Отчего отрицательное сальдо никак не превращается в положительное?Определив наращивание экспорта как фактор экономической безопасности Беларуси, глава государства обрисовал задачу предельно конкретно: сальдо внешней торговли в 2007 году во что бы то ни стало должно быть с плюсом в 500-600 млн. долларов. Ведь отрицательная торговая динамика может вызвать осложнения на валютном рынке и, как следствие, рост темпов инфляции. Однако пока ничто не предвещает успешного выполнения "торгового наказа" президента. По данным Минстата, экспорт белорусских товаров по итогам января-февраля 2007 возрос на 2,2% — до 2,888 млрд. долларов, импорт же вырос аж на 24,4% (до 3,547 млрд. долларов). Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательное в объеме 659 млн. долларов. Между тем, в соответствии с показателями развития страны на нынешний год темпы прироста экспорта должны превышать темпы прироста импорта не менее чем на 5%. Отчасти стоимостное увеличение импорта можно объяснить удорожанием ввозимых энергоресурсов. Но в первом полугодии Минск, дабы смягчить экономический удар, по договоренности с "Газпромом" оплачивает лишь 55% стоимости газовых поставок, и, как сообщил недавно первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, полностью рассчитываться по долгам за газ начнет только во втором полугодии. Значит, с июля стоимость импорта еще более возрастет. На самом деле импорт увеличился и физически — рост 11% к январю прошлого года, экспорт также физически снизился — на 10%. Причем существенный рост отрицательного сальдо связан, прежде всего, с сокращением экспорта нефтепродуктов (на 37,6%). Одним словом, Беларусь по-прежнему значительно больше приобретает за своими пределами, чем мир покупает белорусского. В качестве "подспорья" правительство подкорректировало в сторону увеличения и без того едва выполнимые прогнозные показатели по экспорту и размерам положительного сальдо внешней торговли товарами на 2007 год. В постановлении, в частности, указывается, что предприятия Министерства промышленности должны увеличить экспорт товаров в этом году на 18-20% при предыдущем задании на 14,2-15%. До сих пор выйти в плюс во внешней торговле Беларуси удавалось лишь однажды. В 2005 году рыночная конъюнктура сложилась так, что экспорт в стоимостном (не в натуральном) выражении превысил импорт на 164,6 млн. долларов. Уже в 2006-м году сальдо вновь ушло в минус — 1663,2 млн. долларов. "Беларусь не должна превратиться в нищего потребителя зарубежного ширпотреба, — заявил в конце прошлого года Александр Лукашенко на совещании, посвященном работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. — Нам не выстоять без проведения наступательной, агрессивной внешнеэкономической политики, без применения нестандартных подходов и решений". По его словам, в условиях значительной открытости белорусской экономики именно уровень и объемы внешней торговли во многом определяют динамику развития Беларуси и благосостояние народа. "Это фактор обеспечения экономической безопасности, который в перспективе будет возрастать", — сказал президент и вскоре одобрил предложенные правительством и Нацбанком меры по достижению в 2007 году положительного сальдо. Одна из составляющих этой стратегии — принятие активных мер по замещению импортируемых товаров отечественными. Чиновники заявляют, что Беларусь готова производить своими силами даже весь спектр бытовой радиоэлектроники. Как заявил в интервью "Интерфаксу" Владимир Семашко, "все, что мы можем производить в бытовой радиоэлектронике, мы должны производить в республике. Доля отечественной продукции на этом рынке составляет пока не более 20%. Мы закрываем лишь такие ниши, как холодильники, телевизоры, бытовые газовые плиты. С пуском завода стиральных машин мы закроем и этот сегмент рынка. А вся остальная продукция — утюги, фены, пылесосы, кондиционеры — пока ввозится. Организация внутри страны таких производств в расчете на покрытие лишь половины потребности рынка даст в бюджет страны дополнительно 300-350 млн. долларов". Глава правительства Сергей Сидорский сообщил в этой связи, что в стране будут строиться новые заводы по производству потребительских товаров. Составлен перечень из 170 товарных позиций, и сейчас необходимо четко расписать, кто отвечает за выпуск каждой из них. Это будут конкурентоспособные высокотехнологичные производства, которые позволят наращивать экспорт, подчеркнул С.Сидорский. Из общего объема белорусского экспорта 34,7% приходится на долю России, на остальные страны СНГ — 8,9%, ЕС — 45,5%. Импорт из России составляет 58,6%, остальных стран СНГ — 6,3%, ЕС — 22,3%. По признанию главы экономического ведомства Николая Зайченко, российский рынок остается для Беларуси привлекательным. Как ожидает министр, в 2007 году цены там вырастут на 1,5-2%, что создаст условия для повышения цен и на продаваемую в РФ белорусскую продукцию. А 1% прироста цен на экспорт в Россию даст нам дополнительно 80 млн. долларов выручки. Между тем, по мнению руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, белорусским производителям удерживаться на российском рынке будет все сложнее. Но именно от российского рынка, по его словам, Беларусь находится в "фантастической зависимости". "В зависимости, потому что Беларусь практически не производит уникальных, высокотехнологических товаров, которых россияне не могут купить в других странах", — пояснил экономист, назвав торговлю с Россией "важнейшим фактором экономического роста в Беларуси в 2006 году". Но в прошлом году, отмечает он, у нас были лучшие условия входа на рынок, более благоприятная конъюнктура и очень точное попадание в нашу структуру производства. Нынче удержать свою нишу будет очень сложно. Например, российские производители еще более агрессивно будут вытеснять со своего рынка белорусские холодильники. В подобную ситуацию уже попали наши производители телевизоров. В 2006 году они продали в Россию лишь 435,2 тыс. единиц своей продукции, что на 27,9% меньше, чем в 2005-м, когда падение физического объема экспорта составило 9,8%. "Мы наблюдаем процесс, который, к сожалению, становится типичным для белорусских промышленных предприятий: сначала они чувствовали себя комфортно на рынке России, не думали о диверсификации сбыта и технологических инновациях, — отмечает Я.Романчук на страницах аналитического еженедельника "Белорусская неделя". — Россия не стала строить из себя супердержаву в области производства телевизоров и просто запустила банальную конвейерную сборку моделей от производителей разных стран. В результате телевизоры оказались дешевле и не хуже белорусских (которые тоже состоят из тех же импортных комплектующих!)". С другой стороны, по его словам, многие российские товары охотно раскупаются белорусскими потребителями: их устраивает сочетание "цена/качество". Однако главной статьей белорусского импорта из России, убежден эксперт, были и еще долго будут минеральные продукты. "В 2006 году мы ввезли их в стоимостном выражении на 31,4% больше. В физическом выражении переработка 20,9 млн. тонн нефти (на 8,7% больше, чем в 2005 году, при росте цен на сырую нефть на 22,9% и на экспортные нефтепродукты на 26,4%) стала золотой жилой белорусской торговли и экономики в целом". Повторить этот результат нереально, уверен Я.Романчук. Резкое сокращение объема внешней торговли произойдет, по его мнению, в первую очередь, за счет данной позиции торгового баланса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Определив наращивание экспорта как фактор экономической безопасности Беларуси, глава государства обрисовал задачу предельно конкретно: сальдо внешней торговли в 2007 году во что бы то ни стало должно быть с плюсом в 500-600 млн. долларов.
|
|