БОЧКА НЕФТИ ИЗ РОТТЕРДАМА
Бочка нефти из роттердама
Расклад недели Сергей ЖБАНОВ http://www.belgazeta.by/20070226.8/040090421 Высокая рентабельность реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (при его емкости, ограниченной в 6 млн. т) не позволяет белорусским НПЗ покрыть убытки, формирующиеся при экспорте нефтепродуктов. Из-за этого поставки нефти на НПЗ сокращаются, а бюджет несет потери. Для изменения ситуации правительство рассматривает возможность обратного повышения ставки акцизов на нефтепродукты с марта 2007г. Об этом «Интерфаксу» сообщили в Минэкономики и Минфине. Сам по себе этот факт вряд ли представляет интерес для конечных потребителей, поскольку Минфин, стремясь вновь поднять ставку акцизов, намерен выравнять рентабельность экспорта и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, сохранив действующие цены неизменными. Но в то же время предпринимаемые правительством действия говорят о многом. Прежде всего о том, что экспорт нефтепродуктов остается убыточным. Белорусские НПЗ потеряли привлекательность для российских поставщиков нефти сразу после введения ввозной пошлины сырую нефть. В январе 2007г. объем поставок российской нефти в Беларусь составил всего лишь 38% к аналогичному периоду прошлого года. И даже введение новой формулы ценообразования, в феврале позволившей снизить цену поставляемой нефти до $225 за 1 т, привлекательности белорусским НПЗ не прибавило. Поэтому радость первого вице-премьера Владимир Семашко оказалась преждевременной. Предлагая вновь повысить акцизы, правительство утверждает, что такое решение позволит компенсировать ввозную пошлину ($53 за 1 т) нефтепереработчикам. Но со слов Семашко хорошо известно, что эта пошлина включена в февральскую цену нефти и уплачивают ее российские нефтепоставщики. Вот они и сокращают давальческие поставки нефти, поскольку при вывозе нефтепродуктов за рубеж им придется заплатить еще и экспортную пошлину. Но при чем же тут потери белорусских нефтепереработчиков, если цена нефти для республики снизилась ниже минимальных значений 2006г.? Скорее, речь должна идти о потерях белорусского бюджета, обусловленных сокращением экспорта и его ничтожной рентабельностью для белорусских НПЗ. Как сообщили «Интерфаксу» в Минэкономики, в феврале из-за снижения мировых цен на нефть упала цена и на нефтепродукты, и, как следствие, «убыточность экспорта обострилась». Покрыть ее высокими доходами от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке не представляется возможным, поскольку емкость внутреннего рынка имеет свои пределы, измеряемые 6-6,5 млн. т. В этой ситуации интересы российских поставщиков, белорусского правительства и нефтепереработчиков совпали. Все заинтересованные стороны согласны с тем, чтобы снизить рентабельность реализации нефтепродуктов на белорусском рынке (а вместе с ней и обострившуюся конкуренцию) и повысить доходы от экспорта. Сделать это можно единственным способом - вновь повысив акцизы. С этим трудно не согласиться, поскольку перегонять нефть и нефтепродукты за рубеж себе в убыток нормальное предприятие никогда не станет. Но вот считать, что «с тонны нефти российские НПЗ зарабатывают на $53 больше, потому что мы теперь уплачиваем одинаковую экспортную пошлину на нефтепродукты», представителям Минэкономики вряд ли стоит. Особенно после того, как стороны разобрались с обоюдным суверенитетом и обязались его уважать. Следовательно, теперь надо забыть о равных условиях хозяйствования и перестать считать деньги в чужих карманах. Но белорусское правительство расстроено падением мировых цен на нефть и не радуется, что по этой причине с апреля пошлина на экспорт нефти из России снизится на $25. Тем более что Семашко опять подтвердил тот факт (в общем-то, давно известный), что российская нефть даже с учетом ввозной пошлины обходится дешевле, чем нефть, приобретенная на мировых биржах. После этого можно успокоиться, перестать рассказывать сказки о том, как мы покупаем российскую нефть по мировым ценам, и начать налаживать нормальные рыночные взаимоотношения с РФ. Тогда и кредиты щедрые обломятся, и нефть по льготным ценам рекой польется на белорусские НПЗ. Если же правительство по-прежнему будет тешить себя иллюзиями об альтернативных, но очень дорогих источниках нефти, то не Беларусь будет поставлять нефтепродукты в Нидерланды, а наоборот, республике придется рассчитывать на нефть из Роттердама. Это не анекдот. И не фантастика. Во всяком случае, для Украины. Например, в украинском правительстве рассматривают вариант поставки в республику нефти«из Роттердама через Клайпеду, которая будет на 68-72% дороже». И хотя это невыгодно, но «если Россия снова начнет свои игры на тему «если вы не с нами, то мы вам перекроем нефть», то Украина и Беларусь смогут некоторое время продержаться за счет поставок сырья из Клайпеды», - считает гендиректор ОАО «Галичина» Александр Лазорко. А в украинском правительстве пояснили, что эта нефть может быть закачана в создаваемый резервуарный парк на Дрогобычском, Надворнянском и Кременчугском НПЗ. Однако белорусское правительство не спешит воспользоваться этим резервным вариантом, поскольку использование прибалтийских терминалов для транспортировки нефти в Беларусь в настоящее время экономически невыгодно. Об этом, по данным АФН, на выездном заседании комиссии по повышению конкурентоспособности экономики в Витебске заявил все тот же первый вице-премьер Семашко. Проще говоря, гнать оттуда пока нечего. Но как только начнем добывать нефть в Венесуэле и Иране, балтийские портовые терминалы будут востребованы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Высокая рентабельность реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (при его емкости, ограниченной в 6 млн. т) не позволяет белорусским НПЗ покрыть у
|
|