Преодолеть зону молчания
Преодолеть зону молчания
«Сад для детей с особенностями в развитии… Это уточнение нас смутило и расстроило. И, вопреки советам специалистов, мы отдали Дарью в обычное дошкольное учреждение. Надеялись, что частных уроков с дефектологом хватит для того, чтобы Дашина «молчаливая» проблема исчезла. Прошел год, но ничего не изменилось. Вот тогда-то, ругая самих себя за ненужные амбиции, мы вновь пришли в этот сад» Юлия ВИНАР Дошкольное учреждение (ДУ) № 469 для детей с нарушением слуха открылось в Октябрьском районе столицы в 1985 году. В 2006-м его статус изменился. «Ясли-сад для детей с особенностями психофизического развития» - так теперь звучит название этого дошкольного учреждения. Сегодня здесь работает десять групп. Четыре - для ребят с нарушением слуха, три - для детей с тяжелыми нарушениями речи, две - для детей с трудностями в обучении. Еще одна группа - диагностическая. В нее приходят малыши, которым не исполнилось и трех лет. В таком возрасте ребенку еще не ставят, за редким исключением, точного диагноза. Но педагоги, уже зная об имеющихся у малыша нарушениях, начинают работать с ним как можно раньше, чтобы не упустить время, не дать проблеме усугубиться. Увы, но с каждым годом становится все больше деток, которым необходима помощь педагогов и медицинских работников дошкольного учреждения № 469. И все чаще сюда попадают дети со сложными комбинированными диагнозами, когда у ребенка, например, одновременно страдают слух, интеллект и функции опорно-двигательного аппарата, речь и зрение. Ясли-сад посещают 98 девочек и мальчиков, причем не все они - столичные жители. Например, есть малыши с нарушением слуха, которых родители привозят из Минской области. Поскольку садик круглосуточный, дети, особенно те, кто живет далеко от Минска, могут оставаться в нем на ночь. В зависимости от имеющихся у воспитанников нарушений - слуха, речи, интеллекта - дефектологи и воспитатели работают по специальным программам. Опыт по преодолению этих нарушений в детском саду накоплен немалый. А перенимать его приезжают коллеги со всей Беларуси - так было, например, с сурдопедагогами. - Тем обиднее, - сетует руководитель ДУ № 469 Юрий Разумов, - что родители порой игнорируют советы специалистов и отдают детей в обычные сады. Проходит два-три года - и мамы-папы с чадом возвращаются к нам. Но за это время без регулярной квалифицированной помощи проблема ребенка не просто усугубляется. К ней присоединяются другие - например, психологические. Из-за имеющегося нарушения маленький человечек не может полноценно общаться со сверстниками в обычном саду, те начинают дразнить его или игнорировать, а это не может не сказаться на поведении малыша. Он становится замкнутым или, наоборот, агрессивным. И как жалеют родители об упущенном времени, когда видят, что даже за год, проведенный в специальном дошкольном учреждении, ребенок начинает активно преодолевать имеющиеся у него трудности. Так, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также часть ребят с трудностями в обучении, прошедшие весь курс специальной детсадовской подготовки, «грызть гранит наук» отправляются в обыкновенные общеобразовательные школы либо в интегрированные классы. И многие неплохо успевают. Мальчики и девочки с тяжелыми нарушениями слуха после сада идут в специализированные школы, а вот ребята слабослышащие и при этом неплохо говорящие обучаются в интегрированных классах. Сотрудники сада интересуются, как складывается школьная жизнь их вчерашних подопечных, да и родители успешных учеников с удовольствием приходят к педагогам рассказать о достижениях сыновей и дочек. Среди сегодняшних воспитанников даже есть те, чьи мамы и папы сами когда-то были подопечными педагогов яслей-сада № 469. Полезные игры Каждый день у ребят проходят занятия. Веселые, увлекательные, интересные - все они построены в виде игры. Над преодолением детских проблем совместно трудятся учителя-дефектологи и воспитатели. Для каждого ребенка помимо общегрупповых выстраивается и индивидуальная программа занятий. В работу сурдопедагогов, например, входит прежде всего развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха. Работа эта - кропотливейшая: у ребенка надо вызвать звук, поставить и автоматизировать его. Звуки складываются в слова, слова - в предложения. И совершенно неправильно думать, что люди, имеющие проблемы со слухом, вовсе не могут нормально общаться. Здесь успешно учат говорить детишек с очень низким уровнем слуха. Даже абсолютно глухие мальчики и девочки к моменту выпуска произносят пятьсот слов, понятных для окружающих, а их пассивная лексика составляет еще две с половиной тысячи слов. Для таких ребят это великолепный результат, поясняют специалисты сада. Мальчикам и девочкам с более сложными проблемами педагоги стараются выделить время для дополнительных занятий. Впрочем, с детишками занимаются не только учителя-дефектологи, но и музыкальный работник, физрук, воспитатели. Среди последних, кстати, есть и слабослышащие. Работают все Веселые и серьезные, замкнутые и общительные, добродушные и агрессивные… Сколько малышей - столько характеров. И всех, даже самых маленьких, необщительных или чрезмерно активных, предстоит научить работать. Преодоление проблем этих ребятишек - кропотливая ежедневная работа. И детей, и педагогов, и родителей. - Не устаю повторять: наши главные помощники - родители, - говорит Юрий Дмитриевич. - Точнее, нам предстоит научить их быть помощниками педагогов и опорой собственным детям. Поэтому супругов постоянно консультируют наши специалисты. Для родителей, особенно тех, чьи дети посещают диагностическую группу, дефектологи постоянно проводят открытые занятия. Мамы-папы должны видеть, с чего и как надо начинать работать со своими детьми. И если взрослые не поленятся регулярно заниматься с чадом, положительные результаты не заставят себя ждать. Главное - не опускать руки. И верить. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Сад для детей с особенностями в развитии… Это уточнение нас смутило и расстроило. И, вопреки советам специалистов, мы отдали Дарью в обычное дошкольн |
|