Правда о демографии Беларуси. 21.by

Правда о демографии Беларуси

05.05.2015 09:36 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Послании белорусскому народу и парламенту президент Республики Беларусь Александр Лукашенко затронул демографический вопрос, отметив положительные тенденции в этой сфере, а именно - увеличение рождаемости, сокращение смертности, уменьшение естественной убыли населения на этом “островке мира, спокойствия и порядка”, напрямую связав эти показатели с его собственной моделью социально-экономического развития Беларуси. При этом А.Лукашенко заявил, что численность населения Беларуси “перевалила за 9,5 млн человек”.

В связи с последним утверждением о численности населения в 9,5 млн человек следует отметить, что, исходя из официальной статистики Белстата, оно не соответствует действительности. На самом деле численность населения Беларуси в 9,5 млн человек была еще совсем недавно - в 2009-ом году, и с начала 2010-го «перевалила» совсем в другую сторону - в меньшую, а не в большую, достигнув дна в середине 2012-го года (9,457 млн человек).

После этого действительно начался демографический рост, но ни о каком превышении 9,5 млн человек пока речи не идет: на конец 2014-го года численность населения Беларуси составляла 9,481 млн человек. То есть, за 2,5 года прирост составил 24 тыс. человек.

А по последним данным Белстата, численность населения Беларуси за I квартал увеличилась вообще только лишь на 280 человек. При этом прирост состоялся исключительно за счет положительной трансграничной миграции, а естественная убыль не только сохранилась, но и увеличилась.

Таким образом, исходя из сегодняшней динамики, для достижения указанной планки в 9,5 млн человек потребуется еще не один год. Хотя могут быть форс-мажорные обстоятельства, например, эскалация конфликта в Украине до уровня полномасштабной войны с Россией. Тогда, конечно, тысячи украинских беженцев сильно помогут белорусской демографии достичь указанного показателя.

Всего же за 24 года, с конца 1990-го, численность населения Беларуси сократилась более чем на 700 тысяч человек, а за время правления А.Лукашенко - на 745 тысяч человек (до середины 1993-го года в Беларуси все еще существовал прирост населения, затем началось падение).

Рис.1. Динамика численности населения Беларуси с конца 1990-го года, млн чел.


На графике (рис.1) заметно, что где-то с 2009-го года скорость сокращения численности населения Беларуси существенно замедлилась. Здесь требуется разъяснение. Дело в том, что данные о численности населения в период между переписями являются, по сути, расчетными и могут не совпадать с реальным положением дел, что подтверждается результатами переписи в Беларуси 2009-го года.

Так, согласно итогам переписи, в Беларуси на середину октября 2009-го года проживало 9,504 млн человек. Когда как месяцем ранее, по расчетным данным, базирующимся на результатах предыдущей переписи (1999-го года), Белстат указывал численность населения начала октября 2009-го на 160 тысяч больше - 9,664 млн человек.

Вполне реально, что и сейчас имеется такая же ситуация, когда реальная, согласно принятой методологии учета, численность населения Беларуси существенно ниже, чем расчетная. Ведь согласно этой методологии, человек регистрируется как постоянный житель того или иного государства в случае нахождения его в этой стране не менее 6 месяцев в году, независимо от его гражданства или подданства.

А то, что десятки тысяч белорусов, не отказываясь от белорусского гражданства, находятся «в заработках» за пределами Беларуси более чем 6 месяцев в году уже длительное время - ни для кого не секрет. Тем более что кризис 2011-го года не мог не отразиться на гастарбайтерских устремлениях белорусов усилением оттока рабочих рук, неподвластного учету вплоть до следующей переписи.

Исходя из всего вышесказанного, заявлять о том, что численность населения “перевалила за 9,5 млн человек”, мягко говоря, рановато. А уж мечтать о 20-ти миллионах, что прозвучало в послании А.Лукашенко, можно только надеясь на некий апокалиптический вариант развития событий вокруг Беларуси. И здесь уже будет больше подходить термин “замещение населения” - иммигрантами вместо коренных.

Заселение Беларуси китайцами или выходцами из Средней Азии и Кавказа, и даже русскими россиянами, а также “донбассцами”, вряд ли понравится нашим коренным жителям. Ведь Беларусь, что бы кто ни говорил, является национальным государством, что видно из результатов переписи 2009-го года, где 83,7% населения четко идентифицировали себя - указали национальность “белорус”. Что больше, чем при переписи 1999-го года (81,2%) и тем более при переписи 1989-го года (77,9%). Когда как “русскими” идентифицировали себя в 2009-ом году лишь 8,3% населения Беларуси (в 1999-ом - 14,0%, в 1989-ом - 13,2%). Для сравнения, при переписи 2001-го года в Украине, русскую национальность указали 17,3% граждан Украины (в 1989-ом - 22,1%).

Идентифицируя себя по национальности, даже несмотря на естественное (и нормальное в сегодняшнем мире) “смешение, отсутстие чистоты кровей”, человек видит себя частью своей нации, закрепляет себя к определенной культурно-исторической общности, вносит себя в поток исходящих из глубины веков национальных традиций. И, как видим, из динамики национального состава жителей Беларуси от переписи к переписи, даже несмотря на то, что  белорусскоязычных граждан в стране практически не осталось и значительно сократилось количество людей, считающих белорусский язык родным, граждане четко и недвусмысленно указывают на приоритет титульной исторической общности - белорусской.

А если добавить к этому идентифицировавших себя поляками, украинцами, евреями - то есть представителями таких же коренных национальностей Беларуси - получается, что для жителей Беларуси приоритетом является не накачивание страны иммиграционным притоком, а развитие и рост исконно сложившегося общества.

Поэтому внутренние показатели динамики численности населения - рождаемость, смертность , естественный прирост или убыль - являются более важными для демографических исследований в Беларуси.

Долгосрочная трудовая миграция (гастарбайтерство) коренного народа в данном случае также имеет немаловажное значение. Но все же человека, уехавшего не навсегда, а лишь на долгие (более 6 месяцев в году) заработки, и потому, согласно методологии, не являющегося постоянным жителем своей страны, тем более оставившего семью и дом на родине, сложно назвать эмигрантом. А является это результатом лишь ситуационной разницы уровней заработков между странами, и даже не уровня жизни.

Показатели же естественного движения населения, являются вектором, определяющим направление демографического развития коренного общества. Динамика натурального прироста (или убыли) населения, а тем более динамика рождаемости, как правило, коррелирует с динамикой материальных, экологических, социальных и иных условий жизни, то есть, уровня жизни, а также с имеющимися возможностями и перспективами. А еще - с исторической демографической динамикой, особенно для Беларуси.

Динамика естественных демографических процессов в Беларуси

А.Лукашенко в своем послании сказал о текущей демографической ситуации следующее: “Нам удалось практически сжать "демографические ножницы", сократив … естественную убыль населения за счет увеличения рождаемости … и снижения смертности”. Здесь слова А.Лукашенко действительно подтверждаются государственной статистикой.

Рождаемость в Беларуси растет уже более 10-ти лет после резкого падения с конца 80-х и стабильно низкой рождаемости в период от середины 90-х до середины 00-х.

Рис.2. Количество родившихся в Беларуси за год, с 1960-го года, тыс. чел.


 

Смертность же имеет явную тенденцию к сокращению после достижения ею пиковых значений в середине 00-х.

Рис.3. Количество умерших в Беларуси за год, с 1960-го года, тыс. чел.


“Демографические ножницы”, которые еще называются “русским крестом”, действительно сжимаются в последние годы после появления их в 1993-м году.

Рис.4. Количество родившихся и умерших в Беларуси, с 1960-го года, тыс. чел.


Естественная убыль, достигавшая 50-60 тыс. чел. в год в 00-х годах, в 2013-ом сократилась до 7,3 тыс. чел., а в 2014-ом - до 2,9 тыс. чел.

Рис.5. Естественный прирост/убыль населения Беларуси, с 1960-го года, тыс.чел


При этом А.Лукашенко связывает такую положительную демографическую динамику исключительно с результатами работы его модели социально-экономического развития страны, с поддержкой молодых и многодетных семей, с развитием экономики и в других сферах.

Однако в Украине, которая всегда являлась плохим примером государственного развития для белорусов, а зачастую - социально-экономическим антиподом белорусской модели, динамика естественных демографических показателей не сильно отличается от белорусской, особенно в период с конца 80-х до конца 00-х.

Динамика естественных демографических процессов в Украине

Рождаемость в Украине начала расти даже на год-два раньше, чем в Беларуси. Правда, на фоне последних событий в Украине она снизилась - здесь, конечно, прямой результат ухудшения обстановки в этой стране (а в 2014-ом меньшее количество рожденных - еще и за счет исключения Крыма и Севастополя из украинской статистики).

Рис.6. Количество родившихся в Украине за год, с 1960-го года, тыс. чел.


Пик смертности в Украине так же, как и в Беларуси, пройден и находится в настоящее время на уровне начала 90-х по абсолютному количеству. Но в 2014-ом, даже с учетом исключения Крыма и Севастополя, абсолютное количество умерших в Украине увеличилось.

Рис.7. Количество умерших в Украине за год, с 1960-го года, тыс. чел.


“Демографические ножницы” в Украине появились на 2 года раньше, чем в Беларуси, в 1991-ом году. Как и в Беларуси, “ножницы” также сжимаются (точнее, сжимались 10 лет, но в последние годы сжиматься перестали, а в 2014-ом на фоне известных событий - начали снова “разжиматься”).

Рис.8. Количество родившихся и умерших в Украине, с 1960-го года, тыс. чел.


Как и в Беларуси, наибольшая естественная убыль населения пришлась на начало и середину 00-х годов.

Рис.9. Естественный прирост/убыль населения Украины, с 1960-го года, тыс.чел


Сравнение демографических показателей естественного движения населения Беларуси и Украины

Если сравнивать демографические коэффициенты, то похожесть динамики коэффициентов рождаемости Беларуси и Украины видна наиболее наглядно. Кроме последнего, 2014-го, года и периода 1999-2003 гг - тогда рождаемость в Украине была заметно ниже, чем в Беларуси. Все остальное время динамика очень похожа. А с 2003-го по 2012-й - практически синхронная в двух странах (в Беларуси незначительно выше).

Рис.10. Коэффициент рождаемости в Беларуси и Украине, с 1960-го года, количество рожденных на 1000 чел.


Расхождение динамики значений коэффициентов смертности по Беларуси и Украине в 2014-ом году также стало диаметральным: в Беларуси - снижалась, в Украине - росла. Хотя в период 2008-2010 гг было наоборот: в Украине смертность снижалась, в Беларуси увеличивалась. В целом же существенного различия в динамике и величине коэффициентов не наблюдается.

Рис.11. Коэффициент смертности в Беларуси и Украине, с 1960-го года, количество умерших на 1000 чел.


Графики же динамики естественного прироста/убыли населения Беларуси и Украины практически идентичные. Исключение составляет лишь 2014-й год.

Рис.12. Коэффициент естественного прироста/убыли населения в Беларуси и Украине, с 1960-го года, количество на 1000 чел.


Такая синхронная динамика естественных демографических показателей Беларуси и Украины при таком различии социально-экономической модели говорит о том, что, вопреки заявлениям А.Лукашенко, определяющего вклада в естественные демографические процессы его социально-экономическая модель не привнесла: и в Беларуси и в Украине после достижения «дна» в начале 00-х годов далее началось улучшение.

Существенная разница в динамике появилась лишь в 2014-ом году - так и ситуация в странах стала кардинально различной. В то время как Украина подвергается агрессии со стороны донбасских сепаратистов и российских террористов при военной, политической, информационно-идеологической и финансовой поддержке их со стороны России, Беларусь от той же России получает преференции на миллиарды долларов: дешевые нефть, газ и свободный доступ на свой рынок.

***

При этом динамика численности населения Беларуси и Украины, исходя из ранее указанной методологии учета, действительно отличается - здесь уже как раз имеет место влияние различий в социально-экономических моделях этих стран.

Рис.13. Динамика численности постоянного населения Беларуси и Украины с 1960-го, 1990 = 1


Существенная разница в динамике численности постоянного населения стран началась именно в 90-х. В итоге, если сегодняшнее число жителей Беларуси соответствует 1977-му году, то Украины (с Крымом) - 1965-му. И поскольку, как выше показано, различия в динамике естественного движения несущественны, на первый план выходит миграционное изменение по вышеуказанной методологии учета постоянного населения и трудовой миграции, а также конечной миграции (на постоянное местожительство).

Сохранение валообразующих отраслей, крупнейших заводов и крупнотоварного сельского хозяйства в Беларуси сохранило, в свою очередь, и количество вакансий внутри страны: при количестве работников в белорусской экономике в 4,46 млн человек, белорусских гастарбайтеров, работающих вне страны, вряд ли насчитывается более 300 тысяч.

Когда как число украинцев, работающих за границей, оценивается до 3-х миллионов человек, а некоторыми исследователями и больше. Многие из украинцев, особенно уехавшие на заработки в Западную Европу, находятся там длительное время и не считаются, согласно методологии, постоянно проживающими в Украине.

Кроме того, значительная конечная эмиграция из Украины, начавшаяся с начала 90-х годов, также оказалась намного больше, чем из Беларуси. В результате всего этого численность постоянного населения Украины сократилась более существенно, чем в Беларуси.

Тем не менее, как видно из естественного движения населения, особенно рис.10 и рис.12, различия в социально-экономических моделях Беларуси и Украины не сильно отразились на различиях естественных демографических процессов, и главного из них - рождаемости.

Более значимое влияние, на самом деле, оказывает историческая демография - колебания численности населения, связанные со Второй Мировой Войной 1939-1945 гг, а именно большой потерей продуцирующего населения в 1941-1944 годах на территориях Беларуси и Украины. Эта война стала причиной резкого сокращения прироста населения в 60-х и далее - в конце 80-х - начале 90-х (здесь еще был наложен сильнейший экономический кризис, приведший к развалу СССР и продолжавшийся все 90-е.) Эстафету «военного» сокращения населения теперь должен принять период настоящего времени - начиная с 2015-го. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Послании белорусскому народу и парламенту президент Республики Беларусь Александр Лукашенко затронул демографический вопрос, отметив положительные тенденции в этой сфере, а именно - увеличение рождаемости, сокращение смертности, уменьшение естественной убыли населения.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика