ПРЕДПРИЯТИЯМ НЕ ДО ОБЛИГАЦИЙБелорусские предприятия не заинтересованы в привлечении финансовых средств путем выпуска ценных бумаг, считает директор Департамента по ценным бумагам Минфина Александр КУРЛЫПО. Потребность в ресурсах есть и достаточно велика, инструмент привлечения инвестиций — облигации — также имеется, но механизм не работает, сообщил он на заседании Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА). По его словам, созданная в Беларуси инфраструктура рынка ценных бумаг одна из самых развитых на постсоветском пространстве и «готова перекачивать денежные средства с финансовых рынков в реальный сектор экономики». Она включает централизованную двухуровневую депозитарную систему, общенациональную систему биржевых торгов на всех сегментах финансового рынка. Работает 73 профессиональных участника рынка ценных бумаг, проводится активная работа по созданию единого центрального депозитария. Кроме того, действует внебиржевой рынок ценных бумаг, на котором совершается большинство сделок с акциями и облигациями. Количество потенциальных пользователей этой инфраструктуры тоже большое, проинформировал представитель Минфина. Так, по состоянию на начало 2007 г. в Беларуси насчитывалось более 4,5 тыс. АО и более 1,5 млн. акционеров (физических и юридических лиц). В то же время на биржевом рынке обращаются ценные бумаги всего 152 эмитентов, прошедших процедуру листинга. Несмотря на благоприятные законодательные условия, «должного развития» этот рынок не получил, отметил А.Курлыпо. За 10 лет его существования было всего 52 выпуска корпоративных облигаций. Незначительна и доля сделок с ними. По итогам 2006 г. на биржевом и внебиржевом рынках было всего 17 сделок. Одна из основных причин, препятствующих развитию рынка ценных бумаг и, в частности, корпоративных облигаций, высокая ставка налога на доходы по сделкам с ценными бумагами в размере 40%, которая отпугивает потенциальных инвесторов, считает представитель Минфина. Доходы бюджета из этого источника мизерные: по итогам 2006 г. они не превысили 1 млрд. Br. Вторая причина — неравные конкурентные возможности для банков и субъектов хозяйствования при заимствовании средств у населения. Доходы, которые получают банки от операций с облигациями, освобождены от налога на доходы с юридических лиц и подоходного налога с физических. Для эмитентов сдерживающим фактором является наличие дополнительных расходов. В частности, затраты по выплате доходов по облигациям, их регистрации, размещению, обращению, погашению выплачиваются из прибыли. Также отсутствует корпоративный кредитный рейтинг, который служит индикатором кредитоспособности эмитента. Для создания преференций субъектам хозяйствования был разработан и внесен в правительство проект указа «О некоторых вопросах проведения облигационных займов», который предлагал освободить от налогообложения доходы от операций с облигациями, а также включить затраты по выпуску и обслуживанию облигационных займов в себестоимость, сообщил А.Курлыпо. Документом определялся и перечень предприятий, на которых предлагалось распространить действие указа. Однако в ходе работы над проектом (в частности, при составлении вышеупомянутого перечня) выяснилось, что, несмотря на предложенные выгодные условия заимствования, основная доля субъектов хозяйствования больше надеется на господдержку и льготный банковский кредит. Более того, даже приходилось принимать административные меры, чтобы министерства активнее включали предприятия в этот перечень, отметил представитель Минфина. Выход крупных белорусских предприятий на фондовые рынки западных стран с размещением там своих ценных бумаг называется одним из приоритетов государственной политики, отметил А.Курлыпо. Однако в недавно утвержденных долгосрочных стратегиях развития этих предприятий о возможности привлечения инвестиций подобным способом речи не идет. Чтобы рынок ценных бумаг заработал и стал выполнять свойственные ему функции по привлечению капитала в экономику, должна быть заинтересованность как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов, считает он. Привлечение инвестиций сдерживают ограниченность внутренних накоплений и напряженное финансовое положение субъектов хозяйствования, сокращение реальных объемов прибыли от реализации, увеличение складских запасов продукции, чрезмерное администрирование на районном и областном уровне, недостаточность притока инвестиций из-за рубежа, отмечалось в ходе заседания Республиканского совета директоров БНПА. Сегодня из-за неразвитости в стране фондового рынка (акций, облигаций) банки являются, по сути, единственными накопителями денежных средств. Наблюдается явный перекос в сторону банковских кредитов. Программой социально-экономического развития до 2010 г. предусмотрено увеличить объемы инвестиций в основной капитал в 2,15 раза. Удельный вес инвестиций в ВВП по планам правительства вырастет с 23,2% в 2005 г. до 30% в 2010 г. В нынешнем году в экономику планируется привлечь более 11 млрд. USD инвестиций и кредитов, причем 3,5 млрд. USD — от иностранных инвесторов. Между тем в общем объеме доля иностранных инвестиций по-прежнему невысокая. По итогам 2006 г. она составила всего 307 млн. USD, или 3,3%. Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для них куда привлекательнее банковский кредит
|
|