«Тифлис. Из Параджанова с любовью»
26.03.2014 13:10
—
Новости Мира
|
Ровные музейные стены цвета переспелой брусники дышат обеденной тишиной и прохладой дверных уличных сквозняков. За широкими колоннами прячется желтый китайский зонтик, пивные кружки и цветастые таблички с названиями улиц. За колоннами - ирреальное пространство, эстетика и магический дух Грузии, мир неповторимый, ускользающий, терпкий и сумасбродный. За колоннами - мир Сергея Параджанова. В «Музее Востока» открылась выставка, посвященная режиссеру и его исторической Родине. Параджанов - настоящий новатор в советском кинематографе. Его картины - это мистическое полотно образов, идей, деталей и, конечно же, стилей. Именно Сергей Параджанов первым нарушил принципы классической повествовательности в кинематографе. У режиссера свой собственный язык обрели детали, планы и даже цвета. Например, для своего первого фильма «Тени забытых истин» режиссер выкрасил скалы синькой, что создало на экране невероятный пейзаж. А фильм «Цвет граната», посвященный жизни великого армянского поэта Саят-Новы, Параджанов строит на метафорах, создавая новую кино-грамматику, где статичные кадры максимально насыщенны и содержательны. Жизнь Параджанова была непростой, как и его творчество - ранняя смерть первой жены, разногласия с коллегами по киноцеху и 5 лет заключения на самом пике карьеры. В 1973-ем году режиссера осудили за «мужеложство», хотя на тот момент у Параджанова была жена. Не стоит забывать и того, что режиссер был личностью эпатажной и частенько устраивал различные провокации - тряс ковер с балкона на «первомайских» демонстрантов, прислал Лиле Брик цветы из тюремной проволоки и носков, подарил Высоцкому одну из наград Османской империи - по мнению знакомых Параджанова, именно его эксцентричные выходки стали поводом для заключения. До ареста режиссер не раз публично высказывался против советского искусства, а под «Письмом 139 интеллектуалов» против незаконных политических процессов его подпись стояла первой…. Налево пойдешь – Параджанова найдешь, направо пойдешь - погрузишься в быт и культуру Тифлиса. Первый зал выставки, которая носит название «Сергей Параджанов. Из Тифлиса с любовью» представляет собой маленькую проекцию грузинской культуры 20-30 годов - здесь мозаика по мотивам вывесок художника Карапета Григорянца, желтые выцветшие фотографии Тифлисской интеллигенции и даже черная тяжелая «Зингер». Также здесь можно увидеть натюрморты Льва Бяхчева, немного конструктивизма Роберта Кондахсазова, и даже «Портрет мальчика» Александра Бажбеук-Меликова, написанный в 1929-ом году. Музейное пространство, непосредственно посвященное творчеству самого режиссера, начинается с широкой стены из фотографий Параджанова, за которым таятся коллажи к фильмам «Легенда о Сурамской крепости» (экранизация грузинской легенды о юноше, который дал согласие замуровать себя в Сурамскую крепость ради борьбы с врагом) и «Ашик-кериб» (картина, снятая по мотивам лермонтовской сказки). В этих авангардных, а порой и психоделичных коллажах, сочетаются несочетаемые детали и образы, что приоткрывает тайну кино-языка режиссера, помогая тем самым освоить зрителю непростой алфавит параджановского искусства. В последнем зале представлены большие цветастые фотоальбомы с золотыми страницами в виде треугольников, вышедшие к юбилею режиссера. 2014 год - год 90-летия со дня рождения Параджанова. Выставка знакомит посетителей не с режиссером, а с малой частью грузинской городской культуры, которая конечно бесспорно повлияла на творчество Параджанова. Однако к экспозиции скорее подходит название «Тифлис. Из Параджанова с любовью». Для неподготовленного зрителя выдающаяся фигура режиссера останется загадкой - на выставке не представлено никаких печатных материалов. Всю информацию можно найти только на сайте «Музея Востока». Катерина Ненашева Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент "МИР 24" выясняла, почему на выставке, посвященной Параджанову, так мало Параджанова. Mir24.tv
|
|