Долгая дорога к информационному обществу
Долгая дорога к информационному обществу
ПО ДАННЫМ Всемирного банка, Беларусь теряет $150–200 млн. из-за очередей, в которых стоят граждане для оформления различных документов. Исправить ситуацию могло бы «электронное правительство», которое будет выдавать документы и информацию с помощью Интернета, телефона и других средств по принципу «одного окна». Когда же справки забегают по проводам? Об этом корреспондент беседует с исполнительным директором Республиканского общественного объединения «Информационное общество», кандидатом технических наук Сергеем ЕНИНЫМ. — Сергей Васильевич! Какие проекты программы «Электронная Беларусь» внедрены? — Беларусь прошла первоначальную стадию процесса информатизации. Практически во всех отраслях экономики, оборонной, социальной и культурной сферах созданы информационные системы, формируются и используются государственные информационные ресурсы. Однако они ориентированы только на решение узковедомственных задач, отсутствует информационное взаимодействие между отдельными системами с целью оказания услуг гражданам и субъектам хозяйствования. Независимое создание ведомственных информационных систем и ресурсов приводит к дублированию работ и потенциальной несовместимости создаваемых систем. Есть проект — электронная почта госорганов, он работает внутри системы госорганов, и внешний пользователь к этой почте доступа не имеет. Создавали вещь в себе. С точки зрения взаимодействия населения, бизнеса с государством делается мало. — Следующий этап программы «Электронная Беларусь» — это объединение госорганов в единую систему, чтобы наладить электронный документооборот. Это реальная основа для принципа «одного окна». Насколько Беларусь приблизилась к созданию «электронного правительства»? — Идея «электронного правительства» зиждется на двух основных принципах. Первый — это создание необходимой инфраструктуры и оптимизация процессов предоставления услуг. Нужно проанализировать административные регламенты, посмотреть, насколько эффективна схема предоставления услуг, все ли справки нужны или их можно получить автоматически. На самом деле, в тех странах, которые продвинулись в области электронных услуг (я специально этот вопрос изучал), внедрение услуг начинается с анализа технологии оказания услуг, их совмещения: комплексное предоставление услуг с использованием различных каналов (Интернет, мобильный и обычный телефон, инфокиоски и т.д.). При этом некоторые услуги вообще могут исчезнуть, например, если регистрация автомобилей совмещается с продажей. Надо внимательно проанализировать порядок взаимодействия населения и бизнеса с государством и исключить из него лишние шаги. Второй принцип — сделать как можно больше точек доступа к государственным услугам, расширяя функции офисов государственных учреждений (например, прием платежей в почтовых отделениях, через ЖЭС можно осуществить доступ к системе регистрации имущественных прав и т.д.) и число каналов доступа. Очень большим тормозом для развития электронного взаимодействия у нас в стране является ограничение использования электронной цифровой подписи отдельными ведомствами. В марте следующего года, наконец, будет принята концепция создания общереспубликанской инфраструктуры открытых ключей, которая позволит применять электронную цифровую подпись юридическим и физическим лицам при взаимодействии с государством и между собой. В программе «Электронная Беларусь» также запланировано создание общегосударственной сети и базовых информационных ресурсов — регистра физических и юридических лиц, но опять же, как будет решаться вопрос доступа к общегосударственной сети для простых людей — неясно. К сожалению, сроки создания регистров, без которых невозможно эффективное внедрение электронных услуг, сильно затянуты: регистр населения планируется создать только к 2009 году. Сейчас предпринимаются попытки ускорить эти работы. — Что нужно для того, чтобы движение к информационному обществу ускорилось? — Нужно точно расставить приоритеты, сказать: это проект N1, его нужно реализовывать в первую очередь. В программе «Электронная Беларусь» около сотни проектов. Средства на них «размазываются». Кроме того, параллельно принимаются отдельные программы по министерствам, которые не координируются, не согласовываются. Нужно четко наметить приоритеты. Во всех странах, где добились успехов в этом деле, была стратегия, концепция движения к информационному обществу. И самое главное — должна быть система мониторинга процесса формирования информационного общества в Беларуси. У нас проекты принимаются и никогда не определяется, как будет измеряться результат.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По данным Всемирного банка, Беларусь теряет $150–200 млн. из-за очередей, в которых стоят граждане для оформления различных документов. Исп
|
|