Сегодня в Украине завершается избирательная кампания перед выборами в Верховную Раду.
Завтра - день тишины. Заключительный этап гонки вышел богатым не только на политические дискуссии, но и на элементы черного пиара и социологические войны. Завышенные рейтинги как средство манипуляции голосами взяли на вооружение многие участники парламентской кампании. Так что без громких скандалов не обошлось.
Сергей Гусаченко выяснил, кто и как боролся за избирателя. Эксперту Киевского центра политических исследований и конфликтологии не раз поступали непристойные предложения: за деньги на пресс-конференции огласить результаты соцопроса, тему которого обещали назвать, если он согласится. (Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии) От получения, пожалуй, самого легкого гонорара в жизни, Кирюхин отказался. Больше заказчики на связь не выходят. Впрочем, публиковать исследования в Украине накануне выборов запрещено. Однако последние данные малоизвестных организаций состав Верховной Рады сделали более пестрым. К компании признанных фаворитов - Партии регионов, объединенной оппозиции, "УДАРу" и КПУ - неожиданно добавилась и партия Наталии Королевской "Украина - Вперед!", которая, пожалуй, впервые, перешагнула пятипроцентный рубеж. Рекорд популярности установила и не известная большинству украинцев партия "Зеленая планета". (Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии) Такие результаты немало удивили социологов: октябрьский опрос, проведенный авторитетными службами, Королевской отдавал процент втрое меньший, а "Зеленую планету" специалисты и в телескоп разглядеть не могли. Неожиданные данные социсследований эксперты объясняют коротко: люди предпочитают голосовать за проходные партии, чтобы голос не пропал. Для этого политики либо придумывают, либо заказывают исследования у неизвестных компаний, которые накануне выборов пытаются убедить избирателей в том, что непроходные партии имеют шансы на успех. (Валерий Хмелько, президент Киевского международного института социологии) Социологи бьют тревогу: таких злоупотреблений цифрами еще не было в Украине. И говорят о том, что доверие к науке стремительно падает. В Институте социологии не скрывают даже предлагаемые суммы: цена вопроса, как правило, от трех до пяти тысяч долларов за каждый придуманный процент. (Валерий Хмелько, президент Киевского международного института социологии) Еще сложнее, говорят социологи, проверить подлинность локальных опросов в регионах. Помимо засилья фальшивых исследований, в этом году в украинской политике случился еще один прецедент. Политическая партия на социологов впервые подала в суд. Наталье Королевской не понравился якобы низкий процент в опубликованных социологами опросах. Под горячую руку попал институт Валерия Евгеньевича. За 50 лет работы с ним такое впервые. Наиболее емко этот социологический конвейер отобразил на обложке один из самых популярных украинских еженедельников. Будет ли игра слов в списке эпитетов нынешней избирательной компании, станет ясно только после выборов в Верховную Раду. Сегодня в Украине завершается предвыборная кампания. Завтра объявлен день тишины, и любая агитация будет запрещена. А уже в воскресенье по всей стране откроются избирательные участки. За пропуск в Верховную Раду будет сражаться 21 политическая сила и свыше 3-х тысяч человек по мажоритарной системе.