственным — Олимпиада в Ванкувере. Но и предстоящий не будет легче. Хотя бы в силу его растянутости — чемпионат мира в Ханты-Мансийске состоится только в марте…

— Разумеется, это наложило отпечаток на тренерские планы. Как-никак, а главный старт сезона сдвинут практически на месяц по сравнению с традиционными февральскими сроками. Но мы вновь, как и в олимпийском сезоне, будем выводить спортсменов на пик готовности именно к самому важному испытанию. Есть, конечно, свои нюансы. Если год назад мы с Александром Поповым выводили команду из разобранного, деморализованного состояния, то сейчас надо сохранить баланс между опытом и молодостью. Та же юная поросль резва на подъем и хочет все быстрее и быстрее, а значит, парней надо сдерживать. Силы же аксакалов небеспредельны. Поэтому вопросы стратегии продумали тщательно. Молодежь будем по полной программе обстреливать на этапах Кубка мира, «старики» где-то будут брать паузу. Задача, повторюсь, — выйти на пик в марте. Ради этого чуть позже начали подготовку, да и к жесткому тренажу приступим в другие сроки, чем обычно. Кроме того, на 99 процентов уверен в том, что белорусская мужская сборная пропустит два этапа Кубка мира в Америке. Они состоятся в феврале, и лететь туда, потом обратно, а затем еще и в противоположную сторону на восток России — это огромный риск. Поэтому собираемся завершить выступления на этапах КМ в конце января в итальянском Антхольце. После чего при наличии снега в Беларуси вернуться на 10 дней домой, чтобы потом опять отправиться в Итальянские Альпы. А уже оттуда на короткий недельный сбор — на Урал.

— Универсиада, чемпионат Европы?

— Для молодежи эти соревнования стоят в плане. Студенты опять-таки в конце января отправятся на Универсиаду. Потом встречаемся в Антхольце, откуда до Риднау — места проведения чемпионата Европы — совсем недалеко.

— Олимпийский сезон доказал, что решение не возвращаться на Новый год домой было абсолютно верным…

— Собираемся так же поступить и на этот раз. Это непросто психологически, но при варианте, когда к спортсменам приезжают родственники, с повестки дня снимается и этот проблемный нюанс. Это удачная идея, страхующая от пропусков тренировок, переездов и прочих неприятностей типа гриппа. Поэтому Новый год собираемся встретить либо опять в Антхольце, либо в Рамзау. Да и на этот раз парни заглянут домой до главного старта сезона в конце января.

— О том, что молодежь работает увлеченно, вы уже сказали. А как оцените психологическую устойчивость?

— Тут с выводами торопиться не следует. Посмотрим, как парни покажут себя под прессом. Но костяк команды — тренеры и спортсмены через критику уже прошли. В прошлом сезоне на мужскую команду уже махнули рукой, хотя мы сознательно готовились к Олимпиаде, и не ошиблись. Поэтому объясним молодежи все психологические нюансы, а выдержат они или нет — вопрос открытый. Наблюдаю за ребятами, отмечаю их сильные и слабые стороны. Гарантий дать не могу, но мы надеемся.

Тем более что мой ассистент, Сергей Соколовский, личный наставник Аленишко, Чепелина и Цветова. Значит, ребятам должно быть немного легче. Выбор был неслучайным. Как неслучайно и привлечение наших сервисменов — специалистов с высшим образованием — в качестве помощников при проведении тренировок. Пока у них есть возможность помогать, мы их используем к обоюдной пользе.

— Мужские лыжи уже в работе у нашего шефа сервиса австрийца Нойнера?

— Именно так. В августе отправимся на сбор в Австрию и там на глетчере поработаем с лыжами и сами. Нойнер такой трудяга, что работает днем и ночью, летом и зимой. Кстати, в вопросах трудолюбия и дисциплины он многому научил своих белорусских молодых помощников.

— Оружие?

— Никаких проблем. Осенью планируем тестирование патронов, проверку стволов на фабрике «Аншютц». Никаких срывов, технология отработана, что-то новое придумать вряд ли возможно.

— Самому удалось отдохнуть?

— Вопрос очень хороший. (Смеется.) Особенно если учесть, как затянулся в биатлоне процесс смены одного сезона на другой. Но ничего — отдохнул. В санатории, на даче с внуком. (Смеется.) Лопату в руки, живот долой — нормально! Тут серьезнее, что были определенные проблемы у нашего лидера — Новикова. Все хотели прикоснуться к его медали, мероприятия сменялись мероприятиями. Но и Сергей таки урвал дни отпускного удовольствия. Повторю то, что уже говорил в предыдущем интервью «СП»: контроль, проведенный в НИИ, и биохимические исследования показывают, что ребята находятся в лучшем состоянии, чем год назад. На порядок. А значит, есть почва под ногами.

— В предыдущих сезонах в мужской команде не было ярко выраженного лидера. Сейчас он появился — Новиков…

— Действительно, Сергей взлетел очень высоко. Но он остался свойским парнем, приятным человеком. Никаких намеков на звездную болезнь. Он прочно стоит на земле: отлично общается с партнерами и тренерами, вкалывает, не жалея себя. Другое дело, что пример Новикова показал остальным — все в ваших руках. И тренеры этот момент используют педагогическим образом. Да что спортсмены! Своему внуку все объясняю на примере Сергея! Говоришь, крутая машина, говоришь, сильно нравится?! Правильно говоришь. Будешь хорошо учиться, будешь хорошо кушать и хорошо работать, как дядя Сергей, и у тебя будет и машина, и квартира.

Сергей НОВИКОВ:

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Серебряный призер Олимпиады-2010 Сергей НОВИКОВ был однозначно рад задержаться в холле атлетического зала, чтобы в относительной прохладе ответить на журналистские вопросы. Но, выполнив эту миссию, лидер сборной поспешил присоединиться к партнерам, истязавшим себя на жарище.

— Мы слышали, что у вас едва нашлось время для поездки в отпуске к морю…

— Ничего. Выкроил и неплохо отдохнул в ОАЭ — восемь дней. Был в Дубаи. Там, конечно, жарковато, но, как сейчас выясняется, все не зря. Прошел подготовку к нынешнему сбору в Раубичах, акклиматизировался. (Смеется.)

— Вблизи Дубаи в пустыне есть комплекс зимних видов спорта…

— Знаю-знаю, но никакого желания там оказаться не было. Форму поддерживал, однако исключительно на тренажере «беговая дорожка». Там влажность ого-го и 40 минут равносильны двухчасовому кроссу в наших обычных условиях. Прежде всего устаешь психологически, ведь смотришь в одну точку. Но мне очень понравилось, запомнилось, хотя раньше на отдых мало куда выбирался. Дороги, развязки, чистые машины, здания, кухня произвели впечатление.

— Какие экскурсии посетили? Может быть, сафари?

— Спасибо, нет. Экстримом не увлекаюсь. Кроме бега и плавания, ограничился пассивным времяпровождением. Поэтому лишь дважды покатался на верблюде, плюс шопинг. (Смеется.) Основное желание — полежать на пляже, окунуться в море.

— Отпуск оказался омрачен и смертью вашего личного наставника Анатолия Перепечкина…

— Да, очень жаль… Тем более что все получилось так стремительно, внезапно. Разговаривали, наставник был полон сил, традиционно жизнерадостен — и тут прошло три дня, и нет человека. На День физкультурника и похоронили.

— Все послеолимпийские чествования и праздничные мероприятия показали, как в Беларуси любят биатлон?

— Разумеется. Но у медали всегда есть две стороны. Почувствовал и завистников, и недоброжелателей. Иногда даже казалось, что их больше, чем нормальных людей, ибо ситуации случались разные. Разумеется, это превратное впечатление. Но стереотип о безграничной доброжелательности и толерантности белорусов несколько пересмотрел. Беларусь — прекрасная страна, у нас чудесный народ, но к гостям мы относимся лучше, чем к самим себе.

— Психологический барьер начала нового этапа существовал?

— В принципе, это у меня в традиции. Надо время, чтобы втянуться в работу, смириться с тем, что пляжи и море с верблюдами остались в Дубаи. (Смеется.) Непросто. А тут жара, да еще не повезло с гостиницей. Когда в Беларуси были дожди — жили в первом отеле, расположенном в тени. А сейчас во второй гостинице, а она на солнце, плюс комната на первом этаже прямо над входом.

— А там лавочки…

— Именно. И на них люди до поздней ночи ведут беседы. Пока всех разгонишь! Да и утром жизнь в Раубичах начинает кипеть спозаранку.

— Почему такое ущемление?

— Причина, видимо, лежит на поверхности: позднее бронирование номеров. Уж слишком затянули вопросы с тренерским штабом, аттестацией. Но это, в принципе, небольшая проблема. Все нормально.

— С субботы утренние тренировки будут начинаться в восемь часов…

— Поспать люблю, но при таком пекле, действительно, иного выхода нет. Вот ездили на роллерах. Вроде бы темп совсем невысокий, а пульс под 190. На спуске с козырька слетали ручьи пота.

— Сейчас Сергей Новиков — лидер команды.

— Все понимаю. А главное, что молодежь поняла: все реально, если хорошо тренироваться. Еще спрашивают, что подарили. (Смеется.) Думают, что золотые горы. Но это уже другая история.

Руслан ВАСИЛЬЕВ


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В русскоязычной среде стреляющих лыжников уже давно ходит-бродит популярная шутка: настоящий биатлонист должен стрелять, как ковбой, и бежать, как его лошадь....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика