Иван Айвазовский: иметь, чтобы помогать
09.05.2012
—
Разное
|
C 18 апреля по 19 июня в Национальном художественном музее Беларуси в рамках проекта «Наши коллекции» проходит выставка «Иван Айвазовский и морской пейзаж XIX-XX веков», на которой представлены 60 произведений живописи и графики из собрания музея. Кроме полотен Ивана Айвазовского на выставке показаны картины Алексея Боголюбова, Льва Лагорио, Николая Дубовского, Архипа Куинджи, Василия Сурикова, Валентина Серова, Константина Коровина, Альберта Бенуа, Витольда Бялыницкого-Бирули. Поскольку в этом году исполняется 195 лет со дня рождения нашего выдающегося соотечественника, самое время вспомнить об этом человеке. Он внес огромный вклад в развитие армянского искусства, дал всем нам, современным армянам, прекрасный пример для подражания: как нужно прожить жизнь, помня и уважая свои корни, прославляя свою страну, помогая близким, своему народу и всем, нуждающимся в помощи. Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя Ованес Константинович Гайвазовский) родился 17 (29) июля 1817 года в Феодосии в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских, о чем священник армянской церкви города Феодосии сделал соответствующую запись. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Большинство современных источников приписывают художнику только армянское происхождение. Однако прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно им, покойный отец художника рассказывал, что его прадед был сыном турецкого военачальника и, будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил. Сам Айвазовский в своей автобиографии рассказывает, что его отец, Константин (Геворг) Григорьевич Айвазовский, из-за ссоры с братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей и женился на местной армянке Рипсиме. От этого брака родились три дочери и два сына – Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве – Габриэл). После переселения в Феодосию отец художника писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Первоначально торговые дела Айвазовского-старшего шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Ованес учился в армянской приходской школе в Феодосии, самостоятельно освоил скрипку, затем обучался рисованию в симферопольской гимназии. Изобразительное искусство настолько захватило его, что начинающий художник отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств. Учился он прилежно, любил наблюдать природу, передавать настроение в пейзаже. Преподаватели отметили дарование молодого художника, и за картину «Штиль» он получил Большую золотую медаль. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу для совершенствования своего искусства. Еще учась в Академии, художник вернул своей фамилии армянское звучание и с тех пор подписывал свои картины как Айвазовский. Айвазовский писал свои удивительные картины не на открытом воздухе, а по памяти, в мастерской, где его окружали только голые стены. «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры». В свои картины он вносил безудержную любовь к морю, свой восторг перед ним. И его талант был по достоинству оценен: за свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств, был принят в ряды профессоров Петербургской Академии художеств и европейских академий Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Даже Папа Григорий XVI приобрел одну из его картин для картинной галереи Ватикана. В конце лета 1839 года получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. По специальному Указу Государя Айвазовскому как художнику, которому настолько правдиво удавалось запечатлеть море, Российское Морское ведомство присвоило единственное в истории русского флота почетное звание «Живописца Главного Морского Штаба» с правом ношения адмиральского мундира. Айвазовский был интересным и необычным человеком со своей точкой зрения, что подтверждают свидетельства его современников. Так, в 1888 году его посетил Антон Павлович Чехов, позже написавший: «Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75 … в себе одном совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Искусство Ивана Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, так, художник Иван Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще…». Писатель Виктор Конецкий говорил о нем: «Художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой». Интересна история огромных размеров (282х425 см) картины «Среди волн», это одно из последних творений мастера. На картине запечатлен луч света, пронизывающий хаос водной стихии. Слух о том, что Айвазовский за десять дней написал колоссальных размеров картину, быстро распространился среди крымских художников. Многие приезжали для того, чтобы получить разрешение на ее копирование. Но, едва увидев огромное полотно, тут же забывали о своих намерениях. Каждый в это мгновение думал, что для создания такой картины требуется целая жизнь. Они об этом и сказали Ивану Константиновичу. Художник ответил: «Вы совершенно правы, друзья мои. Вся моя предшествующая жизнь была подготовкой к картине, которую вы видите». В обыденной жизни Иван Константинович Айвазовский был глубоко религиозным человеком и никогда не забывал о своих корнях. Старший брат художника, Габриэл Айвазян, оказавший в детстве и юности огромное влияние на формирование его мировоззрения, был известным ученым-богословом, иерархом армяно-грегориаской церкви, занимал пост епископа Имеретинского, управляющего епархии и настоятеля Эчмиадзинского монастыря. Братья Айвазовские были очень близки духовно и дружны всю жизнь. Когда художник наведывался к своему брату на остров св. Лазаря, он часто останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. Принадлежа по вероисповеданию к Армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В их числе – «Крещение армянского народа», в свое время украшавшее одну из феодосийских армянских церквей и пробуждавшее в прихожанах патриотические чувства. Сюжетом для картины послужил переломный момент в истории армянского народа. В 301 году с подачи Григория Просветителя (его образ – центральный на полотне), христианство было принято Арменией как государственная религия. Кисти Айвазовского принадлежит также картина «Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции». В Армении Айвазовский написал озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря. В ряду этих работ и большое полотно «Сошествие Ноя с Арарата». Успех и признание нашего соотечественника в мире во многом стимулировали развитие армянской живописи. От искусства Айвазовского неотделима его общественная и благотворительная деятельность. Мало кому известно, что он был первым художником в России, начавшим устраивать персональные выставки. Причины, побудившие его к этому, носили сугубо материальный характер. Жившему весьма скромно, Айвазовскому были нужны большие деньги, чтобы помогать соотечественникам и согражданам – он считал это своим долгом и почти ежегодно устраивал выставки в крупных городах России и Европы. И куда бы ему ни случалось ездить – в Москву или Петербург, Новый Нахичеван или Тифлис, Турцию или Египет, Францию или США, – он неизменно интересовался жизнью тамошнего армянства, в том числе и людей искусства, и всячески стремился содействовать его просвещению. Неустанное служение родному народу и слава, сопутствовавшая имени Айвазовского, постепенно сделали его образ в глазах армян живой легендой и символом национального просветительства. Однако общественная и благотворительная деятельность Айвазовского никогда не была однобокой. Он основал в Феодосии армянскую школу и типографию, построил новую и отремонтировал старую армянские церкви, основал общегородское художественное училище, построил новое задние для историко-археологического музея, воздвиг часовню в память героя Кавказа генерала Котляревского (за что был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей), провел в город питьевую воду, способствовал строительству железной дороги «Феодосия – Джанкой», принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Помогая армянским студентам и турецким армянам, издавая ценные труды по армянской истории, он в то же время оказывал помощь борьбе греческого народа, нуждающимся жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз Айвазовского-мецената. Айвазовский похоронен в Феодосии, возле средневековой армянской церкви Сурб Саркис. На его надгробье написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци на староармянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Самой известной картиной Айвазовского, своеобразным гимном жизни и надежды, можно назвать «Девятый вал». В ней художник соединил стихию шторма с мужеством и волей человека, борющегося за свою жизнь. Картина изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают высокие волны. Самая большая из них – девятый вал, готова обрушиться на утопающих, пытающихся спастись на обломках мачты. Глядя на эту картину, ясно понимаешь, что все люди равны перед лицом матушки-природы. Человек – лишь песчинка по сравнению с величием морской стихии, каждая следующая волна может стать для него последней. Невольно задумываешься: что хотел сказать художник, почему запечатлел именно этот сюжет, чем все закончится, кто победит в этой борьбе? И понимаешь, что наши повседневные трудности – сущие пустяки перед лицом настоящего испытания. Глядя на солнце, озаряющее горизонт, дарящее тепло и надежду, хочется верить, что в этот раз все закончиться хорошо. Так и в жизни, никогда не нужно забывать о том, что где-то далеко за облаками наверняка есть солнце, даже если его сейчас совсем не видно. Солнце – это наша надежда на на лучшее. У каждого она своя, но быть должна обязательно! У современной молодежи взгляд на художников прошлых лет несколько скептический: зачем вообще нужна живопись, если есть фотография? Но глядя на моря Айвазовского (на всех его картинах они разные) понимаешь, что никакая фотография никогда не сравнится с душой и любовью к природе, вложенной в эти полотна. И кажется, будто море на них действительно мокрое. Марина РОДИНА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
C 18 апреля по 19 июня в Национальном художественном музее Беларуси в рамках проекта «Наши коллекции» проходит выставка «Иван Айвазовский и морской пейзаж XIX-XX...
|
|