Снять напряженность с Западом? Сменить пластинку и призвать союзников!. 21.by

Снять напряженность с Западом? Сменить пластинку и призвать союзников!

12.04.2012 16:19 — Новости Политики | 21.by  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: 21.by


Поводом для написания данной статьи послужило участие ее автора в политологической дискуссии в редакции газеты «Советская Белоруссия». Адаптированная версия беседы, возможно, появится и на страницах газеты. Поэтому не будем раскрывать ее содержание. Вместе с тем, с целью поиска решений по выходу из непростой ситуации, которая сложилась в отношениях между нашей страной и Западом, все же представим некоторые выводы читателям. Надеемся, что они позволят задуматься над поставленной нами проблемой.

Очередной дипломатический конфликт и санкции, спровоцированные влиятельными геополитическими силами и их проводниками в Республике Беларусь, требуют не столько теоретического осмысления, сколько решительных практических действий. Только таким образом проявится эффективность работы белорусской дипломатии по «размораживанию» диалога с Западом. Критериями окончательной оценки ее усилий станет предстоящее решение Совета ЕС по «белорусскому вопросу», но, главным образом, парламентские выборы в Беларуси. Примечательно, что дипломатический конфликт между Минском и Брюсселем развивался одновременно с призывами оппозиции и иже с ними к санкциям. Может и над этим тоже пора задуматься?

Для того, чтобы ввести читателя в курс дела напомним, что в демократической системе оппозиция отождествляется с альтернативным мнением. Ее главная функция состоит в том, чтобы требовать от власти возможную корректировку путей государственного развития и, таким образом, уравновешивать саму политическую систему. От способности выполнять эту ключевую функцию зависит как жизнеспособность оппозиции, так и развитие реальной демократии в стране. И уж вовсе не для того существует оппозиция, чтобы уводить страну от намеченного курса.

Автору этих строк довелось получить магистерское образование в Великобритании и присутствовать на встрече с членом так называемого «теневого кабинета», одним из оппозиционных лидеров этой старейшей демократии мира, задать интересующие вопросы. Может быть и запомнилась эта встреча потому, что она подтверждает сказанное. Оппозиционным лидерам в западных государствах и в голову не придет заниматься откровенным вредительством против собственного народа. И уж тем более они не посмеют призывать внешние силы к антиконституционным действиям. В ходе дебатов в парламенте Великобритании со стороны оппозиционных партий и их лидеров зачастую следует бескомпромиссная критика действующей власти. Но это непременно здоровая и конструктивная критика, предлагающая разумные альтернативы в рамках общей стратегии развития государства. Речь в принципе не может идти о чем-то другом. В противном случае такой политик или партия рискуют потерять доверие избирателей и дискредитировать себя.

Политическая система в нашей стране за годы своего независимого развития так и не увидела политически зрелых, мудрых и здравомыслящих оппозиционных лидеров, которые совместно с действующей властью работали бы на благо страны, предлагая ей разумные решения. Глава Администрации Президента Республики Беларусь В.В.Макей заявил 6 апреля о том, что «своими абсурдными действиями оппозиция довела себя до того, что люди от ее деятелей шарахаются, как от прокаженных». Во многом это действительно так. В этой связи вспоминаются слова героя из «Белого солнца пустыни», который без всякой злобы или обиды, но с уверенностью в своей правоте и твердостью в голосе сказал: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно».

«Замороженный» не без помощи оппозиции и известных сил диалог с Западом так или иначе сказался и, к сожалению, все еще продолжает сказываться на многих сферах, где должны и могут плодотворно взаимодействовать не только политические круги, но и бизнес, простые граждане. По этой причине сегодня не развиваются в полной мере все остальные сферы общественной жизни, гражданское общество и зарубежные связи. Для Беларуси искусственно созданы барьеры, которые препятствуют ее полноценной интеграции в евразийское геополитическое и геоэкономическое пространство. Поэтому для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки в отношениях с Западом, сохранив при этом свой независимый путь развития и неизменного союзника и друга на Востоке – русский народ – необходимо начать переговорный процесс на принципиально новой внешнеполитической и концептуальной основе. Требуется реальная «перезагрузка» отношений по многим направлениям. Западу также пора прекратить навязывать нам демократию по собственному образцу.

Признавая подлинно демократические ценности и свободы, подчеркнем, что они не внедряются «с позиции силы». Тем более, нет какой-либо общей «кальки» демократии для всех. Показателен пример бездумной попытки Хрущева «подсадить» всю страну на кукурузу. Как оказалось, то, что хорошо растет в США, не всегда готово прижиться в иных климатических условиях. Политический климат также отличается, а сами демократические ценности – это вопрос выбора. В этом и проявляется их главная особенность и значение.

После нескольких лет работы на дипломатической службе сегодня вновь складывается впечатление, что белорусская дипломатия все также продолжает топтаться на месте, разрабатывая схожие по сути, однако в целом бессмысленные и недееспособные меры противодействия Западу. Неужели это еще никому не надоело? Ощущение по-прежнему такое, что МИД Беларуси по определенным причинам стал заложником конфронтационной логики в отношениях. Причем отдельные посылы и сигналы, которые от него исходят, мягко говоря, вызывают удивление. В частности, 9 апреля Министр иностранных дел С.Мартынов указал на два пути развития отношений между нашей страной и Евросоюзом – «либо нарастание напряженности, которое существует во взаимоотношениях с ЕС, либо понижение этой напряженности». Он также добавил, что «Белоруссия еще некоторое время назад предложила пойти по пути деэскалации напряженности». Это заведомо неоправданный и изначально проигрышный путь. Такие комментарии может быть нас и не касаются, но все же это вопрос, затрагивающий сферу государственных интересов.

Подход к развитию отношений в русле «эскалации или деэскалации» не используется даже на Западе. Конечно, последний постоянно модифицирует списки требований к Беларуси. Эти требования Запад считает справедливыми исходя из собственной системы ценностей. Так может и нашему внешнеполитическому ведомству необходимо более четко и настойчивее доводить до западных партнеров ту систему ценностей, к которой исторически принадлежит Беларусь и наш белорусский народ? Или после дипломатических вояжей там укоренились совсем другие ценности и сформированы иные подходы к определению национальных интересов? Вряд ли стоит ожидать правдивый ответ на все эти вопросы на привычном для большинства граждан языке, а не на сухом языке «месседжей», с использованием двойственных намеков, фраз и дипломатических терминов. Поэтому лучшим ответом на них послужили бы конкретные действия по четкому объяснению Западу подлинных государственных интересов нашей страны. Данное предложение отнюдь не означает конфронтацию с западными партнерами или «махание шашкой». Наоборот, сегодня как Западу, так и Беларуси очень важно развивать нормальное взаимодействие в рамках согласованных интересов сторон. Заявить о наших интересах можно и совместно с другими государствами Таможенного союза. Казахстан, например, уже давно обозначил свою позицию относительно будущих миссий наблюдателей от ОБСЕ. Теперь ответ за нами.

Вследствие некоторых из указанных факторов внешняя политика Беларуси уже несколько лет балансирует в русле двух названных Министром иностранных дел путей. Оба они не состоятельны по своей сути, так как не позволяют сторонам выйти из конфронтационного измерения в отношениях. Все по-прежнему свидетельствует об искусственно нагнетаемой напряженности или сотрудничестве «для отвода глаз». Так может быть основной функцией МИД все же должно быть именно развитие реального сотрудничества со всеми государствами, включая ЕС и США? Подчеркнем, сотрудничество в рамках белорусских национальных интересов.

Замкнутый круг конфронтации, созданный не без помощи отдельных сил на Западе и, как уже говорилось, в самой Беларуси препятствует работе в полную силу, самому дипломатическому ведомству и нашим друзьям на Западе. Так сколько же еще можно говорить об одном и том же, по одному и тому же устаревшему алгоритму, на языке «действие-противодействие»? Какая в этом государственная необходимость? Ведь оба пути, которые назвал Министр иностранных дел, де факто предполагают существование конфронтации, а она уже давно никому не нужна. От нее все устали. В таком случае в отношениях с Западом можно еще надолго завязнуть в выработке контрмер. Вот почему уже давно пора снять, наконец, эту старую заезженную пластинку, отказаться от конфронтационной логики мышления и приступить к новому этапу в истории белорусской дипломатии, дальнейшего укрепления государственности и развития отношений с Западом и Востоком.

Пришло время обсудить новые правила игры. Иначе может создаться впечатление, что такая «напряженность» с Западом или «видимость дружбы» с Россией, да хоть с самим Папой Римским, кому-то очень выгодна для того, чтобы рассорить, прежде всего, Беларусь и Россию и окончательно вбить клин в наше общее духовное и геополитическое пространство. Ведь вбить клин в отношения с Западом попросту невозможно. Для начала нужно эти отношения создать, чтобы такая угроза возникла даже теоретически. К счастью, нашим отношениям с Россией уже не одна сотня лет, но постоянное разыгрывание «русской карты» неизбежно влечет за собой неоправданные и никому не нужные риски. Помнится, как кто-то сказал, что дружба с русским народом худо-бедно наладится, но дружба с его вечным противником обрекает на «сделку с совестью» (здесь возможны интерпретации термина). Такая сделка изначально обречена. А вот политическая конъюнктура и экономические неурядицы со временем исчезнут как пена морская.

В данном контексте можно также указать на мировоззренческие аспекты глобализации и отношений с Западом, разные парадигмы развития и менталитет западной и восточнославянской цивилизаций, православия и католицизма. И все же это слишком глубокий и фундаментальный вопрос, который выходит за рамки данной публикации. Вместе с тем, несмотря на все попытки оппозиционного эксперимента с народом Беларуси и нашей внешней политикой, время в любом случае вынесет свой неумолимый вердикт в отношении «экспериментаторов». Данный принцип мироздания неподвластен ни времени, ни людям.

Неумелое балансирование и внешнеполитическое заигрывание по линии Восток-Запад по принципу «и вашим и нашим» уже привело к постоянным конфликтам с Россией. В молочных, мясных, газовых, нефтяных, воздушных и других унизительных и не достойных обеих сторон «войнах» Россия и Беларусь так или иначе вынуждены обвинять друг друга, возлагая основной груз ответственности на «хозяйствующих субъектов». Так действительно ли все возникающие разногласия ограничиваются только этими субъектами? Конечно, источники разногласий есть и в самой России, и, возможно, в Беларуси. Вместе с тем, важно учесть, что на фоне искусственно создаваемых противоречий в отношениях с Россией может наступить «точка невозврата». Она есть в любых отношениях. Поэтому не хотелось бы думать, что именно к этой точке уже давно направлены внешнеполитические усилия. В таком случае можно, конечно, уже «радоваться» – объятья Запада на условиях отрыва от России будут гарантированы на какое-то определенное время. Но здесь уже Бог судья. История же, народ и будущие поколения этого никогда не простят.

Беларусь вынуждена проводить многовекторную внешнюю политику, исходя из своего геополитического положения. Однако это не означает работать по упомянутому принципу «и вашим, и нашим». Данный принцип недолговечен. Вот почему пора окончательно определиться с союзниками. Что же касается Запада, то он навсегда останется прагматиком. У него свои давние интересы еще со времен «крестовых походов». И когда экономические интересы с Западом совпадают, то с ним всегда можно договориться. Продукты нефтепереработки и многие другие белорусские статьи экспорта там всегда нужны. Однако закон экономической конкуренции еще никто не отменял. Лыжи «Телеханы» или холодильники «Атлант», например, объективно более востребованы в Едином экономическом пространстве, чем в Европейском союзе. Мифы же отдельных «мудрецов» о том, что вступление в «клуб избранных», такой как Европейский союз или иные международные организации или структуры автоматически повлечет за собой манну небесную, миллиардные кредиты и обещания «райской жизни», ничем не обоснованы. Это пустые слова, которые не имеют под собой надежных оснований. Крайне зыбки, непостоянны и коварны могут быть такие обещания. В этой связи вспоминается уже другой, но более реальный принцип: «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Вот почему корректировка внешнеполитического курса Беларуси сегодня необходима как никогда ранее. Заданный несколько лет назад курс, пусть и с символическими изменениями, сделанными ради видимости этих изменений, медленно, но планомерно и целенаправленно уводит нашу страну от ее истинных союзников, которые уже не раз в истории приходили к нам на помощь. Пришло время ответить на вопросы и задать совершенно иной тон внешнеполитической дискуссии как по ее сути, так и по содержанию, чтобы выйти, наконец, за рамки негативного дуализма и конфронтационного стиля в отношениях. Нужен глоток свежего воздуха и весеннее пробуждение от долгого зимнего сна. Это возможно только путем переговоров и диалога, к которому уже призвал Глава Администрации. Причем диалога именно с целью развития нормального и полноценного сотрудничества, а не пустой болтовни для галочки, траты времени и бумаги на записи бесед дипломатов. Необходим выбор третьего пути развития сотрудничества, который позволит всем участникам политического процесса как в Беларуси, так и конструктивным силам на Западе «сохранить лицо» и начать нормальную работу. К сожалению, столько времени ушло впустую, но все же еще не поздно сделать выводы и многое изменить.

Обращаясь к своим оппонентам в Государственной думе великий русский реформатор-государственник П.А.Столыпин сказал: «языком совместной работы не может быть язык ненависти и злобы». Этот сильный и смелый человек, осознанно пожертвовавший собой во имя России, в своем завещании, еще при жизни просил похоронить его там, где его убьют. И, если даже такая жертва может кому-то показаться сегодня бессмысленной, то все же выводы сделаны и уроки извлечены. Поэтому и для Запада сегодня пришло время признать ошибочность своей ставки на оппозицию в Беларуси и сменить приоритеты с конфронтации на диалог с участием новых сил в рамках всего политического спектра. В таком случае ни о каком «нарастании напряженности» или «деэскалации» больше не будет идти и речи. Зачем же идти в гору, если она неприступна? Важно, наконец, и это понять. Иначе, действительно, какая-то клоунада получается, сопровождаемая этой самой «напряженностью», «эскалацией и деэскалацией». Неужели у лиц, принимающих решения как в Беларуси, так и на Западе, его высшего руководства все так плохо с источниками реальной информации? Именно отсутствие объективной оценки политической действительности, ставка на маргинальную часть политического спектра и откровенных оппонентов государственной власти не позволяет, видимо, определить единственно верный путь взаимодействия по направлению Беларусь-Запад и принять верные решения для нормализации отношений.

Если же и Запад по-прежнему не хочет ни видеть, ни слышать, ни, тем более признавать ошибочность своей линии в отношении Беларуси, тогда логично возникает еще один вопрос. Действительно ли им нужна демократическая система в Беларуси? Или все эти лозунги «с заботой о демократии» в нашей стране всего лишь пустой звук и «игра в демократию» в рамках геостратегии в Евразии?

Вряд ли кто-то станет отрицать сегодня, что марионеточная оппозиция и симпатизирующая ей номенклатура, такая же маргинальная и низкая по своей сути, являются частью политической технологии, реализуемой самыми влиятельными субъектами международных отношений. Они являются проводником стратегии, предполагающей не только трансформацию геополитического пространства постсоветских государств, но и всего мира. Именно такая оппозиция и иже с ними уже запустили механизмы «смены режима» в ряде государств. Показателен пример развала Советского Союза, но это уже отдельная тема.

После распада СССР началось переформатирование его прежних исторических сфер влияния с целью доступа к ресурсам, как материальным, так и духовным. Концепция «смены режима» опробована, начиная с Балкан и ряда постсоветских государств, заканчивая регионом Большого Ближнего Востока. Но где же сейчас их оппозиция? Какая роль ей отводится? Бесславная, на наш взгляд роль по обслуживанию интересов «золотого миллиарда». Как сказал классик, вся жизнь игра, а люди в ней актеры. Да и сама политика, как следует из другого крылатого выражения, делается за кулисами. Признают оппозиционные лидеры данный факт или нет, но они всего лишь инструмент, пешка в большой шахматной игре, целью которой является не только и даже не столько политическая власть в Беларуси. Попытки «смены режима» в нашей стране – это всего лишь часть глобального сценария и промежуточная цель стратегии.

Однако, даже при самом неблагоприятном для нашей страны сценарии развития событий, чисто теоретическом, нынешняя оппозиция и их союзники все равно окажутся на задворках истории как отыгранная карта, выполнившая волю хозяев. С этой точки зрения оппозиция должна быть благодарна действующей власти в Беларуси хотя бы за то, что «смена режима» у нас не пройдет. Вариант «цветной революции» в нашей стране не выгоден и самой России, ведь геополитическая экспансия направлена, в первую очередь, к ее границам. Однако этим обстоятельством не следует злоупотреблять.

Из упомянутого заявления Главы Администрации Президента справедливо следует, что «Они делают ставку на оппозицию. Они открыто говорят о том, что лидеры оппозиции, маргинальные по своей сути, должны прийти к власти. А в последнее время открыто звучит и следующая тема, что эти лидеры должны обеспечить им приватизацию под себя государственной собственности и ресурсов, которые были созданы белорусским народом». Здесь трудно не согласиться. Однако, несмотря на имеющийся экономический потенциал Беларуси и лакомый кусок государственной собственности, основное внимание в геостратегии нового мирового порядка, как подчеркнуто выше, принадлежит России. Ее материальные богатства и ресурсы не сопоставимы в принципе с тем, что имеется в Беларуси. В конечном итоге именно Россия и выступает окончательной целью в планах «сильных мира сего». Вот именно по этой причине в геополитическом поле влияния России и сферах ее притяжения произойдет, а, возможно, уже происходит окончательная схватка добра со злом, последний бой. Именно в этом геополитическом пространстве и проявит себя «империя зла», по словам бывшего Президента США Р.Рейгана. Пусть этот бой и трудный самый. Однако, как сказал классик, «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой».

Как отмечалось нами в одной из недавних публикаций, в западном обществе, будь то в Западной Европе или США, система «национальных интересов» неизменно занимает центральное место в государственном мировоззрении, планировании и реализации курса развития. Политическая, дипломатическая, военная и другая управленческая элита западных демократий – это государственная элита, прежде всего, по образу своего мышления. Вот почему среди них гораздо меньше предателей. Неужели в менталитете восточнославянской цивилизации есть такое уязвимое место, надавив на которое человек готов стать кем угодно, чтобы изменить не только самому себе, своим принципам, но и своему народу, своей стране? Вот именно поэтому и нам сегодня необходимо концептуально оформить категорию «национальные интересы» на должном научном уровне, а возможно, и разработать Концепцию национальных интересов Республики Беларусь с учетом нашей исторической миссии, выбора нашего народа и места в истории. Такая концепция должна стать как «Отче Наш» для любого государственного чиновника. Вот тогда это действительно будет «слуга государев», работающий во благо государства и своего народа. Тогда и спрос с чиновников будет уже иным.

В этой связи возникает еще один важный вопрос: почему категория «государственные интересы» так вольно трактуется оппозицией. Исходя из изложенного, возникают определенные сомнения относительно понимания истинно наших национальных интересов и во внешнеполитическом ведомстве? Кто дал право оппозиции и кому бы то ни было решать за народ и без его ведома насильственно двигать в «Эуропу» или идти в ином направлении, когда исторический выбор нашего истинного союзника сделан самим же народом? Грозным напоминанием вольного отношения к национальным интересам может служить, пусть и символическая, но все же казнь чучела Горбачева в Киеве, обвиненного в измене Родине и развале единой страны. Выбор нашего исторического союзника есть важнейшее условие не только для политической стабильности, но и для выживания независимого белорусского государства в глобальном мире, защиты суверенитета и дальнейшего укрепления государственной власти в Республике Беларусь.

В политике, как известно, нет ничего личного, только дело, как говорят англичане. Однако предателям государственных интересов никогда не было и не будет пощады. С этой точки зрения обеспечения национальной безопасности важно учесть, что все личные обиды оппозиции и призывы к санкциям неизбежно выливаются в пренебрежительное отношение к собственному народу со всеми вытекающими последствиями. А здесь уж извольте. Это не оставляет равнодушным даже обывателя. Однако вряд ли стоит сомневаться в том, что среди многомиллионного населения нашей Родины найдутся умные и интеллигентные люди, государственники по своей сути, способные критически, но все же конструктивно оценивать и анализировать работу государственной системы, предлагать разумные решения. Такие люди необходимы и самой власти, да и Западу в определенном смысле. Прежде всего для дальнейшего совершенствования и развития внутриполитического и внешнеполитического диалога. Именно эти силы и могут выступить как независимые игроки в налаживании сотрудничества с Западом. Возможно для этого потребуется создание консультативного органа в качестве посредника в переговорах. Целью такой структуры могла бы стать разработка «дорожной карты» сотрудничества, предполагающая реализацию конкретных шагов с обеих сторон.

Государственно мыслящие контрпартнеры власти, принимающие участие в политической жизни страны и предлагающие правильные решения в рамках общего курса ее развития, на наш взгляд, просто необходимы и в ходе предстоящей парламентской кампании в Беларуси. В таком случае Западу будет «нечем крыть» в отношении характера белорусского политического режима. Однако оппозиция сегодня окончательно дискредитирована и маргинализирована. Она проявила себя как несостоявшийся бизнес-проект, инвестиции в который со стороны США и других лидеров западной цивилизации были изначально ошибочны и неоправданны.

Так что же делать и есть ли сегодня другие варианты? На этот вопрос необходимо ответить для того, чтобы в Национальном собрании Республики Беларусь нового созыва наш трудолюбивый и терпеливый народ представляли депутаты, которые смогли бы развеять все известные оскорбительные эпитеты в адрес парламента и государственной власти, а, следовательно, и в адрес всех белорусских граждан их избравших. Хочется верить, что народ Беларуси сделает правильный выбор для того, чтобы раз и навсегда снять все обвинения Запада и оппозиции в несамостоятельности парламента, его ручном управлении и, таким образом, усилить высший представительный и законодательный орган Беларуси. После этого такие определения как «парламент клонов», существующие в его адрес сегодня, будут попросту неуместны. Если же на пути к такому, действительно сильному Парламенту, не все места еще распределены, то за него стоит побороться. И неизменно за сильную Беларусь!

Александр Плащинский,
кандидат политических наук

 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Поводом для написания данной статьи послужило участие ее автора в политологической дискуссии в редакции газеты «Советская Белоруссия». Адаптированная версия беседы, возможно, появится и на страницах газеты. Поэтому не будем раскрывать ее содержание. Вместе с тем, с целью поиска решений по выходу из непростой ситуации, которая сложилась в отношениях между нашей страной и Западом, все же представим некоторые выводы читателям. Надеемся, что они позволят задуматься над поставленной нами проблемой.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика