В "АБw" N24 была опубликована статья "Один день из жизни велосипедиста". Статья в целом правильная. Но хотелось бы кое-что добавить, а что-то - опровергнуть.
На самом деле все не так плохо. У меня есть небольшой опыт велосипедных прогулок - 20-40 км в день в зависимости от погоды и настроения. Поэтому на некоторые вещи я смотрю с точки зрения почти профессионального велосипедиста.
Дорожки и бордюры
Действительно, ситуация с бордюрами в Минске обстоит не очень хорошо. Объективно можно сказать, что инвалид-колясочник в городе абсолютно беспомощен. Даже те "специальные съезды", которые предусмотрены в некоторых местах, на деле специальными не являются. Они делаются исключительно по прихоти прораба, заведующего тем или иным участком строительства (мощения) дороги или тротуара. Говорит прораб: а вот тут лишний асфальт на съезд израсходуйте. И рабочие делают съезд кое-как, неровно. 65% бордюров съездов не имеет, еще 30% имеет вот такие условные съезды, которые помогут велосипедисту, но не колясочнику.
Тем не менее велосипедист не страдает. Это обусловлено несколькими причинами. Дело в том, что уже через неделю езды по городу у любого велосипедиста вырабатывается в голове так называемая "велосипедная карта". Что это такое? Очень просто. Если вы пешеход, то знаете, где можно безопасно пересечь дорогу или перейти по переходу, а где нельзя. Вы знаете, что не стоит, минуя подземный переход, перебегать к Вечному огню на площади Победы. И вы знаете, что по площади Независимости можно гулять совершенно безнаказанно, так как она пешеходная. У вас в голове - ваша "пешеходная карта".
Если вы водитель, то знаете, что по парку Горького кататься нельзя, что мост за Орловской перекрыт и что на Сурганова в час пик пробки. Значит, у вас выработана "автомобильная карта".
"Велосипедная карта" - это то же самое, только для велосипедистов. Человек на велосипеде знает, где можно съехать с бордюра, а где нельзя. Где удобнее двигаться по тротуару, а где - по проезжей части. Возможность передвигаться и там и там - это очень большой плюс велосипеда. Например, по проспекту Независимости вверх от цирка довольно удобно ехать по тротуару, так как скорость в гору все равно невелика. А пересечь проспект можно по проезжей части на светофоре на улице Энгельса. Велосипедист знает, где срезать дорогу по двору, где удобнее пересечь трамвайные пути, где есть лестница, а где нет. И, повторяю, такая карта автоматически вырабатывается за неделю.
Именно поэтому профессиональный велосипедист не испытывает трудностей, связанных с отсутствием велосипедных дорожек - он спокойно проедет по дороге или по тротуару. В конце концов, за месяц можно научиться запрыгивать на бордюры (я, кстати, так и не научился).
Автомобилисты и пешеходы
Поверьте мне, автомобилисты для велосипедистов гораздо менее опасны, нежели пешеходы. Связано это со следующими факторами.
Автомобилист чаще всего не любит велосипедиста, потому что последний едет непонятно где по непонятным правилам и норовит попасть под колеса. В общем, автомобилист ассоциирует велосипедиста с пешеходом и знает, что если он, не дай Бог, кого-то из них собьет, будет очень нехорошо. Особенно в суде. Поэтому водители, как ни странно, внимательно относятся к людям на велосипедах - большая часть водителей, процентов 70. Меня почти всегда пропускают. Кроме того, я обыкновенно показываю рукой, какой маневр собираюсь совершить: направо, налево или разворот. Или просто еду мимо.
А вот пешеходы на тротуарах - это страшно. Особенно пожилые. Человек, который никогда не ездил на велосипеде, не может понять, что я на своем агрегате не менее ловок и умел, чем он в пользовании собственным опорно-двигательным аппаратом. Причем мне на велосипеде гораздо проще его объехать, чем ему меня обойти. Я не хуже пешехода могу затормозить на месте или вильнуть в сторону. Если человек понимает это, идет своей дорогой, не обращая на меня внимания, я просто миную его. Но примерно 40% людей начинают шарахаться, когда до велосипеда еще метров 10. Приходится тормозить и медленно объезжать.
Дорожник? Гибрид? Горный?
Управляемость и возможности велосипеда очень сильно зависят от его класса. Дорожный велосипед, к примеру, бордюр не одолеет. Точнее, одолеет, но маленький. Ввиду тонкости обода и очень высокого давления в шинах лучше на дорожнике бордюры не атаковать. "Велосипедная карта" владельца дорожника включает в основном проезжую часть. Тем более что на мощеных тротуарах и парковых дорожках такой велосипед нещадно трясет - даже амортизаторы не спасают.
Горный велосипед имеет свои особенности. Ввиду расположения центра тяжести и компоновки препятствия такому агрегату не помеха: запрыгивать легко, тряска не страшна. Но зато 100 километров не проедешь - ноги отвалятся крутить педали. Все-таки 24-26 дюймов - это маленькие колеса.
Поэтому для езды по городу и вне его я предпочитаю гибрид. Достаточно большие колеса (28 дюймов), среднее давление в шинах. Шины при этом широкие, позволяющие атаковать препятствия и ездить по бездорожью. И на больших расстояниях не устаешь. Идеальный вариант для большой и рельефной местности, каковой является город. "Поднять" гибрид на бордюр, правда, сложнее, чем горный велосипед, но зато ноги не устают.
Светофария
Красивое слово "светофария" в русском не приживется, потому что я выдумал его только что. Но оно неплохо подходит для подзаголовка. Катафот - это дело полезное, только совершенно недостаточное. Катафоты на колесах еще видны в свете фар, потому что они вращаются вместе со спицами, образуя светящийся диск-отражение. Передний же и задний катафоты в темноте нисколько не помогают. Поэтому на велосипед обязательно нужно устанавливать дополнительное оборудование в виде передней и задней фары. Фары должны работать от пальчиковых батареек (или аккумуляторов), но ни в коем случае не от генератора, прикрученного к заднему колесу велосипеда. Во-первых, это дает неровный свет, а во-вторых, ломается на третий день.
И не нужно стесняться размеров передней фары. Чем она больше похожа на фару мотоцикла или мопеда, тем вы заметнее. Кстати, при выборе фары нужно ее опробовать. Если она слабая - вернуть в магазин. Потому что моя фара, например, бьет метров на 15-20 в среднем режиме. Хорошая задняя фара имеет режим моргания. Мигающий красный свет очень хорошо заметен.
Фликер - это по большому счету опция как для велосипедиста, так и для пешехода. То есть разницы нет. Если вы по жизни ходите пешком без фликера, то и ездить без него можно - вероятность попадания под машину такая же. Велосипед пусть светится фарами и катафотами. И, кстати, его-то как раз можно обвесить фликерами, чтобы не портить ими свой внешний вид.
Скорость велосипеда
Я одно время катался на велосипеде по Москве. Устроили со знакомым соревнование: с одного конца города на другой в 7 часов вечера я - на велосипеде, он - на машине. Я его "сделал" почти на час, причем еще поел по дороге. В Москве велосипед быстрее автомобиля в 98% случаев почти в любое время дня. Ночью, конечно, нет. В Минске дела не столь катастрофичны. Но почти любой городской транспорт общего пользования (кроме маршруток и метро) я обгоню без проблем (в соответствии с "велосипедной картой"). В час пик и в Минске велосипед гораздо быстрее автомобиля, особенно в центре. На окраинах, конечно же, медленнее.
Кстати, по городу не стоит ездить с плеером. Велосипедист должен слышать, что происходит вокруг него.
Реальная проблема
На деле все же есть у нас одна реальная проблема для велосипедиста. Это невозможность оставить велосипед. Без дорожек и съездов обходимся легко, но вот полное отсутствие в Минске велосипедных стоянок - это очень плохо. Даже прикрутив велосипед к столбу четырьмя витками замка, спокойнее не становишься. Потому что замок - это средство против идиота. Он спасает от мальчишек, любящих покататься на чужом, и от случайных воров. Но если я поставлю себе цель украсть велосипед и возьму с собой инструмент, я перережу любой замок за полминуты. Кроме того, замок не спасает от мелких воришек. Если кому-то захочется снять фары, спидометр, флягу, насос, даже седло - замок не поможет.
Поэтому хотелось бы обратиться к минским властям: не пора ли сделать в общественных местах охраняемые велосипедные стоянки?
Тим СКОРЕНКО.
От редакции: О результатах «соревнования» различных видов транспорта, включая велосипед, читайте в июльском номере журнала «АБС».
Автомобили для велосипедистов менее опасны, нежели пешеходы