Заработная плата плюс пенстя: в пределах возможного
Заработная плата плюс пенстя: в пределах возможного
Основной акцент статьи К.Романовского – письмо трех пенсионеров, которые, в частности, пишут: «В настоящее время расчет пенсии работающему пенсионеру производится до коэффициента 1,3, что на практике означает: у пенсионера из пенсии отнимают ни за что ни про что 10—30 тысяч...», рассматривая такой подход как «...нарушение их конституционных прав...» Пенсия – категория экономическая В любой стране благосостояние граждан, в том числе пенсионеров, зависит от результатов труда поколения работников, занятых в реальном секторе экономики. Это аксиома. В Беларуси трудовые пенсии финансируются за счет обязательных взносов на пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями (в основном 29 процентов фонда заработной платы) и работниками (1 процент индивидуальной заработной платы). Взносы работодателей, являясь составной частью затрат на рабочую силу, а значит, и стоимости производимых товаров и услуг, вместе с другими составляющими непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции. Очевидно, что и работодателям, и обществу в целом небезразлично, каким является тариф страховых взносов. К слову, у нас он один из самых высоких на постсоветском пространстве (в частности, в 1,5 раза больше, чем в России). Отсюда важно, насколько рационально используются пенсионные средства. В текущем году на финансирование пенсий в нашей республике будет направлено около 6 трлн. руб., из них пятая часть – работающим пенсионерам. В мировой практике пенсия рассматривается как замещение части заработка, утраченного в связи с потерей трудоспособности (практически по такому же принципу, как при выплате пособий по временной нетрудоспособности). Вопрос о выплате пенсии лицам, продолжающим работу, в развитых государствах, как правило, не стоит, во всяком случае – в полном размере. А назначение пенсии чаще всего подразумевает оставление работы, поскольку пенсионный возраст там выше: на 5—7 лет у мужчин и на 5—12 лет у женщин. Это является одной из причин того, что численность пенсионеров по отношению к численности работников (плательщиков взносов) в развитых государствах заметно ниже и, соответственно, больше возможностей для выплаты более высоких пенсий. Договор поколений Система обязательного пенсионного страхования в Беларуси, как и в большинстве стран (включая развитые), распределительная (солидарная). В ее основе так называемый договор поколений, когда поколение работников своими взносами в пенсионный фонд обеспечивает финансирование пенсий поколению пенсионеров. При этом, как правильно указывает К.Романовский, «пенсия – это не милостыня и не благотворительность». Это традиция, выполнение непререкаемого долга, передаваемого из поколения в поколение. Однако объем такого долга со временем меняется. Реальность такова, что численность получателей пенсий по отношению к численности работников (плательщиков взносов) увеличивается. Если в 1980 году на 100 работников приходилось 40 пенсионеров, в 1990-м – 46, то сегодня уже 60, а через несколько десятилетий такое соотношение может сравняться. И ссылка специалистов на эту неблагоприятную для пенсионной системы тенденцию – не «разглагольствования «умников», а констатация реальности, которая обусловливает текущие и тем более будущие проблемы пенсионного обеспечения и требует принятия соответствующих упреждающих мер. У кого пенсия должна быть более полновесной? Конституция страны (статья 47) гарантирует гражданам «право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности …» То есть такое право обусловлено соответствующим социальным риском: реальной утратой доходов вследствие старости, инвалидности и т.д. Что касается работающих пенсионеров, то они, как и их молодые коллеги, имеют статус работника со всеми правами, в том числе на оплату труда. При этом многие из них благодаря высокой квалификации, опыту успешно трудятся без потери дохода. Следует ли рассматривать таких пенсионеров в качестве субъектов права на социальное обеспечение (т.е. на полновесные выплаты из пенсионного фонда) наравне с теми, кто потерял возможность зарабатывать и живет на пенсию? Из Основного Закона это не вытекает. Именно поэтому введенная с 1 апреля 1999 г. Декретом главы государства норма, позволяющая учитывать при определении размера пенсии часть заработка, превышающую 130 процентов средней зарплаты в республике, была предусмотрена для неработающих пенсионеров. В результате у трети из них, имевших заработок, оцениваемый коэффициентом 1,3 (до 4,0), пенсии стали выше. Несомненно, такой подход справедлив и оправдан по отношению к тем, кто в свое время вносил более весомый вклад в экономику и, соответственно, на содержание пенсионеров того времени, а сегодня живет лишь на пенсию. Его распространение на работающих пенсионеров в условиях отсутствия устойчивого финансового резерва потребовало бы или увеличивать нагрузку на экономику (что явно неприемлемо), или же уменьшать расходы по другим статьям и прежде всего на индексацию пенсий. Такое решение в пользу тех, кто работает и имеет два источника средств существования (зарплату и пенсию), в первую очередь отразилось бы на уровне обеспеченности почти 2 млн. неработающих пенсионеров и противоречило бы духу указанной статьи Конституции. В то же время действующие правила выплаты пенсий в период работы следовало бы изменить. Но в иных целях – для высвобождения большей части пенсионных средств в пользу тех, кто не в состоянии трудиться. Ведь работа для пенсионера – явление временное, и каждый рано или поздно вынужден ее оставлять. Не секрет, что такое событие и связанное с ним падение дохода – едва ли не главная сложность для большинства пожилых. Замечено, что пенсионеры, оставив работу, в корне меняют свои прежние взгляды на пенсию, становясь сторонниками более полновесных выплат именно неработающим. Было бы правильным разграничить работу с относительно высоким заработком и подработку (когда получаемый заработок невелик или нерегулярен), с тем чтобы пенсия в полном размере выплачивалась лишь при низком заработке. Например, в Германии пенсия выплачивается с учетом получаемого заработка: в полном размере (при небольшом приработке), с ограничениями (2/3; 1/2; 1/3) или вообще не выплачивается. В советский период потолок для пенсии вместе с заработком составлял для служащих 150 руб., для рабочих и младшего обслуживающего персонала – 300 руб. (при средней пенсии по возрасту в 1990 г. — 110 руб. и средней зарплате – 269 руб.). Введение в Беларуси похожего порядка соответствовало бы принципам социального страхования и, самое главное, усилило бы конституционное право нетрудоспособных граждан на более достойное социальное обеспечение с учетом их трудового вклада (стажа и заработка). Осведомленные читатели могут сослаться на Российскую Федерацию, где пенсия в период работы выплачивается без ограничений. Да, сегодня это так. Однако у наших соседей заработок при исчислении пенсии ограничен коэффициентом 1,2. В связи с этим, в сравнении с российскими пенсионерами, у белорусских работающих пенсионеров максимальная пенсия по возрасту в эквиваленте выше на 8—10 процентов, а у неработающих – в 1,5 раза (при коэффициенте 4,0 и выше). Реализация подхода россиян – это, по сути, возврат к уравниловке. В защиту защитников В письме, цитируемом К. Романовским, отмечается, что «...пенсионерам – бывшим работникам силовых структур, у которых пенсия значительно выше, она выплачивается в полном размере независимо от того, работает пенсионер или нет. Налицо разделение граждан республики на две неравноправные категории». Да, разделение между гражданскими и военными пенсионерами есть. И это разделение – по определению. У одних – общая система обязательного пенсионного страхования, у других – профессиональная пенсионная система, финансируемая за счет средств бюджета. Почему у людей в погонах пенсии выше? Во-первых, это традиция, обусловленная спецификой службы по защите Отечества и охране правопорядка, а также ограничениями, установленными законодательством в период прохождения службы. Во-вторых, наши защитники вынуждены оставлять службу в основном к 50 годам, когда искать подходящую работу и осваивать гражданскую профессию весьма сложно. Возможно, гражданские пенсионеры терпимее относились бы к более высоким военным пенсиям, если бы они, как это было в прежние времена, выплачивались в зависимости от дохода в период работы. Имея определенное представление о предмете обсуждения, осмелюсь сделать вывод: чтобы система обязательного пенсионного страхования была эффективной, а пенсионные выплаты более полновесными, государству необходимо концентрировать свои усилия и возможности, прежде всего, на обеспечении тех, кто уже отработал свое и живет на пенсию. Думаю, именно таких пенсионеров имел в виду глава государства, подчеркнув на совещании, упоминаемом К. Романовским, что пенсионеры, наряду с детьми, являются приоритетом социальной политики Беларуси. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чиновник — для человека, а не наоборот, считают читатели нашей газеты и на практике убеждаются и в том, и в другом…
|
|