СКОЛЬКО СТОИТ ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?Высшее образование на условиях оплаты в Беларуси получают уже около 220 тыс. студентов. Причем если для одних семей такие траты посильны, то другим приходится и в долги влезать, и к родственникам за помощью обращаться. Не случайно так болезненно отреагировали в сентябре первокурсники Белгосуниверситета на неожиданное и весьма ощутимое для них (до 40%) увеличение суммы взноса за учебу. Однако те, кто цену устанавливает, считают, что она далеко не дотягивает до реальных затрат на обучение студента. Да и в Министерстве образования утверждают, что с экономической точки зрения платное обучение для госвузов невыгодно. Так ли это? Почему тогда набор «платников» в государственных учебных заведениях из года в год растет? Как, впрочем, и цены. Не получится ли, что в перспективе платное образование станет доступным лишь для детей из финансово обеспеченных семей? Ответить на эти вопросы «ЭГ» попросила председателя комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА. Едва ли кто станет спорить с тем, что высшее образование на условиях оплаты — это благо. Абитуриенты получили дополнительный шанс поступить в вуз. К тому же при хорошей успеваемости есть возможность перевестись на бюджетную форму обучения или получить скидки. Чтобы избежать дискриминации и разделения по финансовым возможностям родителей, малообеспеченным студентам для получения первого высшего образования государство через «Беларусбанк» предоставляет льготный кредит (под половину ставки рефинансирования), которым воспользовалась уже не одна тысяча молодых людей. Планируется ввести академический отпуск по финансовым обстоятельствам. ЧТО касается утверждения о том, что платное обучение для госвузов невыгодно и что студент недоплачивает вузу от 10 до 50% от стоимости реальных затрат, идущих на его учебу, то, на мой взгляд, это не совсем так. Здесь существуют специальности прибыльные и убыточные. Прибыль приносят специальности правоведческого, лингвистического, психологического и экономического направлений. Во-первых, на них самый высокий спрос (конкурсы по отдельным вузам составляют десятки человек на место), а значит и плата может быть повышена. Причину спроса сами абитуриенты объясняют тем, что поступать в вузы этого профиля сложно, зато учиться легче, чем «технарям». Да и работа после окончания вуза считается более престижной, чем у инженера на заводе или фабрике (о потребностях страны, гражданском долге абитуриенты, к сожалению, мало задумываются). Во-вторых, затраты на создание и развитие материально-технической базы не идут ни в какое сравнение с затратами на материальную базу, необходимую для подготовки инженерно-технических работников, медиков и т. д. В-третьих, обучение можно вести в заочной форме, при минимальном участии преподавательского состава и практически без использования материальной базы. Именно поэтому за массовую подготовку специалистов по перечисленным выше специальностям с преобладанием заочной формы обучения первыми дружно взялись частные вузы. А затем, хотя и с опозданием, но не менее активно (причем вытесняя из образовательного рынка первых), стали подключаться госвузы. В итоге только за последние пять лет количественный прирост молодых людей, получающих образование в области экономики и права, составил почти 300%. И хотя рынок труда перенасыщен специалистами данного профиля, высокий спрос на такое образование пока сохраняется. Зато в технических вузах, где конкурс едва превышает, а иногда и не дотягивает до соотношения один абитуриент на одно бюджетное место, желающих учиться за собственные деньги мало. А если таковые и находятся, то оплачивать реальную стоимость подготовки в 3-5 тыс. USD в год они едва ли смогут. И большинство университетов покрывают убытки от «технарей» за счет гуманитариев и заочников (почти во всех вузах технического профиля есть экономические и юридические специальности). А в среднем в истекшем учебном году уровень рентабельности по вузам Министерства образования составил почти 12%. ПОЧЕМУ растут цены? В условиях рынка платное образование превращается в прибыльный бизнес. Люди знают, что деньги, которые они вкладывают в учебу, не пропадут, а в будущем могут принести вполне реальные дивиденды в виде гарантии хорошей работы и приличного заработка. А поскольку спрос на высшее образование пока огромен, а предложение ограничено, вывод однозначен — цена будет расти. Для того чтобы и темпы роста оплаты за учебу, и ее величина не уходили в бесконечность, государство обязано регулировать отношения в этой области. Согласно Указу от 28.02.2006 № 126 вузы могут устанавливать цену с рентабельностью не более 30% при экономически обоснованных затратах. Думаю, что есть и другие резервы для того, чтобы ограничивать рост цен. В первую очередь — снижение себестоимости обучения в вузах. Кстати, отмечу интересный момент. Если учебное заведение набирает больше студентов (в последнее время это происходит в основном за счет «платников»), то соответственно требуется больше преподавателей. Зарплата преподавателям включается в экономически обоснованные затраты, которые, будучи разделенными только на студентов-бюджетников, увеличивают стоимость их учебы и позволяют предъявлять повышенные финансовые требования к студентам-платникам. В состав экономически обоснованных затрат входят: расходы, связанные с оплатой труда штатных и внештатных работников; обязательные отчисления в Фонд соцзащиты населения и страховые взносы (для частных вузов — дополнительно налоги на недвижимость и на добавленную стоимость); затраты на приобретение канцелярских принадлежностей, транспортных и коммунальных услуг, услуг связи, текущего ремонта оборудования и инвентаря, командировочные Понятно, что при подготовке специалистов по одной и той же специальности в различных учебных заведениях реальные затраты могут быть разными. В старейших классических вузах, например, в БГУ, много преподавателей со степенью кандидата и доктора наук, имеющих большой стаж работы, высокую квалификацию. Значит, на их зарплату пойдут значительные суммы. У этого вуза солидная материальная база, много собственных зданий, требующих расходов на коммунальные услуги, капремонт и т. д. Не случайно стоимость подготовки специалиста в БГУ по отношению к средней по стране в два раза выше и составляет от 1700 до 2500 USD. Но зато и качество подготовки здесь не идет ни в какое сравнение с тем, которое дают в вузе, где лекции читают вчерашние студенты. Вывод напрашивается сам собой: или получаете по дешевке (после окончания учебы, конечно) в неавторитетном вузе диплом, не обеспеченный настоящими знаниями и практикой, или, заплатив более весомую сумму, имеете шанс приобрести фундаментальные знания и стать специалистом высокого класса. Вузам надо искать возможности для сокращения расходов, а не перекладывать собственные упущения или излишества в тратах на кошельки родителей, согласившихся учить детей за деньги. Ведь от наличия гобеленового зала уровень образования студентов не повысится, а компенсировать затраты на новое строительство и приобретение евромебели для администрации за счет «платников» не совсем этично. СПРАВКА «ЭГ» В разных вузах стоимость обучения одного студента разная. Например, в БГУИР в среднем она составляет около 1,2 млн. руб. в год, в экономическом университете колеблется в районе 1000 USD, а подготовка стоматологов (медуниверситет) обходится в 3,84 млн. Br. Плата для студентов, обучающихся на коммерческой основе, также значительно отличается — в зависимости от вуза и специальности. Но в целом она колеблется вокруг цифры 1000 USD. Возьмем именно эту цифру для расчетов. Как уже отмечалось, число студентов, оплачивающих свое образование, приближается к 220 тыс. Таким образом, студенты платят за свое обучение около 450 млрд. Br. Причем большая часть «платников» учится в государственных вузах (в частных вузах платят за обучение все, но здесь учится всего лишь около 50 тыс. чел.). Количество лиц, получающих высшее образование на коммерческой основе, стремительно растет. Так, в 2005 учебном году в вузы всех форм собственности поступили 90 683 (в 2001 г. — 42 825) человека, из них 58 149 (в 2001 г. — 28 170) стали учиться на договорных условиях — за счет собственных средств и средств предприятий и организаций. Многие преподаватели вузов отмечают, что студенты, которые платят за свою учебу, относятся к ней более ответственно. И это не просто слова: в прошлом учебном году из госвузов по причине неуспеваемости было отчислено 13 117 человек, из них более половины учились на бюджетных местах. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Высшее образование на условиях оплаты в Беларуси получают уже около 220 тыс. студентов. Причем если для одних семей такие траты посильны, то другим пр
|
|