Брать можно, но в меру
Брать можно, но в меру
К концу 2005 г. кредитный портфель банковской системы Гомельщины, "потяжелевший", к слову, за год на 415,6 млрд. руб., или почти на 35%, "потянул" на 1606,7 млрд. руб. При этом его основную часть - 1163,6 млрд. руб. - составили кредиты субъектам хозяйствования. В структуре кредитных операций преобладали краткосрочные займы - их доля оказалась равной 51%, в то время как долгосрочных - 44%. В свою очередь, среди последних кредиты, направленные в реальный сектор экономики (без учета выданных банками на строительство жилья), составили 39,8%. Как же в области строят работу с кредитными ресурсами с тем, чтобы она приносила максимальную пользу и банкам, и экономике? - Делаем все для того, - рассказывает заместитель начальника финансового управления облисполкома Михаил САВЕНОК,- чтобы банк был заинтересован в выдаче кредита субъекту хозяйствования под определенный бизнес-план и стал его надежным экономическим партнером, субъект чувствовал свою ответственность за выполнение собственных замыслов, а также перед банком за возврат займа и не уклонялся от нее, а орган власти грамотно координировал эту деятельность. В отличие от других областей Гомельская, по словам М. Савенка, в последние годы практически не берет у банков займы под финансирование социальной сферы и других бюджетных программ. Иногда практикуется выдача поручительств и гарантий на возврат кредитов банков за счет местных бюджетов. В этом случае организация, которой вдруг потребовались деньги под определенный инвестиционный проект, под пополнение оборотных средств и т.д., должна предоставить детально разработанный бизнес-план, гарантирующий не только эффективное использование взятой взаймы суммы, но и ее своевременный возврат. Важно и то, что ответственность власти за выполнение данных ею поручительств в первую очередь основывается на тех плановых ассигнованиях, которые та или иная отрасль имеет в своем распоряжении. Если их нет, нет и гарантий возврата подобных кредитов за счет бюджета, подчеркивает М.Савенок. Финансисты области не только удерживают других от нерачительного обращения с государственными деньгами, но и подают пример их умножения. Пожалуй, первыми в республике они стали размещать на определенные сроки т.н. временно свободные ресурсы (например, средства, накапливаемые в августе-сентябре для предстоящего зимнего периода) областного и территориальных бюджетов на депозитных счетах госбанков. Одновременно стали внимательнее изучать предложения госбанков, кредитующих ту или иную программу, тот или иной бизнес-план субъекта хозяйствования: именно в депозиты этих банков направляются в первую очередь свободные средства бюджетов. Таким вот образом местные бюджеты области в прошлом году дополнительно - в виде процентов - получили более 10 млрд. руб. Широко распространено на Гомельщине и взаимодействие органов власти с банками при покупке промоборудования, транспортных средств, сельскохозяйственной и иной техники в лизинг. С 2004 г. облисполком направляет сюда не менее 50% денег, выделяемых из бюджета на приобретение указанных средств. Уже есть и отдача: в 2004 г., например. автобусный парк области был обновлен на 10% (приобретена по лизингу 91 машина), в 2005 г. - на 11% (73), в нынешнем году планируется закупить по этой схеме 61 автобус (обновление парка на 12%). Не обойтись без кредитования при финансировании инвестиционных проектов. В 2005 г. за счет банковских кредитов обеспечено более 13% инвестиций в основной капитал региона. Хотя и здесь приветствуется использование прежде всего собственных средств (именно так велось в прошлом году техническое перевооружение гомельского ОАО "Молочные продукты") или максимально возможное снижение сумм займов. Например, первоначально запланированный на техперевооружение Жлобинского мясокомбината кредит Белагропромбанка в сумме 2млрд. руб. после проведения тендеров сократился до 1,714 млрд.; кредит того же банка на организацию производства сельхозмашин для очистки зерна на Калинковичском ремонтно-механическом заводе на том же основании с 1,053 млрд. руб. сократился до 0,853 млрд. И таких примеров много. Особое внимание облисполком уделяет техническому перевооружению коммунальных предприятий. Так в прошлом году под его контролем производилась модернизация семи таких субъектов хозяйствования областного подчинения, пять из которых осуществляли ее с использованием кредитных ресурсов. В нынешнем году, по предварительным расчетам, кредитные вложения области в основной капитал возрастут до 290 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 164,7%. "В первую очередь, - поясняет начальник отдела научно-инновационной деятельности и инвестиций Комитета экономики облисполкома Алексей БАЗЕКИН, - это связано с дальнейшим ростом вложений в основной капитал и строительство. Основную часть этих средств - 229,8 млрд. руб. - планируется направить на возведения жилья, 59,8 млрд. - на кредитование объектов производственного назначения". О результативности реализуемой в области кредитной политики в определенной степени можно судить по размеру доли просроченных кредитов в их общем объеме - 1,4%, что в два раза ниже параметра, рекомендованного Нацбанком на 2005 г. Достигается это, констатирует начальник Главного управления Национального банка РБ по Гомельской области Сергей ПАНКОВЕЦ, прежде всего за счет профессионализма специалистов банков и областной вертикали, наладивших постоянное сопровождение инвестиционных проектов, контроль за эффективным использованием выделяемых финансов, за выполнением обязательств всех участников этого процесса в части исполнения гарантий возврата. Как известно, в Беларуси ежегодно за счет конкурсного отбора бизнес-планов субъектов хозяйствования формируется и утверждается инвестиционная программа, поддерживаемая непосредственно республиканским бюджетом, в т.ч. с учетом полной или частичной оплаты процентов по полученным под эти планы кредитам. Есть резон, считают в Гомеле, начиная, например с 2007 г., дать возможность формировать такие же программы (с предоставлением возможности "закладывать строку" на конкретные темы при планировании бюджета области будущего года) и на областном уровне. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К концу 2005 г. кредитный портфель банковской системы Гомельщины, "потяжелевший", к слову, за год на 415,6 млрд. руб., или почти на 35%, &qu
|
|