Мыльный пузырь 2.0
Мыльный пузырь 2.0
Объяснение понятию Web 2.0 попробовали дать участники белорусского сегмента Всемирной сети Конференция "Байнет 2.0", посвященная нынешнему состоянию и перспективам развития белорусского Интернета, состоялась на прошлой неделе. Владимир БАРАНИЧ От прежних мероприятий вроде "Интернет-форума" и "Делового Интернета" она отличалась узкой тематической направленностью — попыткой сфокусировать внимание на так называемом "новом этапе" развития Всемирной паутины, именуемом Web 2.0. Мы сказали "так называемом", поскольку сам термин Web 2.0 является крайне условным и каждый объясняет его как хочет. Напомним, что в обиход этот термин ввели в 2003 году два интернетовских "гуру" — Тим О’Рейли и Дейл Дагерти. Чуть позже Тим О’Рейли написал программную статью "Что такое Web 2.0", где изложил свое толкование нового понятия. По его словам, оно подразумевает появление второго поколения виртуальных сообществ и сервисов — уровень, при котором контент в значительной степени создается или подстраивается под пользователя. Естественно, помогают этому новые технологии в создании сайтов. Пожалуй, реально Web 2.0 берет свое начало от краха доткомов в 2001 году. В те времена, когда сайт с 1.000 посещений в день казался чем-то совершенно недостижимым, в Интернет потянулся большой бизнес. И начал расти мыльный пузырь ожиданий быстрого обогащения. За 1.000 показов баннеров давали 10 USD, за просмотр рекламы — бесплатные компьютеры. Стали плодиться сервисы типа spedia.com, оплачивавшие добровольные просмотры рекламы. Потом эта пирамида рухнула и выжить удалось лишь гигантам вроде yahoo и amazon. Естественно, что доверие к интернет-бизнесу было подорвано. Но, как показывает история, предприимчивые люди, где бы они ни промышляли, быстро находят пустые ниши и начинают эксплуатировать невежество людей, маскируя пустышки красивыми упаковками. Собственно, так и поступил Тим О’Рейли — основатель и генеральный директор корпорации O’Reilly Media, занимающейся изданием книг по компьютерной тематике, в том числе онлайн, а также организацией технологических конференций. С максимальной для себя выгодой он провозгласил начало новой эры развития Интернета, где роль первопроходца принадлежит ему. Очень ловкий маркетинговый ход, не имеющий, однако, под собой достаточных оснований. Ведь технологии, на которых построен нынешний Web, не появились в одночасье после магических заклинаний американского бизнесмена. Они развивались, год от года усложнялись, Интернет становился все доступнее, скорости соединений росли, а вместе с ними — и объемы веб-страниц. Автор этих строк, находящийся в Сети с 1995 года, решительно не может припомнить резкого гиперперехода из одной интернет-реальности в другую. Все эволюционировало постепенно, как и сами компьютеры, обслуживающие программную составляющую Интернета. По мере роста вычислительных мощностей и особенно размеров винчестеров увеличивался и объем хранимой в Сети информации. Если десять лет назад почтовый ящик на 2 мегабайта считался очень большим, то сейчас меньше 2 гигабайт приличные почтовые системы вроде гугловской gmail.com даже и не предлагают. А где большие объемы — там и большой контент. В Интернет хлынули не только музыка и фотографии, но и полнометражные фильмы, в последнее время уже и в формате Hi Definition. Понятно, что все это стало доступно в первую очередь американцам с их дешевым и быстрым доступом к Сети. Собственно, на них этот поток и был рассчитан, как и сам термин Web 2.0. А ведь что принципиально изменилось? Сайт — он и в Африке сайт. Только если в прежние времена для полноценного просмотра веб-страничек хватало скорости 32 кбит/с, то сейчас — минимум 128. При этом интернет-трафик увеличивается изо дня в день, стабильно обогащая провайдеров. В нашей редакции мы постоянно ощущаем это по растущим каждый месяц расходам на выход в Сеть. А так принципиального различия между Web 1.0 и Web 2.0, если уж использовать такую терминологию, нет. Старый вид рекламы был DoubleClick, а новый — это Google AdSense, или "Бегун". В Web 1.0 платили за количество показов, а в Web 2.0 деньги начисляют за количество переходов. Написанная мэтрами науки энциклопедия "Британника" — вроде как пережиток старины, а вот создаваемая непонятно кем "Википедия" — новый формат. Если раньше были разрозненные персональные странички, то сейчас как грибы растут блоги, собирающие в одно виртуальное сообщество миллионы графоманов. Только вот белорусам до заморских веб-серферов пока далеко. Интернет у нас, по их меркам, безумно дорогой, а скорости несоизмеримо ниже. Правда, нашим энтузиастам Web 2.0 это не помеха. Конференция "Байнет 2.0" собрала несколько сот участников, куда попали далеко не все желающие, а лишь те, кто успел зарегистрироваться до достижения определенного лимита. Оно и понятно. Минск — крайне скучный город, особенно в плане массовых событий, связанных с Интернетом, а здесь — хоть какое-то развлечение. Словом, зал образовательного центра IBB был забит до отказа, а докладчиков было столько, что их время приходилось строго лимитировать. На первый взгляд темы были интересные, все больше с названиями, содержавшими магическую формулу Web 2.0. Но когда дело дошло до реальных выступлений, оказалось, что докладчикам просто нечего сказать, — они лишь повторяли, что уже говорилось на "Деловом Интернете", да еще рекламировали себя и свои услуги. С этими выступлениями можно ознакомиться на сайте bynet2.org, где, кроме презентаций, выложены и видеоролики с места событий. Только вот скачать их будет по карману разве что американским фанам Web 2.0. На фоне наших "веб-гуру" резко выделялись российские гости, говорившие действительно по существу. Кстати, иллюзий насчет "нового этапа развития Всемирной сети" у россиян не было. Один из авторитетов Рунета, Алексей Андреев, главный редактор Webplanet.ru, прямо заявил, что Web 2.0 вообще не существует, а сам термин придуман американскими маркетологами для выколачивания денег из своих соотечественников. Такое различие позиций гостей и наших ораторов вполне объяснимо. Рунет давно живет полноценной жизнью, поскольку не связан монополией одного оператора и целым рядом абсурдных законов, на корню давящих всякую деловую инициативу, как это обстоит у нас. Там крутятся большие деньги, а люди реально занимаются бизнесом. Им американский Web 2.0 не указ. В Байнете же все спокойно. Он — своего рода полесская "дрыгва", с одинаковым спокойствием воспринимающая что Web 2.0, что Web 3.0, который неизбежно появится. Только пузыри остаются. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конференция "Байнет 2.0", посвященная нынешнему состоянию и перспективам развития белорусского Интернета, состоялась на прошлой неделе. |
|