На какой игле сидим?
На какой игле сидим?
За прошедшие несколько недель граждане Беларуси не раз слышали из уст президента, насколько тяжело бремя иностранных инвестиций, — А. Лукашенко частенько называет это “иглой”, с которой очень тяжело будет “соскочить”, тем самым аргументируя тезис о необходимости модернизировать производство за счет внутренних инвестиций. Но такие ли уж они внутренние на самом деле? На заседании Совмина 28 февраля министр экономики Николай Зайченко заявил, что на реализацию инвестпроектов в 2006 году будет направлено более 1,6 млрд. USD иностранных кредитов. По его словам, это на 100 млн. USD больше, чем предусматривалось первоначально. Министр отметил, что в настоящее время потенциально имеется больше предложений от инвесторов, чем планировалось. Что касается потенциальных инвесторов, то, вероятно, значительной прибавки прежде всего можно ожидать в связи с широко разрекламированным желанием китайских банков дать Беларуси 1 млрд. USD кредитов. Но эти кредиты, так же как и большинство итальянских и немецких кредитных линий, даются под гарантии правительства. То есть в случае невыполнения в нужные сроки и в нужных объемах проектов, которые финансируются за счет этих линий, возврат кредитов ляжет бременем на бюджет. Весьма неоднозначно выглядит и поручение правительства белорусским банкам направить в экономику в 2006 году 1 млрд. USD кредитных ресурсов, привлечь которые они также должны преимущественно на внешних рынках. При этом основную часть средств предписано выделить так называемым системообразующим банкам, которые опять-таки являются государственными. То есть покрывать убытки от таких вложений, если они возникнут, фактически будет бюджет. Ведь зачастую кредитные деньги, получаемые на внешних рынках не под самые низкие проценты, выдаются под льготные проценты уже внутри страны — за счет бюджета. Таким образом, получается, что мы вовсе не отказываемся от того, чтобы подсесть на иностранную кредитную иглу, оплачиваемую за счет всех внутренних налогоплательщиков, но отказываемся, например, от более дешевых кредитов, которые могли бы дать международные финансовые организации, требующие взамен системных реформ. Между тем инвестиционный потенциал таких реформ и сам по себе огромен. Допустив иностранных инвесторов напрямую в акционерные общества, а также оживив собственный фондовый рынок за счет портфельных инвестиций, Беларусь могла бы получить практически бесплатно прирост капитала, который можно было бы использовать на модернизацию отечественного производства. И пока президент мечтает в очень отдаленной перспективе вывести на международные биржи акции наших машиностроительных комплексов, укрупненных за счет сегодняшних убыточных предприятий, отечественные и иностранные инвесторы свои свободные деньги вкладывают в активно растущий российский рынок ценных бумаг. А мы берем кредиты под гарантии правительства и навязываем банкам работу на внешних рынках, к которой пока не очень-то готовы ни сами банки, ни реальный сектор. Судя по регулярным заседаниям Совмина, посвященным этой теме, предприятия не спешат представлять правительству прибыльные, быстроокупаемые проекты под иностранные кредитные линии. Что это — отсутствие свежих идей или просто страх подсесть на иностранную иглу уже слишком глубоко укоренился в экономическом сознании государственных служащих, каковыми у нас, по сути, являются руководители предприятий? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За прошедшие несколько недель граждане Беларуси не раз слышали из уст президента, насколько тяжело бремя иностранных инвестиций, — А. Лукашенко частен |
|