От самой сути
В последнее время такое понятие, как местное самоуправление, все чаще встречается не только в общественно-политической тематике, но и в повседневных делах. Такой интерес вполне понятен — местное самоуправление является одной из основ белорусского государства и выступает в качестве демократического института. Основные принципы его деятельности прописаны в Законе «О местном управлении и самоуправлении», там же определена и структура местного самоуправления, куда входят Советы депутатов от первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) до областного. Сама природа Советов депутатов предполагает их тесное взаимодействие с людьми, участие в решении социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения.
О роли и значении местных Советов депутатов, об уровне их работы и ее результатах, а также о факторах — положительных и отрицательных, которые на эти результаты влияют, мы беседуем с председателем Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Анатолием Малофеевым. — Последние два года вопрос о судьбе Советов первичного звена рассматривался на многих уровнях. Звучали разные предложения о реформировании их работы, вплоть до ликвидации… А каково ваше мнение по этому вопросу? — Местному самоуправлению уже не одна тысяча лет. И на каждом новом этапе развития человечества оно находилось в том или ином состоянии, и «спрос» на него был разный. Рано или поздно этот вопрос должен был стать актуальным и для нас. Тем более что в последнее время мы активно заговорили, и не только заговорили, о приближении власти к народу, к кон-кретному человеку. А этот процесс необходимо было начинать с первичного звена власти, куда чаще всего обращаются люди. Вообще тема реформирования местного самоуправления не новая, ею в значительной степени уже занималась Национальная академия наук, ученые, представители законодательной и исполнительной ветвей власти всех уровней. Реформировать… Что реформировать? Во имя чего? Россия — та, например, взяла за основу модель муниципалитетов. Что-то у них получается, что-то — нет, идет большая, сложная работа… Мы пошли по иному пути. В ходе общения, обмена мнениями стало понятно, что говорить нужно не о реформах, а о совершенствовании того, что есть — чтобы эта система нашла достойное место в жизни белорусского общества. Было совершенно очевидно, что Советы депутатов в республике могут более емко заявить о себе, глубже вникнуть в суть происходящих в регионах процессов. Поэтому в конце декабря 2005 года Президент поручил Совету Республики и его председателю Геннадию Новицкому разобраться в ситуации и внести предложения по совершенствованию функционирования всей системы органов представительной власти, снизу доверху. Была создана достаточно мобильная рабочая группа, куда вошли и председатели областных Советов депутатов, и руководители ряда сельских, городских и районных Советов, и представители «вертикали», и ученые… Коллективно пришли к мнению, что внимание надо сконцентрировать на первичном уровне власти. А это сельские и поселковые Советы и городские Советы районного подчинения. Ведь это звено ближе всего к людям, по нему они судят о власти. Когда человека прижмет, когда перед ним встает неразрешимая проблема — куда ему идти? В область не каждый житель села разбираться поедет, в столицу тем более. Он пойдет в свой исполком, сельский Совет. Изучив положение на местах, «пощупав» все своими руками, рабочая группа подготовила на имя Президента соответствующую справку, где были изложены предложения по созданию условий для нормальной работы первичного звена власти. Под этим подразумевалось и обеспечение нормальными помещениями, транспортом, компьютерами, и изменение штатного расписания, и создание финансовой базы, и многое другое. Наши предложения были придуманы не в кабинетах, а шли от сути, от самых «болевых» точек. С учетом предоставленных материалов 18 мая 2006 года Президент провел совещание по вопросам повышения роли органов местного управления и самоуправления первичного уровня в решении проблем жизнеобеспечения населения. По его итогам Совету Министров было дано соответствующее поручение — совместно с Советом Республики и другими заинтересованными структурами проработать ряд вопросов, и в первую очередь Указ Президента, направленный на повышение роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнедеятельности населения. — Возможно, не многие знают о той конкретной и обстоятельной работе, которая велась в связи с подготовкой Указа Президента по данному вопросу. Рассматривалось несколько вариантов проекта, и сегодня документ падписан. Надо сказать, что многие представители первичного уровня власти надеются на положительные сдвиги в работе системы органов местного управления и самоуправления. И в первую очередь это касается финансов… — Это очень непростой вопрос. Финансовая база первичного уровня сегодня вроде бы есть, и в то же время ее нет. Большинство исполкомов принимают бюджеты, но что в этих бюджетах? По большому счету, содержание этих же двух-трех работников исполкома… Кому-то более пробивному удается «выбить» в районе еще несколько миллионов на благоустройство. Но ведь это же не система! Не таким должен быть подход к решению проблемы! Речь здесь не идет о распылении средств. Однако маневр для решения конкретных, первоочередных задач на низовом уровне должен быть. Вот сегодня многие хозяйства оставляют за собой обеспечение и оказание помощи личным подворьям своих работников — например, по вспашке земельных угодий, уборке урожая, обеспечению кормами скота. Но ведь есть на селе и значительная часть старых людей, пенсионеров, одиноких, больных… Им дрова нужны? Нужны. А их, в свою очередь, необходимо на чем-то привезти. А прежде — заготовить… Придет весна — огород вспахать надо? Надо. Ведь пока деревенский человек живет, его от земли не оторвать… Но вспомните погодные условия прошлого года — многим хозяйствам не до личных подсобных участков было, поэтому и обмолачивали их в последнюю очередь. А был бы сельисполком помощнее — он бы «перехватил эстафету», помог бы людям… Или взять дороги… Их ведь тоже в порядке содержать надо, подсыпать, грейдировать. А колодцы или водопровод, если остался на балансе сельисполкома? А аварийные деревья? Короче говоря, возникает масса вопросов. Как будет их решение финансироваться — через районный бюджет или через бюджет сельисполкома — большой разницы нет. Но деньги под это — так или иначе — должны идти. Если этого не будет, тогда все слова про заботу о человеке останутся только словами. Да, власть должна работать как власть — отдавать распоряжения соответствующим структурным подразделениям, находящимся на ее территории. Но при этом у власти должны быть возможности, чтобы самой решить хотя бы первоочередные вопросы. Сельский Совет должен постепенно становиться хозяином и привыкать к тому, что дополнительные финансы нужно и искать, и зарабатывать. Ведь у нас немало таких Советов, которые зарабатывают — есть они и в Брестской области, и в Гродненской, и в Витебской… Но это всего лишь примеры, а нужна система. — Вы постоянно высказывались за то, чтобы у каждой собственности был свой хозяин, чтобы не было «бесхозных» дорог, водопроводов и т.п. — Конечно, и это значительно облегчит работу сельских Советов. То, что поддается централизации и передаче специализированным органам, должно быть им передано. Например, у нас в районах и городах везде есть подразделения системы водоканала и жилищно-коммунального хозяйства, дорожные строительные управления… Это, как правило, профессиональные структуры… В первую очередь нужно передать им централизованную систему водоснабжения (я не имею ввиду колодцы). Пусть думают, как ее обслуживать. То же самое по дорогам, уличному освещению… То есть, каждый должен заниматься своим делом, чтоб сельисполком им не кланялся. Поэтому начинать работу первичному уровню власти после выборов нужно именно с этого. Будет создана система — можно будет говорить о движении вперед, о повышении уровня жизнеобеспечения. — Еще один наболевший вопрос касается численности работников сельисполкомов, штатного расписания… Приезжаю, например, в один из сельских Советов. Секретаря нет — на больничном. Председатель тоже уехал в больницу на капельницу — сердце прихватило. Вернулся — сразу начал людей принимать, потому что они ждут, у них масса проблем. А подменить некому… — Да, 2—3 человекам сегодня крайне сложно обеспечить решение всех вопросов жизнедеятельности территории. Есть претензии и по их заработной плате. Заработная плата работников сельских и поселковых Советов и исполкомов должна исходить из объема и сложности выполняемых работ, из численности населения, а также из специфики и особенностей данного региона. Сегодня на первичном уровне работает 1581 структурное подразделение — это сельские и поселковые Советы и городские Советы районного подчинения. Если в штат каждого ввести хотя бы по два человека, общая численность «пополнения» составит более 3 тысяч, что, думаю, на данном этапе выполнить нереально. Но по крайней мере там, где исполком из-за малого штата явно не может обеспечить выполнение огромного объема работы, вопрос можно будет решить в индивидуальном порядке, — скажем, на уровне области. Потому что первичный уровень — это опора и районного исполнительного комитета, и областного. Будут на низовом звене лучше решаться вопросы, и вышестоящим структурам станет проще сконцентрировать свое внимание на более глобальных задачах развития регионов. Что касается материально-технической базы, то Президентом сделаны соответствующие поручения выделить Советам первичного звена недостающий транспорт — имеются в виду легковые автомобили, компьютерную и множительную технику, привести в порядок помещения сельисполкомов. Эта работа активно ведется в Минской области, Витебской, Брестской… Да и в других областях не сидят сложа руки. Может быть, не в один присест все получится — но когда получится, возможно, отпадет и острота проблемы увеличения штатов, потому что многие вопросы будут решаться не численностью, а с помощью современной техники. — Директива Президента № 2 подразумевает под собой дальнейшую дебюрократизацию государственного аппарата. А потому имеет непосредственное отношение к работе исполкомов всех уровней, в том числе и сельских… С другой стороны, сельисполкомы и сами страдают от желания вышестоящих начальников постоянно запрашивать у них разного рода справки… — Бюрократии у нас хватает, обида у людей на власть по этому поводу еще есть. Поэтому задача поставлена непростая, она подразумевает создание на местах действенной системы борьбы с этим злом, обеспечение практической реализации принятых законодательных актов, налаживание эффективного механизма их применения. Необходимо оптимизировать внутреннюю деятельность госорганов и порядок взаимодействия между ними, сократить объем переписки и отчетности, установить удобный для населения график работы, чтобы для решения вопросов людям не приходилось длительное время ожидать своей очереди, и так далее. Только прозрачность деятельности аппарата власти, контроль этой деятельности, воспитание в каждом чиновнике чувства ответственности за человека, который приходит к нему на прием, помогут эффективно бороться с проявлениями волокиты и неуважения к людям. На III Всебелорусском народном собрании нынешнее пятилетие не зря провозглашено периодом построения государства для народа. Работа предстоит колоссальная сверху донизу, и полумерами здесь не обойдешься. Советы и исполкомы должны будут подключиться к ней с новыми силами, потому что в соответствии с Директивой № 2 состояние работы с гражданами станет одним из основных критериев оценки их деятельности, как и деятельности госаппарата в целом. Как бороться с бюрократизмом? В первую очередь, нужно знать жизнь на местах, не бояться идти к людям, искать к каждому свой подход, не допуская проявлений формализма и равнодушия в отношении людских проблем. Работа с человеком — это великое искусство, овладеть которым удается далеко не всем руководителям даже высокого ранга. — Уровень активности кандидатов в депутаты местных Советов во время проведения избирательной кампании, так же, как и «конкурс» претендентов на депутатский мандат, были сравнительно невысоки. Говорит ли это о не слишком высоком статусе органов местного самоуправления? Изменится ли он после подписания президентского Указа о повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения? — Я бы не стал утверждать, что невысокая конкуренция на нынешних выборах — следствие только лишь невысокого авторитета местных Советов. Конечно, их авторитет далек от желаемого, но в деятельности сельских Советов есть много и интересного, и достойного. С другой стороны, вы же прекрасно знаете о демографической ситуации на селе. Кто там остался сегодня? Преимущественно люди преклонного возраста, которые, как правило, не пойдут в депутаты. Поэтому все замыкается на руководителях того или иного ранга, у которых тоже своих забот хватает. Они ведь понимают, что депутатам работать надо, что это непросто… Поэтому нужно трезво оценивать все эти пропорции и процессы, адекватно смотреть на ситуацию. К тому же депутат сегодня работает на общественных началах, никаких льгот у него нет. Но с учетом того внимания, которое проявляет к деятельности Советов всех уровней Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, думаю, их влияние и авторитет будут расти. Значительными должны быть продвижки в связи с выходом в свет названного Указа, так как он касается очень большого круга вопросов. Но это не решит сразу всех проблем первичного уровня власти. Потребуются еще время и усилия, чтобы начатое довести до логичного завершения. Ныне для руководителей исполнительной и представительной власти первичного уровня главным является решение проблем жизнеобеспечения населения и неотложных вопросов каждого гражданина. В этом важном и непростом деле они рассчитывают на широкую поддержку Советов депутатов базового и областного уровней, местной власти всех уровней. Беседовала Наталия КАРПЕНКО.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последнее время такое понятие, как местное самоуправление, все чаще встречается не только в общественно-политической тематике, но и в повседневных д |
|