BISS представляет анализ последних событий в Украине и интересов внешних игроков в украинском конфликте, в том числе Беларуси, а также возможные сценарии дальнейшего развития ситуации у наших соседей
Продолжающийся уже почти год кризис в Украине привел к полному переформатированию внутриполитического поля, территориальным потерям и кровопролитным боевым действиям. Международные отношения в регионе и на глобальном уровне под воздействием украинских событий также подверглись существенным изменениям. Парламентские выборы позволяют подвести черту под еще одним этапом кризиса в Украине и более уверенно судить о вероятных сценариях развития ситуации в ближайшем будущем.
Причины прекращения огня
Минские соглашения положили конец горячей фазе конфликта на Донбассе более месяца назад. Уровень насилия на востоке Украины существенно снизился, урегулирование конфликта перешло в политическую и дипломатическую плоскости, хотя противоборствующие стороны продолжают обстрелы позиций соперника и ведут бои за стратегически важные объекты, например, за Донецкий аэропорт.
Киев вынужденно пошел на прекращение огня ввиду больших военных потерь и резкого изменения ситуации на фронте в конце августа — начале сентября, которое было обеспечено, в том числе, вероятно, и при помощи частей регулярной российской армии. Об этом можно судить по ряду косвенных свидетельств: фотографии техники, допросы солдат, оказавшихся на украинской территории, потери личного состава 76-й псковской дивизии ВДВ.
Кремль ясно дал понять Киеву, что победить сепаратистов путем проведения войсковой операции не удастся: как только ситуация на фронте для сепаратистов становилась критической, Россия предоставляла последним необходимую поддержку в вооружении и личном составе. Однако Россия воздержалась от массированного вторжения в Украину силами, сосредоточенными вдоль государственной границы (по разным данным, их количество составляло до 30-40 тысяч человек).
Оценивая итог горячей фазы конфликта, отдельные российские военные эксперты (например, Михаил Ходаренок, Виктор Литовкин, Константин Соколов, Игорь Коротченко) говорят об унизительном поражении Киева и катастрофических потерях в тяжелой технике и личном составе. Так ли это?
Потери Украины в ходе конфликта
По информации официальных источников, в ходе боевых действий безвозвратные потери Киева в технике составили 8 ударных самолетов, порядка 75 танков и 140 единиц бронемашин. Безвозвратные потери личного состава украинской армии, включая добровольческие батальоны и подразделения Национальной гвардии, составляют около 2 тысяч человек, причем в эту итоговую цифру включены также пропавшие без вести.
Однако согласно отчету мониторинговой миссии ООН, официальные данные о количестве погибших и раненых в боях на Донбассе украинских военных являются «неточными и противоречивыми».
При этом в боеготовом состоянии в строевых частях Украины по данным на 2013 год находилось около 170 боевых самолетов (еще несколько десятков Су-27 и МиГ-29 находятся на хранении и на авиаремонтных заводах), порядка 700 танков (плюс свыше 2000 танков на хранении) и 2500 единиц тяжелой военной техники различных типов.
Это позволяет сделать вывод о том, что хотя потери Украины в конфликте и значительны, вооруженные силы страны все же имеют достаточную материальную базу для восполнения своих потерь и даже наращивания количества тяжелого вооружения в зоне конфликта.
Что касается личного состава, то приведенные выше потери никак нельзя считать катастрофическими для обороноспособности страны: по состоянию на конец 2013 года в рядах Вооруженных сил насчитывалось 139 тысяч человек, из них в Сухопутных войсках — 49 тысяч. Кроме того, в стране с населением около 40 млн. человек даже при проведении неполной мобилизации можно развернуть армию в полмиллиона человек.
Потери Украины в ходе конфликта
потери
общее количество (2013 г.)
потери, в %
боевые самолеты
8
около 170
4,7
ударные вертолеты
4
72
5,6
танки
75
около 700
10,7
бронемашины
140
2500
5,6
личный состав
около 2000
139 тыс. (только в ВСУ)
1,4
территория
около 44 тыс. км² (Крым и сепаратистские регионы с населением около 5 млн. человек)
603 549 км² (45,2 млн. человек)
7,3 (население — 11%)
Тем не менее даже потери такого уровня, являясь некритичными для Вооруженных сил в целом, оказали мощное психологическое воздействие как на население ранее не воевавшей страны, так и на новое правительство. Увеличение потерь в живой силе и затягивание войсковой операции против сепаратистов грозило огромными политическими рисками. Исходя из этого, Петр Порошенко вынужден был пойти на уступки России и перевести конфликт в замороженную стадию хотя бы на время, необходимое для проведения парламентских выборов, решения проблем в экономике и реформирования армии.
Уступки в пользу России
В итоге, Киев согласился на прекращение огня и на предоставление особого статуса сепаратистским регионам.
Принятые законы «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» означают фактический отказ Киева от своей юрисдикции на этих территориях при формальном ее сохранении в составе Украины, а также обеспечивают легализацию лиц, которые ранее квалифицировались как террористы.
Заявления представителей официального Киева, о том, что закон об особом статусе отдельных районов Донбасса будет выполняться только при условии проведения там выборов, согласованных с Украиной, были скорее попыткой представить ситуацию своим гражданам в выгодном для себя свете.
Фактически такое положение дел соответствует ожиданиям России. Киев берет на себя дальнейшее содержание региона и восстановление разрушенной в ходе военного конфликта инфраструктуры. При этом конфликт лишь условно заморожен; при желании Москвы он может с новой силой разгореться, и тем самым служит эффективным рычагом влияния на внутреннюю и внешнюю политику Киева.
В риторике Евросоюза и официального Киева особый статус региона представлен как необходимый шаг на пути к полноценному перемирию. В условиях резко усложнившейся для Украины ситуации на фронте и экономического положения в стране Киев оказался перед следующей дилеммой: либо обеспечить реальную юрисдикцию в регионе в условиях федерализации (см. соответствующую концепцию), либо сохранить чисто номинальный контроль над утраченными территориями и при этом сохранить унитарный строй на подконтрольной территории. В итоге выбор был сделан в пользу второго варианта.
Отложенная ассоциация с ЕС: Россия противится глубоким реформам в Украине
Одним из самых весомых достижений России в конфликте стало откладывание до 2016 года вступления в силу зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины с ЕС. Несмотря на исключительную политическую важность Соглашения об ассоциации для Киева, Брюссель и украинское руководство под давлением России приняли решение отложить вступление в силу самого важного — IV — раздела Соглашения («Торговля и вопросы, связанные с торговлей»), предполагающего создание зоны свободной торговли.
Кремль настоял на таком варианте в надежде на последующее внесение в текст договора изменений, которые оставляли бы возможность вступления Украины в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Соответствующие предложения по изменению формулировок Соглашения были внесены российской стороной в сентябре. А податливость Евросоюза в ходе переговоров стимулирует Кремль к дальнейшим усилиям по расширению поля для маневра.
Кроме создания ЗСТ, IV раздел Соглашения об ассоциации включает в себя обязательство Украины по проведению важных реформ, связанных с переходом на европейские нормы и стандарты во многих сферах экономики.
Если Киев начнет имплементировать хотя бы отдельные положения четвертого раздела (например, в части приведения правил госзакупок в соответствие с европейскими), то Россия может посчитать это нарушением договоренностей и значительно повысить ставки ввозных таможенных пошлин на многие категории украинских товаров (сниженные в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ), чем вызовет значительные экономические потери Украины.
Собственно, об этом Владимир Путин письменно предупредил украинского президента, а российский министр экономического развития Алексей Улюкаев — еврокомиссара по торговлеКарела де Гухта.
Таким образом, увязывание Россией нахождения Украины в ЗСТ СНГ с откладыванием IV раздела Соглашения об ассоциации с ЕС создает серьезные препятствия не только для евроинтеграции Украины, но также и для процесса реформирования в целом.
В то же время часть украинских политических и экономических элит может быть заинтересована в таком раскладе. С одной стороны, Евросоюз в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на украинские товары еще в марте 2014 года. С другой — вместе с переносом запуска IV раздела Соглашения об ассоциации с ЕС на более поздний период откладывается и кардинальная перестройка всей украинской экономики, требующая больших финансовых вложений при переходе к европейским стандартам и создающая риски для существующей политической системы.
Однако в среднесрочной перспективе отложенные реформы будут подрывать легитимность действующей власти, от которой население как раз ожидает кардинальных перемен в стране и ухода от старой олигархическо-коррупционной системы.
Поэтому в таких условиях украинскому правительству следовало бы сосредоточиться на проведении реформ в сферах, непосредственно не связанных с торговлей и переходом на европейские стандарты (это может быть реформа госаппарата, борьба с коррупцией, создание новой армии и силовых структур и др.), чтобы избежать давления со стороны России и не упустить важный момент для преобразований.
Продолжение аналитического отчета о ситуации в Украине читайте завтра, а полный вариант — позже на сайте BISS
Продолжающийся уже почти год кризис в Украине привел к полному переформатированию внутриполитического поля, территориальным потерям и кровопролитным боевым...