Космос, балет и боеголовки — три слона, на которых долгое время базировался международный престиж России. С падением «железного занавеса» страна начала спешно интегрироваться в мировой культурный процесс. За двадцать лет она завоевала авторитет в кинематографе, современном искусстве и, как ни странно, новомодном явлении «видеоарт». О каких российских арт-событиях пишет мировая пресса, выясняли «Аргументы неделi».
В век информационных технологий успешность любого фестиваля, претендующего на интернациональный формат, определяется прежде всего количеством публикаций о нем в новостях и видеосюжетов на телеэкранах. Редакция «Аргументов неделi» вычислила наиболее значимые культурные события России за прошедший год и воспользовалась аналитическим алгоритмом международного агентства Meltwater Group, чтобы оценить количество их упоминаний в зарубежных СМИ. Система мониторинга учитывает 130 тысяч источников информации в 190 странах на 100 языках.
Первое место занимает Московский международный кинофестиваль — 146 упоминаний. Это тот редкий случай, когда о российском событии за рубежом говорят едва ли не больше, чем в самой стране-хозяйке: 50 источников — американские, 21 — индийский, тогда как на долю России приходится всего 17 сообщений. Уже несколько лет ММКФ воспринимается как влиятельный и авторитетный киносмотр, котирующийся наравне с Каннским, Венецианским и Берлинским фестивалями. Примечательно, что на последней церемонии в Москве ни один российский актер или режиссер не удостоился награды. Главный приз взял венесуэлец Марсель Раскин за фильм «Брат», лучшим актером признан албанец Ник Хелилай, а «Серебряного Георгия» за женскую роль получила чешская актриса Вильма Цибулькова. Россию нельзя заподозрить в ангажированности, что только добавляет ММКФ баллов в глазах мировой прессы.
На второй позиции оказалась крупнейшая в Восточной Европе ярмарка современного искусства «Арт-Москва», о которой сообщили 105 зарубежных источников. Любители актуальной живописи и фотографий стекаются в Центральный дом художника (ЦДХ) на Крымском валу каждый сентябрь. При этом на экспонаты здесь не просто смотрят, их еще и покупают. 2010 год стал удачным для «Арт-Москвы». Общая сумма продаж за пять дней составила 4,4 млн. евро, что сопоставимо с показателями «докризисных» лет — такие же деньги принесли торги в 2006-м. Гвоздем ярмарки можно назвать покупку десятка фотографий модного немецкого автора Ральфа Касперса по 40-80 тысяч евро за каждую, поэтому неудивительно, что львиная доля упоминаний об «Арт-Москве» — 45 — пришлась на Германию. Кроме того, украсить свою просторную гостиную прекрасным образчиком contemporary art традиционно не прочь богатые американцы и англичане — 14 и 6 сообщений соответственно.
Замыкает первую тройку российских арт-проектов, привлекших наибольшее внимание западных СМИ, фестиваль аудиовизуального искусства Yota Space — 56 упоминаний. Событие впервые состоялось в прошлом декабре в Санкт-Петербурге, в старом здании на набережной Обводного канала. В результате всестороннего «апгрейда» бывший универмаг «Фрунзенский» превратился в питерский центр современной культуры наподобие московских «Гаража» с «Винзаводом». Больше всего фестиваль заинтересовал американские и британские СМИ (22 и 13 сообщений соответственно) — достижения студий именно этих стран составили костяк экспозиции.
Интерес зарубежных СМИ к проекту не случаен: выставок видеоарта, подобных по масштабу Yota Space, еще никогда не было не только в России, но и во всем мире. «Полифонический лес», «абстрактная видеоживопись», «визуальное эхо», «лазерный туман» — в разное время эти экспонаты выставлялись поодиночке в разных странах, но попытка собрать их вместе была предпринята впервые. Кроме того, фестиваль посетили звезды: электронщик Брайан Ино выставлялся тут со своими «текучими» картинами, а кумиры лондонских хипстеров Hot Chip спели на открытии.
Любопытно, что с учетом упоминаний российскими СМИ Yota Space обгоняет другие российские арт-проекты и занимает первое место (300 упоминаний) — для фестиваля, существующего всего один год, ситуация уникальная.
Подводя итоги исследования, можно констатировать, что именно кино, современное искусство и видеоарт представляют собой те три сферы, в которых, по версии аналитического поисковика Meltwater, современной России удается быть катализатором новых веяний и тенденций. Неохваченной остается только музыка, однако вряд ли наша страна преуспеет здесь в ближайшей перспективе. Не исключено, что для столь титанического рывка потребуются еще двадцать лет.