Газированная политика
Газированная политика
Недавно в Катаре прошел форум стран—экспортеров газа. Созданная шесть лет назад эта организация объединяет 14 стран (из заметных экспортеров не представлена лишь Норвегия), запасы голубого топлива в которых превышают 70 % от общемировых (в них же производится более 40 % от мировой добычи газа). Одним из наиболее значимых вопросов, обсуждавшихся в рамках встречи, стала возможность создания газовой ОПЕК — организации, которая объединит экспортеров природного газа. Накануне встречи западные массмедиа буквально заходились в истерике по поводу того, что еще не созданная организация якобы собирается диктовать потребителям газа неподъемные цены. Планы появления подобного картеля особенно беспокоят объединенную Европу. И для этого есть веские основания. В свое время, после того как «Газпром» и североафриканская компания «Sonatrach» заключили меморандум о взаимопонимании, еврокомиссар по энергетике А.Пибалгс признался: «Контекст этих переговоров между Россией и Алжиром заставляет нас нервничать». Если кооперация всего лишь двух крупных экспортеров газа так нервирует Европу, что тогда говорить о перспективе объединения всех ведущих поставщиков газа в рамках единого картеля? Особенно учитывая, что в последнее время Брюссель рассматривал в качестве альтернативных России поставщиков именно Алжир, а также Тринидад и Тобаго – небольшое государство в Карибском море, но при этом являющееся серьезным игроком на мировом газовом рынке и проявляющее живой интерес к переговорам о создании картеля. Здесь же стоит упомянуть, что согласно пункту первому резолюции, принятой 23 января этого года на сессии ПАСЕ в Страсбурге, «энергетический спрос ЕС на ископаемое топливо, в основном нефть и газ, продолжает расти и в соответствии с ожиданиями к 2030 году составит 60 %». Из пояснительного меморандума к документу (осуждающему использование энергетики в качестве «инструмента политического давления») следует, что уже сейчас страны ЕС получают 27 % импортируемой нефти из России, 19 % – из стран Ближнего Востока, 16 % – из Норвегии и 12 % – из Северной Африки. Зависимость Европы от поставок газа еще больше. В странах ЕС – Великобритании, Германии, Италии и Дании — производится лишь 46 % необходимого газа, остальное приходится импортировать из России (25 %), Норвегии (15 %), Северной Африки, Нигерии и Ближнего Востока (14 %). Завершившийся в начале весны в Брюсселе саммит Евросоюза, посвященный данному вопросу, не принес никаких положительных результатов, несмотря на возлагавшиеся на него надежды. Европейцы так и не смогли согласовать своих позиций относительно единого энергорынка, что позволило бы Европе снизить зависимость от поставок энергоносителей в первую очередь из России и Северной Африки. В связи с вышесказанным особого внимания заслуживает позиция российской стороны. По мнению российских комментаторов, создание газовой ОПЕК «с экономической точки зрения мало выгодно «Газпрому». Иран сейчас практически не поставляет газ в страны ЕС и соседям Евросоюза – минимальные поставки сетевого газа осуществляются лишь в Турцию. Большая часть поставок «Газпрома» в ключевые страны ЕС – Германию, Францию и Италию – осуществляюется в рамках долгосрочных контрактов с ценой поставок – по «формуле цены к цене нефти». Таким образом, итог недавней встречи в Катаре, где создание газовой ОПЕК так и не было провозглашено, несмотря на все западные прогнозы, кажется вполне объяснимым. Вместо этого страны — экспортеры газа приняли решение о создании группы высокого уровня по ценообразованию на газ, координатором которой выступит Россия. Возникает вопрос, зачем это россиянам? Ответ на него не является тайной. Топ-менеджеры «Газпрома» не скрывают, что долгосрочной целью российской газовой монополии — «дойти до каждой газовой колонки в Германии» и в остальных странах ЕС. В случае реализации этих планов «Газпром» сразу же окажется в более привилегированном положении, чем, например, европейские гиганты «E.On» и «Gas de France», добыча которых значительно меньше их объемов продаж. Если же «Газпром» будет поставлять газ напрямую потребителям в ЕС и не будет зависеть от европейских энергокомпаний, это, по мнению комментаторов, «даст России возможность диктовать Европе любые условия. Зависимость ЕС от политической воли Москвы станет тотальной, а рычагов ответного влияния почти не останется». России вовсе не обязательно контролировать цены на газ с помощью газового картеля. Достаточно заключить соответствующее соглашение, например, с Алжиром (второй после России поставщик газа в Европу) о принципах поставки газа в ЕС. Что-нибудь в духе: «Газпром» обеспечивает своим сырьем восток, центр и север Европы, тогда как Алжир выходит на ее юг и юго-запад. Как следствие, Россия и Алжир не конкурируют в прямом смысле и им проще договориться о совместных действиях. Да и остальным странам — экспортерам газа ничто не мешает договариваться и лоббировать свои интересы в мире без формального объединения в картель. К примеру, для начала их добывающие компании вполне могут договориться между собой о ценовом демпинге, что в условиях либерализации рынка газа может просто оставить «на обочине» западноевропейских трейдеров... Именно подобные невеселые перспективы тревожат ЕС, а не превращенный в медиа-страшилку миф о газовой ОПЕК. Этот миф, кстати, нужен и самому Брюсселю, поскольку является весомым аргументом в пользу того, чтобы 27 стран Евросоюза не играли «каждая за себя», а выступали в энергетическом диалоге с Россией единым фронтом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавно в Катаре прошел форум стран—экспортеров газа. Созданная шесть лет назад эта организация объединяет 14 стран (из заметных экспортеров не
|
|