«Ячменный» передел
«Ячменный» передел
Рынок пива относится к нецикличным секторам экономики, а уровень потребления пенного напитка отражает индивидуальные особенности населения и предпочтения покупателей каждой страны. В странах Восточной Европы существует достаточно четкая зависимость потребления пива и дохода на душу населения. Она характерна и для белорусского рынка. Сегодня средний белорус выпивает 33 литра пива в год, причем ВВП на душу населения по паритету покупательской способности постоянно растет. Конечно, любовь белорусов к пиву на фоне Германии, Англии или Чехии выглядит более чем скромно: там ячменного напитка потребляют в 4—5 раз больше, чем у нас. Но тенденцию к росту белорусского рынка отмечают все эксперты. По данным «Белгоспищепрома», белорусский рынок только за последний год показал нешуточную динамику – прирост около 130 %. И это на фоне общемирового спада. О выгодных позициях белорусских пивоваров можно судить и по явному интересу со стороны иностранных инвесторов. Прежде всего «Балтики», которая намеревалась вложить $ 50 млн. в покупку и реконструкцию пивоваренного завода «Криница», Очаковский пивобезалкогольный комбинат вел переговоры о покупке Слуцкого и Брестского пивзаводов. Однако в обоих случаях правительство Беларуси объявляло об отказе от иностранных инвестиций в отрасль и поручило ее развитие «Приорбанку». Более успешным стало сотрудничество американской компании «Detroit-Belarus Brewing Company LLC» с бобруйским пивоваренным заводом «Дедново». Предприятие «Пивоваренная компания «Сябар» (до августа 2005 года — СЗАО «Белорусская пивоваренная компания») было зарегистрировано в феврале 2004 года. К настоящему моменту его стратегическими инвесторами в предприятие вложено около $ 25 млн., проведена его полная реконструкция и увеличены мощности до 20 млн. дал в год. В итоге бобруйский «Сябар» вошел в тройку крупнейших пивных производителей страны, а бренд «Бобров» по продаваемости занимает второе место вслед за «Криницей». Первый, кто выполнил задачу, поставленную руководством страны перед пивными предприятиями по привлечению инвесторов, — старейшее белорусское пивоваренное предприятие минский завод «Оливария». Еще в 2005 году столичным пивоварам удалось привлечь первого акционера. С долей 30 % им стал Европейский банк реконструкции и развития, стоимость пакета составила $ 4,18 млн. Однако, по словам директора «Оливарии» Николая Дудко, приход ЕБРР расчистил дорогу для стратегического инвестора – компании «Baltic Beverages Holding». Доля в капитале предприятия обошлась акционерам в $ 13,6 млн. «Приобретение пакета акций в «Оливарии» является частью стратегии «ВВН», которая активна на рынках Восточной Европы. Кроме того, Беларусь похожа по потребительским предпочтениям на российский рынок и за последнее время стала гостеприимной для инвесторов», — объяснил президент «BBH Baltic» Томас Кучинскас. — Стратегия «ВВН» такова, что при выходе на рынок той или иной страны компания продвигает на нем исключительно местное пиво». Компания «Вaltic Beverages Holding» на паритетной основе принадлежит датской «Carlsberg» и британской «Scottish & Newcastle». «BBH» владеет 19 пивзаводами в семи странах Европы, в том числе в России («Балтика», «Ярпиво», «Вена», «Пикра»), Прибалтике («Saku», «Aldaris», «SUA»), Казахстане и Украине («Славутич», «Львовское»). При этом доля в белорусском пивном гиганте у «ВВН» самая скромная – в большинстве случаев компании принадлежат контрольные пакеты акций пивоваренных заводов. К примеру, ею выкуплено 86 % акций «Балтики», 92 % — «Славутича», 99,6 % — «Львовского». «ВВН» планирует заниматься расширением производства «Оливарии» — $ 9,7 млн. будет инвестировано только 2007 году. На заводе планируют построить линию розлива в ПЭТ-бутылки, три цилиндрических конических танкера и эффективную станцию холода. Кстати, завод «Оливария» стал для «ВВН» первым предприятием, занимающим не первую позицию на пивном рынке страны, а третью. По данным «Белгоспищепрома», доля завода составляет около 11 %. Крупнейшее белорусское пивоваренное предприятие «Криница» занимает 37,8 % рынка, и привлечение стратегического иностранного инвестора для этого завода сегодня безальтернативно. Более того, инвестор, пожелавший вложить свои деньги в этот пивзавод, автоматически получает ключи ко всему пивному рынку республики. Сегодня директор «Криницы» Георгий Петкевич считает, что дальнейшее привлечение инвестиций в виде кредитов несет для его предприятия повышенные риски. «Единственный оптимальный источник — прямые внешние инвестиции», — подчеркивает он. Между тем все достигнутые «Криницей» за последние несколько лет результаты обеспечены благодаря финансированию всех его программ «Приорбанком», который за время сотрудничества выдал пивзаводу около 58 млрд. рублей кредитов. Кстати, потенциальные инвесторы не заставили себя ждать: в настоящий момент технический и юридический аудит «Криницы» проводят два потенциальных инвестора – крупные европейские пивные холдинги «Heineken N.V.» и «SUBMiller». Не исключено, что еще до окончания первого полугодия 2007 года стороны выдвинут друг другу первые предложения. Доля государства в акционерном обществе сегодня составляет 82,1 % (73,8 % — Минэкономики и 8,3 % — коммунальная собственность) и находится в доверительном управлении «Приорбанка», физлицам принадлежит 17,9 %. Также компании «Heineken N.V.», «SUBMiller» и «Sun Interbrew» проводят аудит и в ОАО «Белсолод». Это предприятие намерено привлечь иностранного инвестора для строительства пивоваренного производства. По словам директора Николая Кенды, в настоящее время идет доработка инвестиционного проекта, уточняются детали бизнес-плана. Согласно Государственной программе развития пивоваренной отрасли в 2006—2010 гг. запланировано строительство пивоваренного завода на базе ОАО «Белсолод». В 2008 году предполагается ввести в эксплуатацию мощности на 4 млн. дал пива. Для создания пивоваренного производства «Белсолоду» необходимо 25,2 млн. евро. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рынок пива относится к нецикличным
|
|