Сигутис Обелявичюс — мэр города Аникщай, расположенного на севере Литвы, на реке Швентойи (Святая). Там проживает около 32 тысяч человек — почти как в белорусских Осиповичах.
Аникщайцы — толерантные люди. В городе есть костел и Музей ангелов, и здесь же проходит один из самых больших в Прибалтике фестивалей тяжелой музыки, который называется «Чертов камень». В дни фестиваля город получает почти такой же доход, как в дни рождественских праздников. Еще там много музеев, посвященных литовским писателям, и Музей лошади. А пять лет назад город получил статус курортной территории.
В Аникщай работают единственные в Литве «летние сани». На склоне холма размещены извилистые рельсы, по которым на специальных санях можно промчаться со скоростью 40 км/ч. Обратно сани поднимает подъемник. Аттракцион пользуется популярностью как у детей, так и у взрослых, нередко фирмы снимают его для корпоративов…
Обо всем этом Сигутис Обелявичюс рассказывает с гордостью. Он занимает пост мэра с 1990 года, так что, действительно, в нынешнем благополучии города есть немалая его заслуга. Говорят, что в советские времена он был членом КПСС, но сейчас стоит на консервативных позициях.
В Литве существуют два уровня административно-территориальных единиц: самоуправления, коих насчитывается 60, и уезды — 10.
Политическое руководство самоуправлениями осуществляют мэры. Они назначаются Советами — представительными органами, которые избираются раз в 4 года местными жителями. Роль исполнительных органов играют администрации. Их директора подчиняются Советам и подотчетны им. В зале Совета установлена камера, все его заседания транслируются жителям района через кабельную сеть.
Местные власти выполняют как самостоятельные, так и делегированные государством функции. К самостоятельным функциям относятся, например, подготовка местных бюджетов, планирование территорий, организация общего образования детей. Делегированные функции — это пожарная безопасность, расчет и оплата социальных платежей, защита прав детей и т.п.
Самоуправления получают доход от налогов (в том числе им достается около 70% подоходного налога с жителей данной местности) и из других источников — например, за счет муниципального имущества и услуг муниципальных учреждений.
Расходы местных самоуправлений связаны в основном с образованием, социальными нуждами, жилищно-коммунальным хозяйством, культурой, здравоохранением, спортом, экологией, развитием местного рынка.
Показательно, что литовцы доверяют органам самоуправления намного больше, чем правительству и парламенту (35,4% против 8,4% и 5,2% соответственно).
Естественно, это не значит, что местные самоуправления работают безупречно, и к ним нет претензий. Бывает, что члена того или иного Совета выводят из кабинета в наручниках в связи со злоупотреблениями. Например, в одном из самых больших городов Литвы такое случалось уже с представителями всех партий, представленных в местном Совете, за исключением «Порядка и справедливости». «Зато у них президента сняли», — злорадствуют иные члены Совета (лидер этой правоцентристской партии Роландас Паксас был смещен с поста президента в результате импичмента в 2004 году).
Значительную часть своего рабочего времени мэр уделяет приему граждан. Но «люди часто приходят по таким вопросам, которые не в нашей компетенции».«Приходят, как к ксендзу», — шутит Обелявичус, рассказывая корреспонденту БелаПАН о своих буднях.
Одна из самых серьезных проблем, стоящих сейчас перед муниципальными властями, — высокие цены на отопление, в частности, на газ. Разумеется, решить ее не под силу местным властям, это мировая проблема.
Сигутис Обелявичюс считает, что органы самоуправления в его стране обладают слишком маленькими полномочиями, так как около 2/3 их бюджетов предназначены для выполнения функций, делегированных различными министерствами — например, Министерством образования. «Мы стремимся к тому, чтобы иметь больше самостоятельных денег, и поэтому часто спорим с правительством», — говорит мэр. Спорные вопросы часто возникают и с министерствами финансов, труда, окружающей среды. В среднем два раза в неделю аникщайский мэр посещает Вильнюс, чтобы решать эти спорные вопросы и поддерживать связи с партнерами.
Отстаивать интересы самоуправлений помогает Ассоциация местных властей Литвы. Она взаимодействует не только с руководством страны, но и имеет обширные международные связи, в Брюсселе действует ее представительство.
При этом отношения Ассоциации с парламентским комитетом по государственному управлению и самоуправлениям, призванному, казалось бы, помогать местным властям, складываются совсем не просто. Представитель Ассоциации Арунас Гражулис рассказал БелаПАН, что часто люди, которые сами были мэрами, становясь депутатами парламента и членами этого комитета, меняют свою позицию по многим вопросам чуть ли не на 180 градусов.
«Есть такая английская поговорка: Where you stand depends on where you sit*. Это как раз тот случай», — разводит руками Гражулис.
Но и у комитета к объединению есть свои претензии. «Наше общение с политическим руководством ассоциации не такое хорошее, как с ее администрацией», — признается глава парламентского комитета Витаутас Курпувесас.
Представители администрации регулярно участвуют в заседаниях комитета, но, по словам Карпувесаса, сотрудничеству двух структур мешают амбиции некоторых членов ассоциации: они считают, что парламент должен не дискутировать с ними, а полностью разделять их точку зрения.
«В комитет входят представители всех политических партий, каждая из которых имеет свою программу и свое мнение, — говорит глава комитета. — Почему мы должны стопроцентно выполнять решения какой-то, хоть и важной, но всего лишь ассоциации?! Каждый должен знать свое место».
…Прощаемся с аникщайским мэром, по специальности — учителем биологии. В ботаническом саду, который, кстати, основал сам Сигутис Обелявичюс в бытность учителем местной школы, собрано более 5000 видов растений. По вечерам мэр пишет книги о природе. Говорит, когда работаешь с растениями, «голова очень хорошо отдыхает».
----------------------------------------------------------------- * Твоя позиция зависит от того, где ты заседаешь