Как стать полноценным домовладельцем?
Светлана ЯСКЕВИЧ
или Особенности регистрации недвижимости на селе
По оценкам специалистов, примерно на 45 процентов домовладений и земельных участков в сельской местности нет соответствующих документов. Живут люди себе и живут, пока не возникнет правовая ситуация, которая и потребует наличия определенных документов. Чаще всего это продажа дома или оформление имущества в наследство. Первым делом человек обращался в БТИ, где его просили принести справку о том, что он имеет строение, которое может быть использовано как жилье. За этой справкой, естественно, надо было идти в сельсовет. А местные Советы, заметим, выдавали подобные документы практически «вслепую», потому что компетентных специалистов, способных сделать подобное заключение, в их штате нет. Затем снова пред-стоял поход в бюро технической инвентаризации, которое отправляло гражданина за очередной бумагой — решением сельсовета — опять же в местный орган власти... Дело нередко усложнялось терминологической казуистикой, и люди приобретали дополнительную нервотрепку. К примеру, даже для того, кто имел технический паспорт на дом, но хотел бы узаконить пристроенную веранду, порядок был таков: вначале следовало написать заявление в местный орган власти примерно такого содержания: «Прошу узаконить пристройку» и получить указанное разрешение. Затем приезжал специалист БТИ и вполне мог вынести вердикт: это не пристройка, а реконструкция, раз в новой веранде появилась газовая плита и сюда в сущности переместилась кухня. Значит, необходимо начинать все сначала, писать новое заявление, а сельсовету — принимать новое решение. И только после этого можно хлопотать над составлением мудреного документа под названием «Акт приемки», утверждаемого районной архитектурой. Приходилось еще обойти санитарно-гигиенические, пожарные и прочие службы. А если учесть, что все документы выдавались не бесплатно, то многие наши соотечественники и не брались за столь непростое дело. Как результат — в каждом сельсовете сегодня немало бесхозных домов. Так было до прошлого года, пока парламент в середине декабря не принял новую редакцию Закона «Об обращениях граждан», а Совет Министров в конце декабря — постановление «Об утверждении плана мероприятий по выполнению протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А. Г., данных 17 ноября 2004 г. при подписании решения республиканского референдума 17 октября 2004 г.». Тогда и заговорили об упорядочении деятельности названных служб, о работе их по принципу «одного окна». Названным постановлением определен срок исполнения — до 1 июня. В Брестском районе уже практически установлен новый порядок работы. Агентство по регистрации недвижимости и земельному кадастру (бывшие БТИ и районная землеустроительная служба) принимают заявление от гражданина и в установленный срок выдают документы. А между ведомствами ходит курьер названной организации. Председатель Брестского районного Совета депутатов Леокадия Грицко рассказала, что с начала этого года практически во всех деревнях района были проведены сельские сходы, на которых людям объясняли новый порядок регистрации участков и домовладений. Там же сельчан агитировали делать все документы вовремя, чтобы в случае надобности они были под рукой. Недавно на заседании президиума Брестского районного Совета депутатов была рассмотрена работа Тельменского и Черненского сельских советов по выполнению Закона РБ «Об обращениях граждан» в новой редакции. По результатам заседания был подготовлен целый пакет предложений по совершенствованию работы с населением, которые Леокадия Грицко и передала в соответствующие службы. Секретарь Черненского сельского Совета Валентина Котович говорит, что процедура оформления для людей действительно значительно упростилась. Сказывается то, что агентство по регистрации недвижимости перешло на новый, удобный для населения режим работы. Да и бегать между ведомствами теперь самому гражданину столько не надо. На территории сельсовета — 17 деревень, в которых проживает 3400 человек. И, по словам Валентины Владимировны, народ валом не повалил для оформления технических паспортов на домовладения. По-прежнему люди обращаются за оформлением документов лишь тогда, когда паявляется острая необходимость. Ведь процедура изготовления документов не бесплатная. А для пенсионеров, престарелых сельчан сегодня любая сумма значительна. У самих же работников сельских исполкомов забот прибавилось. Составлять и оформлять документы по-прежнему входит в их обязанности. А штаты сельисполкомов за последние годы несколько раз сокращались. И Черненский, и другие сельсоветы прорабатывают вопросы с соответствующими службами об уведомлении ими местных органов власти в случае перемены собственников домовладений. Делается это для того, чтобы избежать проблем в будущем. Ведь теперь гражданину достаточно бывает обратиться в нотариальную контору и агентство по регистрации недвижимости, чтобы узаконить свои права на наследство. А сельский Совет может и не знать, с кого теперь следует взимать налог за недвижимость или к кому обращаться по любым другим вопросам, связанным с данным домовладением.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
или Особенности регистрации недвижимости на селе
|
|