Устойчивая оборотистостьУспех отрасли предопределен не только тем, что работники прилавка стали резвее и внимательнее к покупателям, но и тем, что у последних становится все больше причин посещать «торжища» всех видов. Главным образом по той причине, что растут их доходы — за год на четверть (втрое быстрее официального роста потребительских цен). Однако наличие денег и количество унесенного домой товара связаны отнюдь не прямолинейной зависимостью. Стоит взглянуть на нее «во времени и пространстве», чтобы увидеть некоторые особенности. Эффективнее всего, с учетом роста заработной платы, растущее предложение соответствует увеличивающемуся спросу в Минской и Витебской областях. По размеру отклонения темпов прироста розничного товарооборота от прогноза территориально-административные единицы распадаются на три группы: а) Минская и Витебская области (превышение прогнозного показателя более чем на 10 п.п.); б) Гродненская, Могилевская и Гомельская области (8-10 п.п.); в) Брестская и г. Минск (менее 8 п.п.). На 2/3 розничный оборот формируют торговые организации, на 1/3 — индивидуальные предприниматели, планово перемещаемые в т.н. обустроенные помещения, по температурному режиму и удобству пользования больше похожие на террариумы зоопарков: душно, много стеклянных перегородок и трудно найти что-либо интересное. Торговля в нашей стране большей частью уже принадлежит не государству, а нашим согражданам, что позволяет начать дискуссию о соответствующих изменениях системы управления отраслью, присмотревшись, например, к опыту Швеции и Великобритании, где торговое начальство все больше озабочено макроэкономическими проблемами, а не «строевой дисциплиной» во вверенных ему подразделениях. В последние годы потребительский рынок страны все больше демонстрирует свою «патриотичность»: доля продаж товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе-августе 2006 г. составила 80,2%, в т.ч. продовольственных — 86,3%, непродовольственных — 71,2%. Но не забудем и об основных поставщиках импорта, томящихся в «террариумах» и проветривающихся на пока что «необустроенных» торговых площадях. Пропорции структуры товарооборота крайне медленно выравниваются в части соотношения продовольственных и непродовольственных товаров благодаря более высоким темпам роста продаж последних. Тем не менее каждый седьмой рубль население пропивает, и чем дальше, тем с большей отдачей сил, ведь рублей-то все больше. Реализация алкогольных напитков и пива дает около 15% товарооборота торговых организаций. Заметим, что по всем рассмотренным выше аналитическим позициям региональные различия не слишком велики. Однако они явственно проявляются в таком индикаторе, как розничный товарооборот по областям по всем каналам реализации в фактически действовавших ценах за весь период национальной независимости в расчете на душу населения. Размах колебаний описанного индикатора рассмотренные нами факторы определяют не менее чем на 95%. Если рядом с почти уже забытыми фактически действовавшими ценами поставить сопоставимые, да еще итоговый рейтинг за 1990-2005 гг., рассчитанный с учетом динамики факторов товарооборота, то ситуация выглядит так (см. табл. 1): Анализ динамики товарооборота в фактических ценах на душу населения позволяет выделить три группы регионов: регионы, где этот показатель на протяжении всей эпохи независимости имеет тенденцию к росту — Гродненская, в меньшей степени — Брестская и Минская области (к особенностям Минщины также следует отнести сравнительно высокий уровень технической оснащенности и доступность предприятий розничной торговли для потребителя); где показатель имеет тенденцию к снижению — Могилевская, в меньшей степени Гомельская и Витебская области; г. Минск, устойчиво удерживающий первое место. Анализ динамики товарооборота в сопоставимых ценах в расчете на душу населения в аспекте прироста позволяет выделить две группы регионов: в которых уровень 2005 г. более чем вдвое превышает уровень 1990 и 2000 гг. (Минск, Минская и Гродненская области);в которых уровень 2005 г. менее чем вдвое превышает уровень 1990 и 2000 гг. (Гомельская, Брестская, Витебская и Могилевская области).Очевидно, что в обоих случаях Гродненская область входит в состав лидеров. Отметим при этом, что в области наименьшими темпами сокращается сельское население и достаточно быстро растет оплата труда в деревне. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Товар, пока его не продали, и не товар вовсе, а так — одно название. Потому как если его не купят, он станет отходами (хорошо, если не очень вредными)
|
|