21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Никто точно не знает, кто и когда изобрел BМХ. Но на успех он был обречен изначально. Ведь какой первый спортивный инвентарь приобретают родители едва
 
 
 

Приживется ли экстрим в Беларуси?

26.08.2009 08:47 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Никто точно не знает, кто и когда изобрел BМХ. Но на успех он был обречен изначально. Ведь какой первый спортивный инвентарь приобретают родители едва научившемуся ходить чаду? Велосипед.

Сначала трех-, потом — двухколесный, горный… Стоит, особенно мальчишкам, почувствовать уверенность в себе, как они начинают учиться перепрыгивать через бордюры, ездить «без рук» и лихо пролетать попадающиеся на пути горки. Благодаря этой подростковой тяге к экстриму, ВМХ (Bicycle Motto X-tream) стремительно покорил Америку, в недрах которой зародился, а затем и Европу. И уже в Пекине состоится его олимпийский дебют.

Презентация вида на Играх будет доверена 48 спортсменам — 32 мужчинам и 16 женщинам. Попытку попасть в эту элитную компанию намерены предпринять и белорусы, хотя и понимают, что их шансы невелики. И средств на участие в этапах Кубка мира и чемпионата Европы, других рейтинговых турнирах им не выделяют, и мастерства не хватает. Что не удивительно: по большому счету, данный вид в нашей стране находится в стадии становления. Хотя пришел он в Беларусь не вчера, а еще в середине девяностых. Инициаторами его развития стали мотогонщики, решившие, что, в совершенстве освоив технику владения велосипедом, подростки затем быстрее укротят и железного друга с двигателем. Тогда же председатель федерации Лев Воронович построил несколько трасс. Правда, ни одна из них сегодня не отвечает современным требованиям. Включая волковысскую, которая строилась под мотогонки — с длинными прямыми и маленькими трамплинами. Для велосипедистов же нужны более скоростные дистанции — с короткими виражами, высокими и длинными трамплинами.

Самым сложным у нас считается стадион, принадлежащий филиалу ДЮСШ №2 по велоспорту спортуправления Мингорисполкома. Как рассказал ее директор и вице-председатель Белорусской федерации велоспорта Игорь Скачков, прежде хозяином являлся ЦФОР Заводского района, который не очень жаловал любителей экстремальных гонок, почему в 2003-м году горисполком и передал спортшколе ветшавшую трассу с землей. «Пусть она морально и устарела, но находится в нормальном состоянии. Несмотря на то, что средств на содержание не выделяется, стараемся вовремя подсыпать ее, трамбовать. Но речь должна вестись о реконструкции со сдвижкой бугров и прыжковых трамплинов. И тут без техники не обойтись».

Менять же рельеф необходимо, поскольку имеющийся рассчитан, по сути, на новичков. А если спортсмен дома не научится прыгать по восемь-десять метров в длину, на больших трамплинах за рубежом может просто испугаться. Как это случилось с одним из парней на весенних этапах континентального чемпионата в Чехии. В Минске он уверенно проходил все участки, а увидев, как соперники взлетают на три метра вверх, растерялся. Поскольку для приведения в соответствие данного стадиона требуются небольшие вложения, руководство школы уповает на помощь федерации, которая настроена развивать все олимпийские дисциплины.

Кроме того, есть надежда, что в недалеком будущем в Минске появится и новый современный объект. Как признался Игорь Владимирович, существует проект строительства спортшколы в Первомайском районе Минска, включающий центр ВМХ ангарного типа, а также игровые и тренажерные залы, восстановительный центр и 8-километровое велолыжное кольцо с хорошими уклонами и подъемами: «Имея четыре базы, мы смогли оборудовать на них лишь два тренажерных зала, а игровой и бассейн арендуем. Как и гаражи для транспорта, на котором тренеры сопровождают спортсменов во время тренировок. Асфальтированный круг с пересеченным рельефом в закрытой зоне с учетом загруженности шоссейных дорог также очень актуален. Появление такого объекта снимет многие проблемы и положительно скажется на подготовке резерва. Идею его возведения поддержал начальник Минского горспортуправления Михаил Юспа. И сооружение уже внесено в перспективный план спортивных объектов».

Кстати, данная велосипедная школа пока единственная в стране имеет отделение ВМХ, где трудится четыре тренера. Открыто оно лишь в прошлом году. Возглавил созданный филиал заслуженный тренер Беларуси Владимир Церлюкевич, много лет готовивший сборную страны по шоссе. «Почти все ребята, с которыми он начал работать, — рассказывает Игорь Скачков, — имели приличный стаж занятий. Но речь шла о кружковой работе. Они тренировались в свое удовольствие, в дождь вообще могли не выехать на трассу. И Владимиру Антоновичу стоило большого труда сломать эту систему, поставить подготовку на спортивные рельсы. Постепенно и у старших парней, считавших себя профессионалами, поубавилось скептицизма в отношении тренера. Они убедились, что он знает главное — велосипед, основы спортивной тренировки и как растить высококлассных спортсменов».

Основным партнером белорусской команды на начальном этапе была выбрана сборная России, которую возглавляет бывший трековик Валерий Никифоров. Три года назад ему тоже пришлось начинать с ноля. Сейчас с его подопечными считаются на международной арене. Они выступают все стабильнее, на отдельных кубковых и европейских этапах уже становились призерами. У них есть хорошая база в Подольске и сейчас в Подмосковье строится первая в Европе закрытая.

В декабре минувшего года белорусы провели первый совместный с россиянами сбор, где и убедились, что ВМХ — это не только техника. Для того чтобы взлететь, нужно хорошо разогнаться, а для этого — раскрутить передачу, чего многие сделать не могли — не хватало силы. Тогда и поняли, что нужно заниматься также бегом, штангой, прыжками… «Бээмиксеры» много тренируются на треке. И белорусы ищут свою методику. Многое берут из подготовки коллег-спринтеров. Для развития координации прыгают на батуте, занимаются акробатикой. Зимой посещают бассейн. Что-то надеялись подсмотреть у соседей-латышей, вместе с чехами, литовцами, диктующих моду в Европе, но даже на недельный совместный сбор перед очередными этапами континентального чемпионата лишь для двоих спортсменов средств не нашли.

Вообще, ВМХ в Беларуси продолжает развиваться только на энтузиазме отдельных людей. Несмотря на олимпийский статус дисциплины, ни один из пяти членов национальной сборной не состоит на ставке. А значит, нет и финансирования. Отсюда и многочисленные проблемы. Первая из них — дефицит стартов. Если в прошлом году в республиканском календаре значились чемпионат и Кубок страны, то нынче остался только первый из них. Хотя большую часть забот и расходов по проведению второго и так брала на себя столичная ДЮСШ, в обязанности которой это не входит. На голодном же пайке, известно, далеко не уедешь. Ребята постарше не могут расти без международных турниров. Чем чаще они будут выезжать, тем быстрее смогут адаптироваться к любым трассам, порой очень сильно отличающимся по рельефу. Даже опытным гонщикам приноровиться к ним бывает непросто, что уж говорить о тех, кто только начинает профессиональную карьеру. Им на изучение дистанции требуется не меньше двух дней.

Вторая проблема — допотопный инвентарь. На тех же этапах в Чехии и Латвии представители Синеокой выглядели бедными родственниками. Почти все соперники выступали на легких карбоновых велосипедах, какие наши ребята себе позволить не могут. «Ни один из них, — делится болью Владимир Церлюкевич, — не имеет ставки, но за свои кровные покупает технику и всю экипировку, платит за лицензию. Раньше здорово выручал Минский мотовелозавод, выпускавший велосипеды для ВМХ, пусть качество их и оставляло желать лучшего. А теперь даже новичкам приходится приобретать куда более дорогую импортную продукцию». Но есть надежда, что производство или сборка данных велосипедов в Беларуси возобновится. И переделанные мотоциклетные каски наших земляков больше походят на шлемы средневековых рыцарей. А качественной защиты на грудь, спину, локти, колени большинство вовсе не имеет.

Нет у велоэкстремалов и нормальной базы. Филиал занимает помещение, соответствующее площади четырехкомнатной квартиры. На этих 126 квадратных метрах размещаются мастерская, хранилище для велосипедов, комнатка сторожа, душевая. Из-за отсутствия раздевалок детям приходится переодеваться в тренерской или коридорах.

Несмотря на такое положение, вид завоевывает все большую популярность. Только в филиале занимается порядка 80 человек, есть группы в Ленинском районе столицы, в Минской, Брестской, Гродненской, Гомельской областях. «За ВМХ будущее, — уверен Владимир Церлюкевич. — Это интереснейший вид, которым можно заниматься с пяти лет и чуть ли не до пенсии. Это адреналин, захватывающее зрелище, чем и объясняется его притягательность. Он не требует больших вложений, почему в той же Чехии трассы и растут как грибы. Построить 400-метровую дорожку с трамплинами разной высоты и длины несложно. Причем четких стандартов не существует. Такие объекты наиболее подходят для малых городов и районов, о развитии которых сейчас печется государство. Не получится у кого-то из ребят в ВМХ, смогут потом перейти в трековые или шоссейные гонки. Но к десяти-двенадцати годам они уже приобретут любовь к велосипеду и физическую закалку. От желающих же заниматься, уверен, отбоя не будет, потому что в этом заинтересованы родители. Видя, как горят глазенки у чад, сколько эмоций им дарят соревнования, мамы с папами готовы покупать и велосипеды, и форму. Преимущество данного вида в том, что соревнования, включая многоэтапные чемпионаты Европы, проводятся во многих возрастных группах начиная с десяти лет».

Безоговорочным лидером нашей команды является Дмитрий Сидоров. Его отец — Леонид Сидоров — мастер спорта международного класса, в свое время входил в сборную СССР по треку. Сын вполне может добиться большего. На европейском этапе в Чехии вчерашний юниор, заявленный в андеровскую группу, поразил специалистов смелостью. В одном из предварительных заездов у Дмитрия вылетела нога из педали, что другого бы выбило из колеи. А минчанин на ходу вставил ее, догнал конкурентов и финишировал четвертым из восьми. Уже то, что дебютант прошел квалификацию, — достижение. А он пробился в полуфинал, где великолепно провел первый заезд — с третьим результатом. Во втором затем трое спортсменов зацепились и упали. Двое из-за травм отказались от дальнейшей борьбы, и только Сидоров вновь вышел на старт. Поскольку остался без очков в предыдущей гонке, парень сознательно пошел на риск: очень мощно стартовал по свободной дальней дорожке, не очень выгодной, но более удобной для маневра, хорошо выпрыгнул, но приземлился в кашу, образовавшуюся по краям трассы из-за дождя. У него выбило руль, а вместе с ним и надежду на главный финал. Отчаянно сражался и Алексей Василевич. Есть еще Алексей Клиникский, другие неплохие ребята. «Проанализировав их выступления на престижном турнире, — делится Игорь Скачков, — мы увидели, что у Сидорова при поддержке юниоров, которые помогут пополнить командную очковую копилку, есть пусть и небольшие, но шансы побороться за олимпийскую лицензию. Однако для этого их нужно обеспечить необходимыми выездами и качественным инвентарем. Еще более реальными представляются лондонские перспективы».

Так приживется ли в Беларуси велосипедная экзотика?



РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика