21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Преодолеть зону молчания

25.08.2009 22:20 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Преодолеть зону молчания

«Сад для детей с особенностями в развитии… Это уточнение нас смутило и расстроило. И, вопреки советам специалистов, мы отдали Дарью в обычное дошкольное учреждение. Надеялись, что частных уроков с дефектологом хватит для того, чтобы Дашина «молчаливая» проблема исчезла. Прошел год, но ничего не изменилось. Вот тогда-то, ругая самих себя за ненужные амбиции, мы вновь пришли в этот сад»

Юлия ВИНАР
Фото Вадима ЗАМИРОВСКОГО

Из-за тяжелой речевой болезни произнести даже несколько самых простых слов для Даши было большой проблемой. Но несколько лет упорных регулярных занятий - и молчунья-девчушка, образно говоря, защебетала. Теперь ее речь почти ничем не отличается от речи детей, никогда не знавших подобных проблем. А мама, монолог которой мы привели в самом начале этой публикации, пеняет на себя за тот упущенный год, который «ее дочь с пользой могла провести в таком замечательном садике».
Дошкольное учреждение (ДУ) № 469 для детей с нарушением слуха открылось в Октябрьском районе столицы в 1985 году. В 2006-м его статус изменился. «Ясли-сад для детей с особенностями психофизического развития» - так теперь звучит название этого дошкольного учреждения.
Сегодня здесь работает десять групп. Четыре - для ребят с нарушением слуха, три - для детей с тяжелыми нарушениями речи, две - для детей с трудностями в обучении. Еще одна группа - диагностическая. В нее приходят малыши, которым не исполнилось и трех лет. В таком возрасте ребенку еще не ставят, за редким исключением, точного диагноза. Но педагоги, уже зная об имеющихся у малыша нарушениях, начинают работать с ним как можно раньше, чтобы не упустить время, не дать проблеме усугубиться.
Увы, но с каждым годом становится все больше деток, которым необходима помощь педагогов и медицинских работников дошкольного учреждения № 469. И все чаще сюда попадают дети со сложными комбинированными диагнозами, когда у ребенка, например, одновременно страдают слух, интеллект и функции опорно-двигательного аппарата, речь и зрение.
Ясли-сад посещают 98 девочек и мальчиков, причем не все они - столичные жители. Например, есть малыши с нарушением слуха, которых родители привозят из Минской области. Поскольку садик круглосуточный, дети, особенно те, кто живет далеко от Минска, могут оставаться в нем на ночь.
В зависимости от имеющихся у воспитанников нарушений - слуха, речи, интеллекта - дефектологи и воспитатели работают по специальным программам. Опыт по преодолению этих нарушений в детском саду накоплен немалый. А перенимать его приезжают коллеги со всей Беларуси - так было, например, с сурдопедагогами.
- Тем обиднее, - сетует руководитель ДУ № 469 Юрий Разумов, - что родители порой игнорируют советы специалистов и отдают детей в обычные сады. Проходит два-три года - и мамы-папы с чадом возвращаются к нам. Но за это время без регулярной квалифицированной помощи проблема ребенка не просто усугубляется. К ней присоединяются другие - например, психологические. Из-за имеющегося нарушения маленький человечек не может полноценно общаться со сверстниками в обычном саду, те начинают дразнить его или игнорировать, а это не может не сказаться на поведении малыша. Он становится замкнутым или, наоборот, агрессивным. И как жалеют родители об упущенном времени, когда видят, что даже за год, проведенный в специальном дошкольном учреждении, ребенок начинает активно преодолевать имеющиеся у него трудности.
Так, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также часть ребят с трудностями в обучении, прошедшие весь курс специальной детсадовской подготовки, «грызть гранит наук» отправляются в обыкновенные общеобразовательные школы либо в интегрированные классы. И многие неплохо успевают.
Мальчики и девочки с тяжелыми нарушениями слуха после сада идут в специализированные школы, а вот ребята слабослышащие и при этом неплохо говорящие обучаются в интегрированных классах. Сотрудники сада интересуются, как складывается школьная жизнь их вчерашних подопечных, да и родители успешных учеников с удовольствием приходят к педагогам рассказать о достижениях сыновей и дочек. Среди сегодняшних воспитанников даже есть те, чьи мамы и папы сами когда-то были подопечными педагогов яслей-сада № 469.
Полезные игры Каждый день у ребят проходят занятия. Веселые, увлекательные, интересные - все они построены в виде игры. Над преодолением детских проблем совместно трудятся учителя-дефектологи и воспитатели. Для каждого ребенка помимо общегрупповых выстраивается и индивидуальная программа занятий.
В работу сурдопедагогов, например, входит прежде всего развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха. Работа эта - кропотливейшая: у ребенка надо вызвать звук, поставить и автоматизировать его. Звуки складываются в слова, слова - в предложения. И совершенно неправильно думать, что люди, имеющие проблемы со слухом, вовсе не могут нормально общаться. Здесь успешно учат говорить детишек с очень низким уровнем слуха. Даже абсолютно глухие мальчики и девочки к моменту выпуска произносят пятьсот слов, понятных для окружающих, а их пассивная лексика составляет еще две с половиной тысячи слов. Для таких ребят это великолепный результат, поясняют специалисты сада.
Мальчикам и девочкам с более сложными проблемами педагоги стараются выделить время для дополнительных занятий. Впрочем, с детишками занимаются не только учителя-дефектологи, но и музыкальный работник, физрук, воспитатели. Среди последних, кстати, есть и слабослышащие.
Работают все Веселые и серьезные, замкнутые и общительные, добродушные и агрессивные… Сколько малышей - столько характеров. И всех, даже самых маленьких, необщительных или чрезмерно активных, предстоит научить работать. Преодоление проблем этих ребятишек - кропотливая ежедневная работа. И детей, и педагогов, и родителей.
- Не устаю повторять: наши главные помощники - родители, - говорит Юрий Дмитриевич. - Точнее, нам предстоит научить их быть помощниками педагогов и опорой собственным детям. Поэтому супругов постоянно консультируют наши специалисты. Для родителей, особенно тех, чьи дети посещают диагностическую группу, дефектологи постоянно проводят открытые занятия. Мамы-папы должны видеть, с чего и как надо начинать работать со своими детьми. И если взрослые не поленятся регулярно заниматься с чадом, положительные результаты не заставят себя ждать. Главное - не опускать руки. И верить.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Сад для детей с особенностями в развитии… Это уточнение нас смутило и расстроило. И, вопреки советам специалистов, мы отдали Дарью в обычное дошкольн
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика