Почему Россия остается космической сверхдержавой
11.04.2014 19:16
—
Новости Мира
|
Сегодня День космонавтики - самый обычный профессиональный праздник. А ведь еще лет 30 назад это был один из немногих праздников, отмечаемых всенародно. В этот день в 1961 году состоялся первый полет человека в космос, а Юрий Гагарин стал самым настоящим супергероем своего времени. Увлеченность космосом была невероятной: чтобы побывать в Звездном городке, организованные группы записывались за несколько месяцев. Всем было интересно читать про детство первого космонавта и про то, как готовят к полетам в космос. Это был звездный час советской фантастики, а все мальчишки поголовно мечтали бороздить просторы вселенной. Сейчас же в массовом сознании зафиксировано примерно следующее: в космосе мы больше не лидеры, наступила разруха отрасли, гордиться нечем, США и Китай теснят нас по всем космическим фронтам. Правда, в последний год массовое сознание отчасти меняется. По данным «Левада-центра», число респондентов, знающих о достижениях российской космонавтики, резко возросло и достигло 46% опрошенных. На самом деле, в освоении космоса Россия продолжает входить в тройку лидеров, причем по большинству направлений занимаем твердое второе место, а кое в чем и первое. Просто внутренний пиар и пропаганда в Советском Союзе работали отлично, поэтому про наше лидерство в космосе знали все от мала до велика даже в глухих деревнях. Примерно так же, как сейчас работает пиар и пропаганда космических достижений США. Поэтому для всего мира именно США — безусловный лидер в космосе, а про достижения России мало кто знает. К сожалению, особенности работы отечественных СМИ таковы, что благополучный запуск или другое событие, отражающее успехи космической отрасли — это просто проходной сюжет в новостях. А авария — сенсация, которая заслуживает журналистского расследования, документального фильма и еще нескольких ток-шоу. Поэтому у массового зрителя возникает стойкое ощущение, что про неудачи отрасли он знает много, а про успехи — почти ничего. Кроме того, аварии в отечественной космонавтике — это всегда серьезный удар по имиджу российской правящей элиты, тем более в условиях перманентного политического обострения последних лет. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что ругать все отечественное уже много лет считается признаком хорошего вкуса. Почитайте комментарии к статьям про космос по всему рунету, и вы убедитесь в этом сами. Мы с советских времен остались законченными максималистами. Все, что меньше безусловного лидерства, нами воспринимается как полный провал. Конечно, после того, как в 2001 году была затоплена российская космическая станция «МИР», мы действительно потеряли лидирующие позиции во многих областях космической индустрии. Однако Россия от развития космической отрасли не отказалась и занимает в освоении космоса как минимум прочное второе место. Космический перевозчик Именно Россия обеспечивает всему миру «космический транспорт», то есть услуги по выведению на орбиту космических аппаратов и по доставке на Международную космическую станцию различных полезных грузов. В области пилотируемой космонавтики после отправки на пенсию в 2011 году американских шаттлов «Atlantis» российские космические корабли остались единственным транспортным средством для полетов на МКС. «Союз», разработанный более 40 лет назад и неоднократно модернизированный, оказался самым успешным и дешевым пилотируемым космическим аппаратом в мире. Сейчас РКК «Энергия» разрабатывает пилотируемый корабль нового поколения, который предназначен для полетов за пределы околоземных орбит. Из создаваемых американских кораблей в наибольшей степени готовности находятся Dragon и Orion. В ближайшее время к ним может присоединиться и грузовой Cygnus. Однако ни один из них не отправится в полёт раньше 2017 года. Так что до этого момента мы гарантированно останемся единственными космическими перевозчиками. Что касается средств выведения на орбиту, то тут мы безусловные лидеры. В нашем распоряжении полноценный парк ракет-носителей, их серийное производство, объемы которого постоянно наращиваются. Есть легкие ракеты «Днепр» и «Рокот», семейство средних ракет «Союз», тяжелый «Протон». Завершилось создание ракеты-носителя нового типа «Ангара», запуск которой запланирован на июнь, а испытания начались на космодроме Плесецк в конце марта. США на втором месте, у них, кстати, ныне действующие «Atlas-V», «Falcon», «Antares» запускаются на российских двигателях. Есть еще американская ракета-носитель воздушного старта «Pegasus», но она способна вывести на орбиту всего 450 кг. Далее Европа, которая делит с Китаем третье место по количеству запусков. Она использует «Союз», импортированный из России, тяжелую ракету «Ariane-V», и лёгкую ракету «Vega». Китай активно развивает семейство ракет «Великий поход» и с каждым годом наращивает количество запусков.Наконец, Индия и Япония также совершают по 2-3 запуска в год, но серьезными конкурентами Китаю считаться не могут. Ракетные двигатели, МКС и автоматические межпланетные станции Однозначно стоит гордиться России ракетным двигателестроением. Мы по-прежнему делаем ракетные двигатели лучше, чем США. Не зря специально для американских ракет создана новая модель двигателя НК-33/AJ26 - ее делают в Самаре на заводе «Кузнецов». А предшественник этой модели двигатель НК-33А производится на этом заводе серийно. По своим характеристикам он является лучшим в ряду двигателей этого класса. Кислородно-водородные двигатели пока находятся в США в стадии разработки. Международная космическая станция — это совместный проект. В состав российского сегмента МКС входят функционально-грузовой блок «Заря», базовый служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек «Пирс», малые исследовательские аппараты «Поиск» и «Рассвет». Еще шесть модулей — в американском сегменте. Европейцы и японцы имеют на МКС по одному модулю. Но только Россия продолжает расширять и достраивать МКС. В этом году она отправит к МКС 21-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука», а в течение последующих нескольких лет — еще три блока. В чем Россия действительно уступает лидирующие позиции, так это в области разработки автоматических межпланетных станций. Здесь лидируют NASA и ESA. В настоящее время идёт соревнование за освоение Луны. Последними успешными российскими АМС были «Веги». «Фобосы» были менее успешными, а «Марс-96» и «Фобос-Грунт» окончились провалом. Впрочем, Россия по-прежнему не теряет надежд и к 2030 году планирует создать базу на Луне, а вслед за этим осуществить полёт на Марс. Системы спутниковой навигации и космическая независимость Глобальные системы спутниковой навигации имеют только две страны: Россия и США. У остальных стран такие системы отсутствуют, либо являются локальными. Глобальная Навигационная Спутниковая Система ГЛОНАСС, несмотря на серию связанных с ней скандалов, один из самых успешных проектов Роскосмоса и единственный серьезный конкурент американской GPS в мире. Причем все комплектующие ГЛОНАСС — российского производства. Так что в России все-таки есть высокие технологии, как бы их не критиковали. После периода стагнации, который переживала космонавтика в девяностые годы и в начале двухтысячных, ситуация стремительно меняется к лучшему. Россия планомерно избавляется от любой зависимости в космической отрасли. Даже «Байконуру» готовится замена: в следующем году на Дальнем Востоке в Амурской области закончится строительстве нового космодрома «Восточный». Он обеспечит России полную независимость при решении всех задач, связанных с запуском ракет и гарантированное выполнение международных научных и коммерческих программ. Первый запуск ракеты-носителя с него планируется в 2015 году, а первого пилотируемого космического корабля – в 2018 году. Так что если вы еще начали гордиться своей страной, самое время исправить это. Тем более что для гордости есть все основания. Татьяна Рублева Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
МИР 24 выяснил, что Россия подтверждает свой космический статус, даже если мы это не всегда замечаем. Mir24.tv |
|