Продолжение после “Эпилога”
Продолжение после “Эпилога”
Осенью 2006 г. в минском издательстве “Харвест” вышли мемуары одного из лучших белорусских кинорежиссеров Игоря Добролюбова “Осколки памяти”. Свою книгу автор посвятил Михаилу Ильичу Ромму (1901-1971) — режиссеру, учеником которого он был. Лариса МИХАЛЬЧУК Начинается книга главой “Помню и люблю”. “К осколочкам памяти, которые я буду собирать на ваших глазах, — пишет автор, обращаясь к читателям, — я отношусь очень ревностно и хочу, чтобы в книге, посвященной Ромму, были воспоминания только об очень хороших людях, которые в моей жизни сыграли определенную роль. На этих страницах не должно быть имен ни подонков, ни подлецов, ни мерзавцев, ни предателей, которые в жизни были и есть...”. “Жизнь мне преподнесла в качестве подарка удивительных людей, — считает И. Добролюбов, — и, перебирая в памяти свои картины, я сразу вспоминаю тех, кто помогал их делать: и актеров, и авторов сценариев, и операторов — всю съемочную группу. О них говорить интересно”. Добавим: не менее интересно читать и о тех, с кем автор встречался в своей жизни, дружил, с кем учился в школе, БГУ и ВГИКе, с кем впоследствии работал над фильмами. Среди персонажей книги — родные и близкие Игоря Добролюбова, а также его учитель Михаил Ромм, писатели Владимир Короткевич и Василь Быков, мэтр белорусского кино Владимир Корш-Саблин, пианист Эдуард Миансаров, физик-теоретик, академик Лев Томильчик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов, режиссер Любовь Мазолевская, актеры Римма Маленченко, Анатолий Кашкер, Павел Дубашинский, Виктор Тарасов, Николай Рыбников, Олег Даль, Всеволод Санаев, Борис Новиков, Николай Караченцов, Валентин Никулин, Галина Макарова и многие-многие другие, чьи имена давно стали легендой. Из “осколков памяти” складывается картина целой эпохи — начиная с конца 30-х гг. ХХ века и заканчивая началом века нынешнего. Рассуждая о кинематографе, Добролюбов пишет: “Дыхание времени: мы из него, и лучше нас, точнее нас никто о нем уже не расскажет. Другие ребята сделают про свое время, которое они хорошо знают”. Эти же слова с полным основанием можно отнести и к мемуарам кинорежиссера, сумевшего отразить в них целую эпоху в жизни страны. Одна из глав книги, посвященная современному состоянию белорусского кинематографа, стоит особняком в этом повествовании. “Я никогда не предполагал, — пишет автор, — что наступит момент, когда на моих глазах рухнет белорусский кинематограф... Кинематограф вдруг стал на глазах рассыпаться, и трагическое отношение к нему начальства всех уровней, мне кажется, приведет к долгому расстройству и развалу у нас кинематографа как вида искусства”. И еще: “Все, что мы на сей день имеем, это лишь просмотры или некие мероприятия, именуемые кинофестивалями. Но ведь это не более чем праздник: приехали люди, показали свои картины, повернулись и уехали...”. Наверное, стоит прислушаться к словам человека, отдавшего кино всю свою жизнь, когда он говорит, что “кинематограф надо восстанавливать. Необходимо заботиться о той связи времен и поколений, о которой писал Пушкин. Так же старые птицы учат птенцов летать. Это не значит, что молодые должны пойти по проторенному пути. Нет, они будут другими, но им нужна поддержка, а для этого и существуют старики. Без создания в искусстве своей школы ничего не получится: должен быть мастер, который персонально передаст свое знание профессии этому молодому человеку. И должна быть организация, заботящаяся о кино в стране”. Над книгой Игорь Добролюбов трудился около двух с половиной лет. В работе над ней приняла участие журналистка Елена Новожилова, которая сумела сохранить (а это встречается крайне редко!) очарование живой речи автора. Благодаря этому и, разумеется, интересному содержанию книга читается, как принято говорить, на одном дыхании. Возможно, мемуары и не появились бы на свет, если бы режиссер продолжал снимать фильмы. Но с момента выхода его последней ленты “Эпилог” (1994) минуло уже больше десятилетия. В какой-то степени он повторил судьбу своего учителя М. Ромма, о чем и написал в начале книги: “Михал Ильичу тогда тоже было непросто: он тоже не снимал, он даже болел, но продолжал работать — ”писал" свои устные рассказы... Сегодня, не позволяя мне завыть от безделья, от угнетенности своим положением, от теперешнего состояния моей души, один из осколочков памяти вдруг стал таким ясным, прозрачным, светящимся, словно говорящим: “А что же ты? Давай по стопам учителя, и что сможешь, сделай!”. Больше года рукопись книги пролежала в частном издательстве “Харвест”. Конечно, странно, что она не вышла в государственном издательстве, куда И. Добролюбов, к слову, обращался. По этому поводу в интервью журналисту Сергею Шапрану кинорежиссер сказал: “Обратился в одно, но что-то там не получилось, не затанцевалось... В общем, ”не получился кадриль"... А в негосударственных книгу брались издавать, но — за деньги, за полторы тысячи долларов... Бесплатно ее напечатать согласился только “Харвест”...". Мемуары изданы скромно — на газетной бумаге и без всяких изысков. Некоторое недоумение вызывает небрежность издателей, не забывших сообщить, что книга “охраняется законом об авторских правах”, и пригрозивших преследованиями в судебном порядке в случае нарушения закона, и в то же время на той же странице обозначивших автором книги некоего Белова И. М. Так что тем, кто заинтересуется этой книгой и захочет ее прочесть, придется потрудиться, чтобы найти ее в библиотеке или в магазине, где издания отражаются в каталогах и расставляются на полках в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а следовательно, в данном случае искать ее придется на букву “Б”, а не “Д”. Хочется надеяться, что это досадная опечатка, но, насколько известно, с извинениями по этому поводу к Игорю Добролюбову, действительному автору книги, издательство не обращалось. Невеселая это в общем-то картина. Талантливых людей в мире не так уж и много, и никому не делает чести, мягко говоря, невнимательное отношение к ним. Игорь Михайлович Добролюбов родился 22 октября 1933 г. в Новосибирске, в Минске живет с 1945 г. Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета (1956 г.) и режиссерский факультет ВГИКа (1963 г.). В 1956-1958 гг. работал актером в Республиканском театре юного зрителя, с 1963 г. — режиссер киностудии “Беларусьфильм”. Снялся в трех картинах; поставил 17 фильмов, пять из которых отмечены различными призами и премиями. Первый фильм — учебная работа “Мост” — вышел в 1962 г. Среди его работ такие известные и любимые зрителями, как “Иван Макарович”, “Расписание на послезавтра”, “Белые росы”, “Плач перепелки” (9 серий), “Осенние сны”, детские фильмы “По секрету всему свету” и “Удивительные приключения Дениса Кораблева”. В 1970 г. И. Добролюбов был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола БССР в области киноискусства за фильм “Иван Макарович”; в 1976 г. — награжден серебряной медалью имени А. Довженко за фильм “Братушка”. В 1976 г. ему было присвоено звание “Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР”, а в 1985 г. — звание “Народный артист Белорусской ССР”. В 1993 г. Игорь Добролюбов был приглашен ректором Института современных знаний Александром Широковым на должность профессора. До недавнего времени он преподавал режиссуру в институте и работал над книгой воспоминаний. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Осенью 2006 г. в минском издательстве “Харвест” вышли мемуары одного из лучших белорусских кинорежиссеров Игоря Добролюбова “Осколки памяти”. Свою кни
|
|