Нам нужен крепкий союз. Навеки
В белорусских и российских СМИ сегодня вновь оживилась дискуссия вокруг проекта Конституционного акта именно с учетом современных политических реалий. Задолго до президентских выборов в двух странах активно обсуждается тема продления полномочий высших должностных лиц в качестве главы Союзного государства.
Между тем нынешние власти России уже давно не рассматривают развитие российско-белорусских отношений лишь в конъюнктурных целях, как это было во времена правления Б.Ельцина. По мнению многих экспертов, российско-белорусский союз как способ пролонгации полномочий кого-либо из действующих президентов объективно не выгоден бюрократическим элитам двух стран, которые могут лишиться реальной власти. Между тем, Союз братских народов по-прежнему нужен народам. И политические элиты Беларуси и России, главы законодательной власти не могут этого не учитывать. Поэтому, в новой интеграционной политике России, которая активно проводится в последние годы и вызывает полное неприятие и жесткое противодействие со стороны Запада, союзническим отношениям с Республикой Беларусь отводится особое место. По мнению российских экспертов, союзный проект остается наиболее продвинутым и привлекательным. Он является локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В настоящее время новым содержанием наполнилось военно-политическое сотрудничество, более тесным стало взаимодействие на международной арене, беспрецедентно все эти годы рос товарооборот двух стран. Между РФ и РБ практически нет таможни, таможенные тарифы в торговле с третьими странами согласованы более чем на 90%. В то же время по вопросу союзного строительства официальная Москва заняла сугубо прагматичную позицию, которую нельзя не понять. Москва не может допустить такого положения, когда появление союзных надстроек приведет к конфликту центральных и местных властей, дестабилизации федеративных отношений в стране, усилению центробежных тенденций, а также возрастанию внешнего давления и, как следствие, ограничению международных возможностей государства. В Беларуси тоже произошли определенные переоценки ситуации вокруг союзного строительства как во властных кругах, так и в общественном мнении. Республика не намерена идти на уступки по вопросу суверенитета, не готова вводить единую денежную единицу, что предусмотрено Договором и Программой по его реализации. Одновременно белорусская сторона настаивает на том, что в проект Конституционного акта не должны вноситься те положения, которые ведут к ревизии белорусско-российского союзного договора. Видимо в силу этих и других причин в последние два года стали появляться альтернативные проекты Конституционного акта. Стороны уже не исключают возможности принятия Конституционного Акта до введения единой денежной единицы союзного государства. Кроме основного проекта получили известность еще три варианта. В них нашли отражение новые политические реалии и, как следствие, иные принципиальные подходы к вопросу политического устройства Союзного государства. Так, в частности, Государственный секретарь Союзного государства П.Бородин настаивает на том, что в Союзном государстве обязательно должны быть должности президента и вице-президента. Имеются предложения по формированию однопалатного парламента. Активно обсуждался в прессе и вариант возврата к состоянию межгосударственного союза двух стран, который был создан еще в 1997 году и практически существует сегодня. Немало сторонников также у проекта построения союзнических отношений по примеру Евросоюза. Однако обе стороны солидарны в том, что белорусско-российский опыт совместного проживания в рамках единого государства дает основание идти собственным путем углубления двусторонней интеграции. По мере успешной работы над проектом Конституционного акта в СМИ Беларуси и России все чаще стали обсуждать и предсказывать результаты всенародных референдумов по основополагающему документу Союзного государства. Как считают отдельные эксперты, самое главная опасность может подстерегать конституционный процесс в ходе его всенародного обсуждения. Дело в том, что почти десятилетие эксплуатации благородной идеи белорусско-российского единения и братства (а в следующем году 2 апреля будет отмечаться 10-я годовщина образования Сообщества Беларуси и России) не прошло даром. Сегодня наблюдается не только множество различных мнений по вопросу белорусско-российской интеграции среди представителей политических элит Беларуси и России, но и заметное отчуждение рядовых граждан от объединительных идей. Поэтому уже сегодня важно, чтобы конституционный процесс в Союзном государстве стал максимально понятным и прозрачным для граждан Беларуси и России, которые смогли бы принять участие в обсуждении проекта Конституционного акта. В данном контексте особый интерес представляет нынешнее состояние общественного мнения по интеграционным проблемам и, в частности, союзной проблематике. Последние опросы Центра социологических исследований Фонда национальной и международной безопасности в России зафиксировали следующие результаты. Так, только треть опрошенных граждан считает нынешнюю интеграционную политику России на постсоветском пространстве эффективной. При этом столько же респондентов не согласны с этим. Думается, что отсутствие реальных результатов именно в деле союзного строительства существенно влияет на то, что никак не снижается уровень неудовлетворенности россиян интеграционной политикой России. В общественном сознании россиян проект союзного строительства по-прежнему остается самым перспективным. Так считают 28% респондентов. Не снижается процент опрошенных граждан, рассматривающих РБ в качестве наиболее дружественного государства России, — 47%. Однако данные годичной давности были выше. Это как раз свидетельствует о постепенном падении интереса и отчуждении граждан России от идеи интеграции. Особое беспокойство вызывает то, что братская Украина находится в конце списка дружественных государств и с пятью процентами занимает лишь 13-е место. Это обстоятельство выражает крайнюю неудовлетворенность российской общественности в связи с практическим отсутствием каких-либо перспектив полноценного славянского единения и построения Союза Беларуси, России и Украины. Среди объединительных проектов, которые «имеют наибольшие перспективы», ЕЭП, куда входят Беларусь, Россия и Украина, занимает лишь пятое место после Союзного государства, ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС. Среди государственных и общественных деятелей России, которые наиболее последовательно выступают за интеграцию на постсоветском пространстве, на первом месте был назван Президент РФ В. В. Путин (31%). За ним следует Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. В. Грызлов (12%). Третьим был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков (10%). Особый интерес представляют социологические данные по вопросу политического устройства Союзного государства. Так, 27% респондентов наиболее предпочтительной формой объединения Беларуси и России считают единое федеративное государство (по типу бывшего СССР), 19% — Союзное государство на принципах конфедерации, 14% — вхождение РБ в состав РФ, 5% — межгосударственный союз, 2% — по типу Российской империи, 1% — вхождение России в состав Беларуси. На вопрос: «Какой орган власти, на Ваш взгляд, должен быть во главе Союзного государства России и Беларуси?» респонденты ответили следующим образом: Президент РФ — 27%; Президент РБ — 19%; Высший Государственный Совет — 14%; Союзный парламент — 7%. Таким образом, в общественном мнении представлены самые различные подходы к проблематике государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Поэтому актуальность более широкого вовлечения представителей общественности и населения Беларуси и России в процесс обсуждения положений проекта Конституционного акта сегодня возрастает. Такой подход не только оживит в обществе дискуссию по интеграционным вопросам, но и объективно будет способствовать оживлению интереса граждан Беларуси и России к нашем Союзу. Вместе с тем уже сегодня очевидно, что союзное строительство не может не иметь поэтапный характер, так как осуществляется в контексте объективных политических реалий, не учитывать которые невозможно. Поэтому его перспективы связаны с тем, насколько последовательно будет осуществляться двусторонний курс на интеграцию в интересах народов, а не политической конъюнктуры. Искусство нынешней интеграции состоит в том, чтобы сегодня создать предпосылки необратимости интеграционных процессов на будущее. Не случайно некоторые участники Комиссии по подготовке проекта Конституционного акта всякий раз подчеркивают, что Акт — это не Конституция Союзного государства, а промежуточный документ, который необходим нашим государствам на переходный период. Настоящая Конституция будет принята позже, когда возродится былая мощь России, когда сложатся более благоприятные международные, политические и экономические условия для дальнейшего развития Союзного государства. И это правильно. Потому что всем нам нужен крепкий Союз. Навеки.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В белорусских и российских СМИ сегодня вновь оживилась дискуссия вокруг проекта Конституционного акта именно с учетом современных политических реалий
|
|