Против лома нет приема...
Против лома нет приема...
Если нет себестоимости металлолома Наша страна не слишком богата полезными ископаемыми. А потому рациональному использованию имеющихся ресурсов государство уделяет особое внимание. Так, Указом Президента от 5.05.1995 №179 "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней" установлено, что лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе производственной деятельности у субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, и у населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам. За невыполнение этих требований субъекты хозяйствования несут ответственность как за невыполнение госзаказа. Чтобы предприятия выполняли поставленные задачи правильно, постановлением Минпрома от 16.09.2004 № 10 была утверждена Инструкция по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов (далее - Инструкция), согласованная с Минфином. В п.2 этого документа указано, что "настоящая Инструкция является обязательной для ломосдатчиков и потребителей лома и отходов черных металлов". Причем в п.6 уточняется, что "объектом бухгалтерского учета являются образующиеся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отходы и лом черных металлов независимо от источника образования". Имеются и другие документы, обеспечивающие столь солидную нормативную базу, что остается лишь подобрать все отходы металлов до последней стружки и сдать их куда следует. Что многие исправно делают, наивно полагая, что этим их гражданский долг и ограничивается. НО не тут то было. Согласно п.7 Инструкции "бухгалтерский учет лома и отходов черных металлов ведется организациями ГО "Белвтормет" по каждому месту хранения (площадке, цеху) и по материально ответственным лицам". А п.9 предписывает, что "лом и отходы черных металлов для целей бухгалтерского учета учитываются по фактической себестоимости, включая расходы, связанные с их заготовкой, обработкой и отгрузкой. Стоимость лома и отходов черных металлов, списываемых в производство, включается в состав себестоимости с использованием метода оценки по средневзвешенным ценам". Могут ли ломосдатчики выполнить это требование Инструкции? Ведь они-то потому и сдают лом, что не могут использовать его в своем производстве. Образование лома обусловлено технологическим процессом основного производства и не является видом деятельности предприятия-ломосдатчика. Обработкой лома и отходов черных металлов они тоже не занимаются. Тем не менее, Инструкция обязательна как для ломосдатчиков, так и для потребителей лома и отходов черных металлов без каких-либо изъятий. Предприятиям-ломосдатчикам вполне хватило бы установленных Инструкцией правил сбора и оперативного учета лома, оформления товаросопроводительных документов на его сдачу. Но бухучет лома и отходов черных металлов согласно п.10 Инструкции должен обеспечить "правильное и своевременное документальное отражение хозяйственных операций и обеспечение достоверности данных по приобретению, поступлению и отпуску (продаже) продукции, включая контроль за сохранностью продукции в местах хранения и на всех этапах ее движения; за правильным и своевременным оформлением документов на поступление, отгрузку и отпуск продукции; за соблюдением цен, наценок и скидок; полный учет транспортно-заготовительных расходов и исчисление фактической себестоимости; составление и представление соответствующим республиканским органам государственного управления и статистики установленной государственной отчетности." ВСЕ предусмотрено. Кроме одного: для ломосдатчиков лом и отходы черных металлов - не продукция. И если в главах 3 и 4 вопросы бухучета и документального оформление хозяйственных операций по приемке и выбытию лома и отходов черных металлов организациями ГО "Белвтормет" детально прописаны, ломосдатчикам они ничем не помогут - у них своя специфика. Для ломосдатчиков лом и отходы являются возвратными отходами. Порядок их учета и оценки изложены в подп. 2.6.16.3 Основных положений по составу затрат, где указано, что "возвратные отходы оцениваются в следующем порядке: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону; по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса; по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри предприятия или сдаются на сторону". Кроме того, в подп. 4.2.3 Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности РБ, утв. приказом Минпрома от 1.04.2004 №250 уточняется, что "в статью "Возвратные отходы" включается стоимость остатков сырья, материалов и полуфабрикатов, образовавшихся в процесс превращения исходного материала (полуфабриката) в готовую продукцию, если они полностью или частично утратили потребительские качества исходного материала (химические или физические свойства, в том числе полномерность, конфигурацию и т.п.) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции или вовсе не используемые по прямому назначению)". Первые два вида отходов учитываются по покупным или по пониженным ценам исходных материальных ресурсов. А вот с оценкой третьего вида - лома и отходов возникает проблема. Пункт 9 Инструкции предписывает для целей бухучета лом и отходы черных металлов учитывать по фактической себестоимости, включая расходы, связанные с их заготовкой, обработкой и отгрузкой. Но у ломосдатчика такой показатель отсутствует по объективной экономической причине. По той самой, из-за которой ни один нормативный документ не разъясняет, как эту фактическую себестоимость ломосдатчику формировать. С другой стороны в соответствии с Указом Президента от 19.05.1999 №285 действующие цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулируются Минпромом. Во исполнение этой нормы, ГО "Белвтормет" разрабатывает, а Комиссия по вопросам ценообразования Главного управления экономики Минпрома утверждает прейскуранты заготовительных цен на лом и отходы черных металлов, потребляемые в Республике Беларусь. При отгрузке лома перерабатывающим предприятиям ГО "Белвтормет" организации-ломосдатчики руководствуются именно этими ценами. И в своем бухучете оприходование возвратных отходов в виде лома и отходов черных металлов они отражают по их стоимости по заготовительным ценам на лом согласно прейскуранту, утвержденному Минпромом. Сформировать и документально подтвердить иную оценку возвратных отходов ломосдатчики не могут. Скалькулировать фактическую себестоимость лома дело заведомо безнадежное: нет ни фактических затрат, ни методики такого расчета. Если же попытаться выделить такие затраты каким-либо расчетным путем, можно нарваться на штрафные санкции за занижение налогооблагаемой прибыли при реализации возвратных отходов. НО и нарушение п. 9 чревато неприятностями. Например, в ходе проверки одного из предприятий-ломосдатчиков, не входящего в состав ГО "Белвтормет", у Комитета госконтроля возникли претензии именно в связи с учетом лома. На запрос предприятия в Минпром был получен ответ (письмо от 22.12.2005 № 17/2812), который гласил, что "в соответствии с пунктами 7-9 Инструкции по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов, утвержденной постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь 16 сентября 2004 г. № 10 следует, что: у предприятий лом и отходы черных и цветных металлов образуются в процессе производственной деятельности, а не при их заготовке (закупке). Затраты по заготовке лома и отходов черных металлов образуются у предприятий, занимающихся только заготовкой (закупкой) лома и отходов черных и цветных металлов; затраты по переработке отходов и лома черных металлов возникают у организаций, входящих в состав ГО "Белвтормет". Исходя из вышесказанного, вытекает, что п. 9 Инструкции распространяется на организации, входящие в состав ГО "Белвтормет"". Но Минфин в письме от 14.04.2006 № 03-1-12/4782 в ответ на запрос Комитета госконтроля разъяснил, что порядок учета лома и отходов черных металлов, устанавливаемый п.9 Инструкции, распространяется на всех. Как в п.2 Инструкции и записано. Тем временем на попавшее между мнений двух министерств предприятие был наложен штраф в размере стоимости металлолома. Того самого, который честно попал на склад одной из организаций ГО "Белвтормет". Впрочем, могло быть и хуже: подп.1.4 Указа от 16.01.2002 №40 за нарушение порядка сбора, учета, хранения, транспортировки, использования или реализации черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов" предусматривает штраф в размере от 100 до 300 % стоимости этих металлов, изделий их лома и отходов. Пожалели... Но любое другое отечественное предприятие, также старательно собирающее и сдающее лом, может в любой момент нарваться на штраф в полном объеме. Если только чиновники не внесут изменения в Инструкцию. Или санкции у нас начнут налагать не за нарушение неисполнимых требований, а за действия, действительно наносящие ущерб обществу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если нет себестоимости металлолома... |
|