Хочешь строить - узнай общественное мнение
Хочешь строить - узнай общественное мнение
26 августа 2005 г. Конституционный суд (далее-КС) принял решение о мерах по защите конституционных прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды, которое непосредственно касается юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную производственную деятельность. В Конституции, законах "Об охране окружающей среды", "О государственной экологической экспертизе", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и других нормативных правовых актах Республики урегулированы вопросы сохранения благоприятной окружающей среды, информированности граждан и участия их в обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, связанные с обязанностью субъектов хозяйствования соблюдать установленные технические, санитарные и другие нормы и правила. Рассмотренное КС коллективное обращение граждан, в частности, затрагивало проблему размещения автозаправочных станций (далее - АЗС) в непосредственной близости от жилых и общественных зданий. В соответствии с санитарными правилами и нормами 2.2.3.11-28-2003 "Гигиенические требования к проектированию, строительству и эксплуатации станций по заправке транспортных средств нефтепродуктами и газом", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 24.12.2003 г. № 202, расстояние от границ АЗС до жилых и общественных зданий должно быть: - не менее 25 метров при производительности АЗС до 500 включительно автомобилей в сутки, - при производительности АЗС свыше 500 автомобилей в сутки - не менее 30 метров; - от АЗС с производительностью до 500 включительно автомобилей в сутки расстояние до детских дошкольных и школьных учреждений, лечебно-профилактических учреждений со стационаром - не менее 50 метров. Насколько приемлемы такие нормы в городах с высокой плотностью застройки, читатели могут оценить сами, посмотрев в окна своей квартиры и представив указанное расстояние до АЗС. Однако на запрос КС уполномоченные государственные органы утверждали, что данные нормы соответствуют международным и российским стандартам. Следует отметить, что АЗС относятся к опасным производственным объектам, на которых предусматриваются особые требования промышленной безопасности (п. 1 Приложения 1 к Закону от 10.01.2000 г. № 363-З "Опромышленной безопасности опасных производственных объектов"). АЗС являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв в результате испарения нефтепродуктов в процессе приемки, хранения, отпуска и зачистки резервуаров, утечки нефтепродуктов через уплотнительные узлы трубопроводов, топливораздаточных и маслораздаточных колонок; вентиляции газового пространства резервуаров; сточных вод, содержащих нефтепродукты; перелива резервуаров и цистерн; утечки нефтепродуктов при аварийных ситуациях, связанных с коррозийным разрушением резервуаров и коммуникаций; выхлопных газов и т.д., а также источником вредного воздействия шума (подп. 3.3 п. 3 Временного положения по обеспечению экологической безопасности автозаправочных станций, утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 3.06.1997 г. № 128). В то же время с учетом наличия у граждан и у юридических лиц большого количества автомобилей, программой развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на период до 2010 года, утв. постановлением Совмина от 11.04. 2005 г. № 380, предусматривается расширение строительства АЗС и их приближение к потребителям. При таких обстоятельствах возникает необходимость рационального размещения АЗС с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Это возможно, как правило, на раннем этапе принятия решения о строительстве АЗС, поскольку изучаются варианты и условия такого строительства на выбранной или альтернативной площадке либо обосновываются мотивы отказа в размещении АЗС. Основной объем работы по организации проведения оценки воздействия на окружающую среду возлагается на юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное, планирующее осуществлять хозяйственную или иную деятельность (заказчика). Согласно Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 17.06. 2005 г. № 30 (далее - Инструкция № 30), заказчик организует: - публикацию в средствах массовой информации заявления о возможном воздействии на окружающую среду планируемой деятельности; - проведение общественных слушаний и всестороннее изучение предложений общественности о реализации планируемой деятельности; - участие общественности в процессе проведения оценки воздействия, осуществляет и финансирует ряд работ, связанных с подготовкой соответствующей документации. Аналогичные подходы существовали и в ранее действовавшей Инструкции Минприроды от 6.02.2001 г. № 1. Вместе с тем изучение специалистами КС материалов ряда архивных дел о строительстве АЗС на территории г. Минска в 2001-2004 гг. показало, что сведения о согласовании строительства АЗС с общественностью и о проведении общественных экологических экспертиз в них отсутствуют. Минприроды также подтвердило, что из опыта Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды в части проведения государственной экологической экспертизы проектов АЗС, размещаемых в г. Минске, следует, что в составе проектно-сметной документации заказчиком не представлялись материалы (протоколы) общественных слушаний или общественной экологической экспертизы. После принятия решения КС Минприроды направило областным и Минскому городскому комитетам природных ресурсов указание о том, что при строительстве АЗС на предпроектной стадии заказчикам в обязательном порядке следует проводить общественные слушания (письмо от 4.10.2005 г. № 04-1-5/2331). Процедура общественных слушаний определена в главе 6 Инструкции № 30, однако она недостаточно детализирована. В настоящее время в Миприроды разработаны проекты методических рекомендаций по проведению общественных слушаний и инструкции по проведению общественной экологической экспертизы в Республике Беларусь, которые проходят согласование в установленном порядке. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
26 августа 2005 г. Конституционный суд (далее-КС) принял решение о мерах по защите конституционных прав и законных интересов граждан в области охраны |
|