КУЛЬТУРНЫЕ ДЕНЬГИ
Культурные деньги
Br10 тыс. на закупку экспонатов Марина ГУЛЯЕВА http://www.belgazeta.by/20061016.41/040270091 На минувшей неделе министр культуры Владимир Матвейчук впервые за последние годы смахнул пыль с музейного фонда страны, проведя республиканское совещание «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь». Под пылью, как выразился начальник контрольно-ревизионного отдела Минкульта Александр Кизим, характеризуя состояние финансово-хозяйственной дисциплины в белорусских музеях, оказались «даже не блохи, а полчища тараканов». Неудивительно, если принять во внимание высказывание еще одного участника совещания: «На местах к музею относятся как к кадровому отстойнику». СПРАВКА «БелГазеты». Сегодня в Беларуси 137 музеев. На долю краеведческих приходится половина от всего количества, исторических и этнографических - 23%, художественных - 15%, литературных - 10%, природы и экологии - 1%. Программа развития музейной деятельности на 2006-10гг. предусматривает открытие 24 новых музейных учреждений различного профиля. В нынешнем году открыто три новых музея - в Гомеле, Логойске и Дзержиново. Музейный фонд Беларуси насчитывает более 3 млн. 819 тыс. экспонатов. В прошлом году музеи посетило 3 млн. 626 тыс. человек, проведено более 75 тыс. экскурсий. КУЛЬТУРНЫЕ ПЛАНЫ Теперь встречаться будем чаще», - обнадежил министр, открывая совещание. Матвейчук подчеркнул важность события: ничего подобного не проводилось много лет, да и после сентябрьского отчета министра перед президентом музейные работники стали первыми, с кем встретился министр. Обозначая будущее отечественной культуры, министр отметил, что с нынешнего года она развивается на плановой основе:«Мы вернулись к лучшим традициям СССР, взяв за основу пятилетние планы». По новым культурным планам, к примеру, «Беларусьфильм» в будущем году должен снять не менее шести полноценных фильмов. По плану будет идти подготовка конкурсантов к «Евровидению» и «Славянскому базару». Отныне, как сказал министр,«все профессиональные коллективы, которые могут готовить исполнителей для этих конкурсов, должны заняться подготовкой». Правда, «не все на это соглашаются, но будет именно так». Какие прогнозные показатели установлены для белорусской культуры, Матвейчук не уточнил. КУЛЬТУРНЫЕ ТЕМПЫ Важно «гореть, а не тлеть», цитировал министр президента и повторял его требование: «Культура должна зарабатывать больше денег». И «никакой драмы в этом нет». Музейщики соглашались. Но пытались возражать, что с такими планами по оказанию платных услуг (темп должен составлять не менее 10%. - М.Г.), которые ставятся сегодня перед музеями, через каких-то несколько лет придется больше денег потратить на восстановление экспонатов и музеев, чем сегодня пытаются заработать музеи. По словам председателя Совета директоров музеев Беларуси и директора Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Зинаиды Комаровской, в этом году музей должен заработать Br42 млн. Но «у нас нет ни выставочного зала, ни лекционного, мы можем только проводить по 12-15 экскурсий в день. Музей просто медленно уничтожается, но мы должны выполнять план». Как заявила начальник экономического управления Минкульта Нина Казимирская, «основной показатель, характеризующий эффективность работы любого учреждения культуры, - динамика изменения доходов, полученных от оказания платных услуг». И, надо сказать, культурных денег становится все больше. По данным Минстата, за январь-июль нынешнего года учреждения культуры оказали платных услуг на Br57,5 млрд. - на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя, наверное, сравнивать всю культуру с цирком, который ставился музейщикам в пример, поскольку на 80% находится на самоокупаемости, все-таки не совсем культурно. Как сказал после совещания корреспонденту «БелГазеты» директор Могилевского областного краеведческого музея Виктор Аненков, «к определению нормы платных услуг нужно подходить индивидуально и дифференцированно, поскольку профиль музеев разный. Но музеи должны зарабатывать деньги, это происходит во всем мире… Форм оказания платных услуг существует множество, и нежелание заниматься этим объясняется только инертностью мышления и просто нежеланием работать. Нужно заниматься элементарным менеджментом». КУЛЬТУРНЫЕ НЕДОСТАТКИ Аненков говорит и об «элементарной безграмотности», объясняя некоторые причины нарушений, выявленных проверками комитета Госконтроля и ревизионными структурами Минкульта. Как сказал в своем выступлении начальник управления учреждений культуры и народного творчества Минкульта Василий Черник, в конце прошлого года Комитетом госконтроля утвержден план проверки тринадцати музеев страны, среди которых были Национальный художественный музей, Национальный музей истории и культуры, Белорусский государственный музей истории ВОВ, Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, Брестский, Гомельский, Витебский областные краеведческие музеи и др. По словам Черника, недостатков в деятельности музеев нашлось «очень много». Перечисляя выявленные нарушения, начальник управления говорил, что некоторые музеи не зарегистрированы в качестве юрлица, как оказалось, практически у всех отсутствует лицензия на ведение деятельности, связанной с драгоценными металлами и камнями. В некоторых музеях не оказалось сейфа для хранения ключей от сейфа для предметов из драгоценных камней и металлов, нарушались условия хранения музейных экспонатов. И, «к сожалению», как признался начальник контрольно-ревизионного отдела Минкульта Александр Кизим, «поток нарушений не сокращается»: «Про нас говорят, что мы, мол, блох ищем… Не надо! В одном учреждении по акту ревизии нужно было устранить 29 пунктов. Если бы это была одна «блоха», но их же 29, это уже стая, может, это уже полчище тараканов!» Такое положение дел очень во многом объясняется таким же отношением государства к музеям. Как рассказывал Виктор Аненков, в десяти из двадцати одного районных музеях Могилевской области экспозиции отсутствуют вообще. По мнению Аненкова, причина в том, что «нет целенаправленного систематического формирования музейных фондов»: «За последние 5 лет девятнадцати районным музеям Могилевской области на закупку экспонатов было выделено около Br7 млн. В частности, Дрибинский музей получил Br36 тыс., Костюковичский - Br10 тыс., Краснопольский - Br700 тыс., Круглянский - Br125 тыс.». Еще одна из причин «бедственного» состояния музеев, как полагает Аненков, заключается в «недостаточном профессионализме музейных работников». «Из 70 научных сотрудников районных музеев лишь 14 имеют высшее историческое музееведческое образование. Порой складывается впечатление, что в районах исполнительная власть относится к музеям как к кадровому отстойнику, по принципу: «На тебе, боже, что нам негоже!» Сколько раз мы просили, чтобы с областными музеями согласовывали хотя бы назначения на должность директоров районных музеев, но все бессмысленно…» Это было единственное выступление, которое до этого молчавший зал встретил аплодисментами. Отзовется ли оно хоть каким-нибудь эхом в кабинетах Минкульта - очень большой вопрос. Хотя бы потому, что утвержденная еще в конце прошлого года на пять лет программа развития музейной деятельности принималась без определения объема финансирования. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе министр культуры Владимир Матвейчук впервые за последние годы смахнул пыль с музейного фонда страны, проведя республиканское совеща
|
|