21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Расписание на завтра

25.08.2009 22:02 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Наталия КАРПЕНКО

ТЕМА ДНЯ

После выборов депутаты местных Советов начнут работать по-новому

Внимание к сельским Советам и исполкомам не ослабевает — и это не дань моде, не чья-то прихоть, не популистские меры и не временный интерес. Это логичный подход к проблемам местных органов власти и искреннее желание превратить их в действенную силу, направленную на решение вопросов жизнеобеспечения на селе. Сегодня это важно еще и потому, что приближаются выборы в местные Советы депатутов. И к их составу, к критериям отбора и всей дальнейшей работе нужно подходить с позиций новой роли, нового значения и нового качества Советов.

Именно об этом шла речь на республиканском семинаре «Вопросы совершенствования обучения работников органов местного управления и самоуправления первичного уровня», который был организован на базе Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Проведение семинара-совещания с представителями различных областных структур стало одним из первых шагов в организационной работе, которая должна заложить «теоретический фундамент» в подготовке предстоящих выборов.

Открывая семинар, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Станислав Князев подчеркнул, что местные органы управления и самоуправления являются непосредственным проводником государственного курса на селе и в небольших городах.

«Когда президент объявил, что мы создаем государство для народа, многие не сразу могли понять, чем же будет отличаться распределение властных полномочий на этом этапе. Оказалось, главное здесь не в том, у кого в руках сосредоточена власть, а в том, чтобы пробудить инициативу народа — ту мощную силу, которая поможет построить процветающую Беларусь, — сказал Станислав Никифорович. — В этот период мы должны очень четко распределить властные полномочия государства, очертить роль каждого государственного органа, общественной организации, гражданина. Работать по-новому нужно учиться».

Почему такое пристальное внимание уделяется сегодня органам местного управления и самоуправления первичного звена? Потому что это те структуры, куда чаще всего обращаются за помощью люди. И, к сожалению, именно на этом уровне зачастую «пробуксовывают» важные решения, принимаемые «наверху», а обратившиеся в местный исполком граждане сталкиваются либо с глухой стеной непонимания, либо с волокитой.

Не случайно на совещании 18 мая 2006 года, посвященном повышению роли органов власти первичного уровня в решении проблем жизнеобеспечения населения, главой государства перед всеми структурами власти, в том числе и перед первичным ее звеном, была поставлена задача повернуться лицом к людям.

* * *

«Именно эта задача является главной особенностью деятельности органов местного управления и самоуправления в современных условиях. Именно от нее нужно отталкиваться в период подготовки к предстоящим выборам в местные Советы депутатов, — сказал, обращаясь к присутствующим, начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Президента Республики Беларусь Анатолий Руденко. — Первичное звено власти должно быть ориентировано на перестройку своей деятельности, на повышение ответственности в решении задач жизнеобеспечения людей. В этом направлении и нужно будет работать с кандидатами в депутаты».

Не секрет, что сегодня сельские исполкомы являются наиболее слабым звеном в системе исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие факты и, в частности, большое количество жалоб и нареканий на недостатки в работе первичного звена.

«Мы проанализировали почту, которая поступает на имя главы государства, и увидели, что большая часть — примерно 80 процентов обращений — затрагивает те проблемы, с которыми должны были разобраться на местах, — сказал Анатолий Георгиевич. — И хотя наиболее важные вопросы жизнеобеспечения людей в большинстве своем решались, было признано необходимым придать развитию местного самоуправления определенную динамику».

Что это означает на практике? Прежде всего, наличие у органов местного самоуправления реальных властных полномочий, вернее, более четкое разграничение полномочий между областью, районом и сельсоветом. «Потому что сегодня мы имеем не просто дублирование, а зачастую «перебрасывание» ответственности с одного госоргана на другой, с вышестоящей структуры на нижестоящую, отсутствует и четкое взаимодействие между органами представительной и исполнительной власти», — считает Анатолий Руденко.

* * *

Но наличие полномочий должно подкрепляться наличием механизма, с помощью которого эти полномочия можно было бы реализовать. Здесь речь прежде всего идет о бюджете, о материальной возможности решать те или иные задачи. Экономическая беспомощность низового звена — главный тормоз, который мешает нормальному развитию села, решению элементарных человеческих проблем. Разве это дело, когда сельисполком не может самостоятельно оказать помощь многодетной семье, очистить колодец, оградить кладбище? Поэтому должна быть система, которая определяла бы минимальную налоговую базу Советов и исполкомов низового уровня, закрепляла бы доходные источники их бюджетов, а также расходные полномочия. Не будет системы — придется по-прежнему «латать дыры».

Понятно, что поскольку Советы депутатов и исполкомы низового звена должны будут решать больше местных проблем, это повлечет за собой некоторое увеличение количества работников аппарата сельских и поселковых исполкомов. Возможно в ближайшее время произойдет оптимизация штатов и дифференциация окладов работников первичных структур власти — в зависимости от количества населения, специфики и особенностей данной территории.

Но о чем бы ни шла речь в отношении первичного звена власти, понятно одно: главной фигурой здесь по-прежнему остается председатель сельского, поселкового Совета депутатов и исполкома. Именно на нем лежит ответственность за положение дел на той или иной территории. Исходя из этого, на совещании у Президента 18 мая был детально рассмотрен проект Указа, который предусматривает принятие Положения о председателе сельского, поселкового и городского (города районного подчинения) исполнительных комитетов и где впервые прописаны функции руководителя исполкома первичного уровня, его права и обязанности.

Однако глава государства потребовал доработать и усовершенствовать этот документ, с тем чтобы он четко и однозначно отвечал на все вопросы — о финансировании, полномочиях, штатном расписании, заработной плате и т.д.

«После утверждения этого Положения любой руководитель предприятия, находящегося на территории сельсовета, будет назначаться только по согласованию с председателем сельского Совета, что значительно укрепит и повысит его авторитет», — подчеркнул Анатолий Руденко. Вместе с тем кандидатура самого председателя сельисполкома будет согласовываться с председателем исполнительного комитета района. Предусматривается в проекте Указа и заключение трудового контракта с председателем сельисполкома, поскольку он является госслужащим.

Президент поставил задачу, чтобы с 1 января этого года Советы стали работать по-новому. Исходя из этого, необходимо проводить и выборы в местные Советы депутатов.

* * *

«Выборы депутатов местных Советов депутатов — это основная избирательная кампания года после кампании по выборам Президента Республики Беларусь, и наиболее вероятной датой их проведения является 14 января следующего года», — сообщила в ходе встречи с участниками семинара председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина.

Всего, по словам Лидии Михайловны, нам предстоит избрать 1 605 местных Советов депутатов, большая часть из которых — сельские и поселковые (1386 и 67 соответственно). «Если у вас еще имеются предложения по изменению административно-территориального деления, подавайте их сейчас. Нежелательно выходить с ними уже после назначения выборов. Ибо всякие перетурбации после того, как начнется выдвижение кандидатов, нежелательны — по сути дела тогда нам придется отменять выборы на этой территории и проводить их отдельно», — обратилась к представителям областных структур власти Лидия Михайловна.

Основные мероприятия, связанные с выборами в местные Советы, начнутся с момента появления соответствующего указа президента. Но еще до этого, а точнее, до 1 октября, каждый Совет должен принять решение по двум пунктам. Во-первых, определить количество избирательных округов, которые будут создаваться на данной территории, а во-вторых, определить количество избирателей на каждый округ. Отклонения от их средней численности не могут превышать более 10 процентов (исключение составляют случаи, когда Совет исходит из местных условий, объективных причин, — например, преследует цель, чтобы округ совпадал с чернобыльским районом).

Иногда при проведении избирательной кампании имеют место нарушения, которые иначе чем парадоксальными не назовешь. Например, в один избирательный округ объединяются территории, не имеющие общих границ, что, отметила Лидия Ермошина, совершенно недопустимо.

Что касается финансовых затрат, на проведение выборов в местные Советы депутатов будет потрачено 28,5 млрд рублей. (Выборы Президента обошлись республике в 22 млдр рублей.)

«Но вы же не забывайте, что теперь у нас территориальных избирательных комиссий станет намного больше — добавятся сельские и поселковые. Поэтому и денег пойдет больше», — пояснила Лидия Михайловна.

* * *

Лидия Ермошина обратила внимание на тот факт, что в данный момент на рассмотрении в Парламенте находятся предложения об изменениях и дополнениях в Избирательный Кодекс Республики Беларусь.

«Я очень рассчитываю, что они будут приняты до момента объявления выборов, — подчеркнула председатель Центризбиркома, — так как самое неблагодарное дело — менять «правила игры» во время самих выборов».

Какие же изменения имеются ввиду? Прежде всего предлагается при проведении выборов в местные Советы депутатов перейти к мажоритарной избирательной системе — системе относительного большинства голосов — уже в первом туре голосования. На данный момент в первом туре действует система абсолютного большинства. То есть, для того чтобы победить в первом туре, кандидат в депутаты (по существующему сегодня Кодексу) должен набрать более 50 процентов голосов избирателей. Если такого победителя нет, объявляется второй тур выборов, где побеждает кандидат, набравший хотя бы на 1 голос больше своего основного конкурента. Это и есть принцип относительного большинства. Если изменения в Избирательный кодекс будут внесены, а принцип относительного большинства будет введен в первом туре — тогда и победитель определится сразу, без повторного голосования. То есть, в первом туре победит тот, кто наберет хотя бы на 1 голос больше, чем остальные конкуренты.

Предлагается изменить и соответствующую систему подсчета голосов. До сегодняшнего дня итоговый протокол выборов отличался от избирательного бюллетеня. Избирательный бюллетень предусматривал отметку «за» и отметку «против всех», а итоговый протокол требовал подсчета количества голосов «за» каждого кандидата и «против» каждого кандидата. Количество же голосов «против всех» не подсчитывалось и не выводилось.

Теперь предлагается иная системы — подсчитывать количество голосов «за» каждого кандидата в депутаты и количество голосов «против всех» кандидатов в депутаты. Графа «против» каждого кандидата будет вообще отсутствовать в протоколе об итогах выборов, что, по мнению Лидии Ермошиной, с энтузиазмом воспримут избирательные комиссии.

* * *

Интересной и полезной оказалась дискуссия, проведенная в ходе семинара за «круглым столом». Здесь свое отношение к происходящим в системе местного управления и самоуправления переменам, к проведению предстоящих выборов высказывали участники семинара — представители областей.

«О проблемах первичного звена власти мы знаем и говорим давно, — сказала заместитель начальника управления организационно-кадровой работы Гомельского облисполкома Тамара Лукьяненко. — Но очень долго «воз» проблем стоял на месте. Очень хотелось бы, чтобы после выхода нового Указа, касающегося работы первичного звена власти, произошел бы реальный сдвиг на местах. И в отношении работы с людьми, и в плане материально-технической базы».

На семинаре и в ходе «круглого стола» четко обозначились направления дальнейшего обучения работников первичного звена власти, повышения их профессионального уровня. Сегодня необходимость такой учебы очевидна и ни у кого не вызывает сомнения, поэтому управления организационно-кадровой работы облисполкомов взяли организацию учебы этих кадров на контроль.

«У нас в области, например, планируется создание банка данных актива органов местного территориального самоуправления для того, чтобы можно было планировать работу с ними, изучать их опыт. Ведь для того чтобы грамотно выстроить обучение, надо знать, какими проблемами занимаются эти люди, как решают вопросы жизнеобеспечения населения», — считает начальник главного управления организационно-кадровой работы Минского облисполкома, заместитель председателя областного Совета депутатов Светлана Герасимович.

Участники семинара сошлись на мнении, что сегодня сама жизнь предъявляет высокие требования к руководителям и работникам органов местного управления и самоуправления. Поэтому их профессиональный и интеллектуальный уровень не должен стоять на месте, оставаться «застывшей формой». Заботиться о людях тоже нужно уметь.

В этом плане огромную помощь оказывает учеба, которая ежегодно проводится на базе Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, где повышают свою квалификацию председатели сельских, поселковых, районных и городских Советов депутатов.

«На сегодняшнем семинаре мы смогли открыто обменяться мнениями и опытом, поговорить о проблемах, выстроить направления дальнейшей работы. Хотелось бы, чтобы таких встреч было больше», — высказали пожелание все участники мероприятия.

* * *

До 1 октября на рассмотрение главы государства будут внесены предложения, предусматривающие создание нормативно-правовой базы всей работы органов местного самоуправления первичного уровня. Преполагается, что с 1 января новая система заработает, и в этих условиях самоуправление должно проявить себя как орган, который в состоянии решить для конкретного человека что-то конкретное. «Если накануне выборов в местные Советы мы предложим людям новый, улучшенный, механизм действия самоуправления, то и люди с удовольствием пойдут «в депутаты», зная, что смогут там реализовать свою инициативу, улучшить жизнь на местах», — подвел итоги работы республиканского семинара Анатолий Руденко.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После выборов депутаты местных Советов начнут работать по-новому
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика