ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ МИРОВОЙ КОНЪЮНКТУРЕ
Достойный ответ мировой конъюнктуре
Расклад недели Сергей ЖБАНОВ http://www.belgazeta.by/20060918.37/040130421 Первая половина сентября стала критическим периодом для мировых цен на нефть - они упали до уровня, зафиксированного в марте 2006г. Но от колебаний мировой конъюнктуры на энергоносители доходы белорусского бюджета сильно не пострадают, поскольку президент издал указ N562 от 7.09.2006г., своевременно увеличивающий акцизы на автомобильное топливо - «в целях привлечения дополнительных ресурсов для господдержки личных подсобных хозяйств» . Из-за политических и климатических факторов мировые цены на нефть снижались шесть биржевых сессий подряд. 12 сентября, сразу после того как Международное энергетическое агентство (МЭА) понизило прогноз мирового потребления нефти на 100 тыс. баррелей в день, цены фьючерсов на нефть марки Brent вновь упали - ниже $63 за баррель, а на российский сорт Urals - до $59. Таким образом, только с начала сентября цены на нефть снизились на $15 против рекордной июльской отметки в $78,4. Цена нефтяной корзины ОПЕК по состоянию на 13 сентября составила $59 за баррель. Даже в России неожиданная новость о снижении цен на нефть была воспринята позитивно. Если верить министру финансов РФ Алексею Кудрину, то российское правительство уже устало от высоких цен на углеводороды. «Позитив мы перестали получать от высоких цен на нефть, а негатив продолжаем получать: наблюдается рост курса рубля, что ведет к возрастанию издержек отечественных предприятий и росту импорта» , - заявил Кудрин, выступая на парламентских слушаниях, инициированных комитетом Совета Федерации по бюджету. Кроме того, снижение цен на нефть автоматически приводит к девальвации рубля и избавляет российское правительство от необходимости стерилизовать дополнительную денежную массу. В США известия с мирового рынка энергоносителей возродили надежду на экономическое оживление и привели к мгновенному снижению средних розничных цен на бензин с $3,08 до $2,67 за галлон (3,785 л). Однако вряд ли подобной реакции следует ждать от белорусского рынка. Единственная по-настоящему приятная новость с рынка энергоносителей (в свете надвигающихся переговоров с «Газпромом») - падение цен на газ до минимального уровня с февраля 2004г. ($4,9 за 1 млн. британских термоединиц), зафиксированное в четверг. А вот для белорусской экономики, основную долю валютной выручки получающей от экспорта нефтепродуктов на европейский рынок, снижение цен на нефть не сулит ничего хорошего. К тому же, экономика республики устроена так, что в первую очередь реагирует на указы президента и уж только потом на импульсы рынка. Подписав 7 сентября указ, предусматривающий повышение ставок акцизов на автомобильное топливо, Александр Лукашенко нейтрализовал возможные негативные последствия рыночных колебаний цен. Новые ставки вступают в силу 1 августа 2006г. - задним числом, в полном соответствии с правоприменительной практикой, сложившейся в республике. До сих пор акцизам было предписано индексироваться ежеквартально на 2%, но новый указ увеличивает их размеры еще на 8%. В соответствии с документом, ставка акцизов на бензины марок А-98, А-96 и А-95 составит Br975.090 (за 1т.), на бензины марок: АИ-93, АИ-92 и АИ-91 - до Br859.800. Самая скромная ставка акциза установлена для биодизельного топлива - Br75.165, и это решение целиком оправдывает благородную цель указа N562, заключающуюся «в господдержке личных подсобных хозяйств граждан и стимулировании производства опытной партии биодизельного топлива» . Но главная особенность указа состоит все-таки в том, что этим документом внутренний белорусский рынок бензина и дизтоплива как бы страхуется от возможного снижения мировых цен на нефть. Наша модель ценообразования гарантирует госбюджету повышенный доход через предсказуемую стабильность возросших акцизов даже в IV квартале т.г., несмотря на любые колебания мировой конъюнктуры. Беларуси гораздо ближе европейская модель ценообразования на бензин, где доля налогов доходит до 70-80%, в отличие от американской с ее 30-40%. Белорусы, заправляясь бензином, 53% стоимости оного (доля акцизов в цене) дарят госказне. Однако в России удельный вес акцизов в цене составляет всего лишь 20%, и при этом в 2006-2007гг. акцизы не индексируются. Об этом стоит вспомнить, учитывая, что поставки российской нефти в республику осуществляется без взимания импортных пошлин и средняя цена тонны российской нефти составила $267,9 в I полугодии 2006г. Это на $118 выше внутренней российской цены, но на $216,4 ниже экспортной российской цены. А Беларусь при экспорте нефтепродуктов взимает символическую (за минусом НДС) экспортную пошлину - около $10 - и за счет 40-процентной разницы в экспортно-импортных ценах имеет возможность поддерживать рентабельность нефтепереработки на уровне 28-30%. Убытки нефтеперерабатывающие предприятия несут на внутреннем рынке республики, где цена нефтепродуктов с начала 2006г. выросла на 10%, в то время как нефти - на 30%. И если Россия вынудит Беларусь унифицировать экспортные пошлины на нефтепродукты или заставит хотя бы делиться частью доходов от их экспорта, то ради сохранения рентабельности нефтепереработки Минфину придется снизить долю акцизов в цене и тем самым уменьшить доходы госбюджета. Или начать подтягивать розничные цены нефтепродуктов к европейскому уровню. Понятно, что ни тот, ни другой сценарий не устраивает власти, которые декларируют стремление к уменьшению налогового пресса, но, видимо, по привычке или ради более справедливого распределения материальных и социальных благ продолжают наращивать долю госказны (за счет акцизов) в доходах от внутренней торговли нефтепродуктами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первая половина сентября стала критическим периодом для мировых цен на нефть - они упали до уровня, зафиксированного в марте 2006г. Но от колебаний ми
|
|