21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ВОПРОСЫ РЕБРОМ. ПОИСКИ РЕШЕНИЙ

26.08.2009 08:57 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Записала Инга МИНДАЛЁВА.

Обсуждению наиболее проблемных моментов, до сих пор тормозящих реализацию Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 года № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», было посвящено заседание «круглого стола», прошедшего в Совете Республики. В основном речь шла об инвентаризации и передаче на баланс специализированных организаций систем водообеспечения и водоотведения, дорог сельских населенных пунктов и о проблемах уличного освещения. Для выработки приемлемых и единообразных подходов к решению обозначенных вопросов в обсуждении приняли участие представители всех заинтересованных служб и ведомств. Вел «круглый стол» председатель Совета Республики, председатель Совета по взаимодействию органов местного самоуправления Геннадий НОВИЦКИЙ.

(Окончание. Начало в № 26 (80) «МС» за 11 июля)

Председатель Лыщицкого сельского Совета депутатов Брестского района Виталий ЖУКЕВИЧ:

— Я считаю, что в каждом сельсовете нужно создать дочернее предприятие ЖКХ, которое имело бы свой счет в банке и возможности самостоятельно зарабатывать, а не ждать, когда район «подкинет копейку». Что касается уличного освещения, то это — собственность районных служб электросетей, а их «скинули» почему-то на нас. Мы должны и лампочку купить, и фонарь. Хорошо, у нас имеется свой электрик, а как быть другим сельисполкомам, где нет участков ЖКХ?

Директор Брестского РУП электроэнергетики «Брестэнерго», член Совета Республики Владимир ШИШКО:

— Официально заявляю: все энергохозяйство уличного освещения находится на балансе районных электросетей.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— Значит, все затраты, связанные с эксплуатацией, дол-жен нести балансосодержатель? Зачем тогда нужны заявки и почему нужно платить за вызов? Потребитель должен платить только за потребленную энергию.

Председатель Пружанского райисполкома Александр ЮРКЕВИЧ:

— У нас в районе и в области все сети переданы на баланс РЭСа и обслуживаются по договору с сельисполкомом.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— Если сети и так на балансе РЭСа, какой смысл заключать договор?

Александр ЮРКЕВИЧ:

— На поставку электроэнергии и техническое обслуживание. В 2003 году у нас была проведена полная инвентаризация, все сети приведены в порядок, сегодня там проблем нет. Но вот средств, выделяемых на уличное освещение и обслуживание, всегда недостаточно. В 2005 году у нас планом было предусмотрено на эти цели 83,5 млн рублей, дополнительно пришлось изыскивать 11 млн. В 2006-м — кроме заложенных в бюджет 103 млн, мы еще потратили 16 млн. Сегодня в стране существуют установленные нормативы на техобслуживание и ремонт электросетей. У меня такое предложение: внести в тариф на отпуск электроэнергии ту сумму, которая идет на тех-обслуживание.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— С точки зрения классической экономики, если у юридического лица находится на балансе какое-то имущество, то балансосодержатель несет и все расходы по его эксплуатации. В моем понимании сельисполком должен заключать договор с «Энергосбытом» на отпуск электроэнергии и в соответствии со счетчиком платить. Точка. Еще вопрос: что будет, если сельские исполкомы перестанут проводить работу по охране электросетей; ведь РЭС из района не доедет до каждой деревни приструнить хулигана, который разбивает лампочку? Здесь надо как-то этот вопрос продумать.

Александр ЮРКЕВИЧ:

— У нас примерно 30 процентов затрат, предусмотренных в бюджете на уличное освещение, идет на техническое обслуживание. Потому мы и предлагаем заложить эти расходы в тариф на электроэнергию. Все равно ведь этим будет заниматься РЭС, и он понесет определенные затраты.

По системе водообеспечения и водоотведения особых вопросов нет. Многое мы уже передали (изыскали деньги в районе). На то, что осталось передать на баланс, нужно 170 млн, в том числе 41 млн на ПСД. Вообще-то хотелось, чтобы этот вопрос решился централизованно и из республиканского бюджета хозяйствам были выделены средства для оформления документации на передаваемые объекты. С дорогами самый сложный вопрос. Мы не просим «Брестоблдорстрой» принять на баланс больше тысячи наших внутри- и межхозяйственных дорог. Но там, где через населенный пункт проходит транзитная дорога, принадлежащая, например, «Брестоблдорстрою», эта организация могла бы обслужить — по договору и за оплату — и все остальные улицы.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— Логично. Заключить договора с ДРСУ и тогда не нужно создавать участки ЖКХ, которые все равно работали бы параллельно с «дорожниками». В таком случае было бы хоть какое-то единообразие.

Председатель Щучинского райисполкома Сергей УШКЕВИЧ:

— В течение месяца мы примем решение о передаче на баланс специализированных организаций систем водообеспечения и водоотведения. При оплате за изготовление документации мы подходили дифференцированно: крепкие хозяйства находили деньги сами, тем, что победнее, помогали «коммунальщики» или мы из своего резервного фонда. С дорогами пока вопрос не решен.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— С транзитными дорогами все понятно — они у «дорожников». Речь идет об улицах населенных пунктов. В крупных городах и райцентрах их обслуживают коммунальные службы. Но история нашего развития такова, что раньше «коммунальщикам» никто не ставил задачу идти дальше районного центра. На селе в рамках агропрома пытались создавать собственные структуры. Некоторые хозяйства до сих пор имеют свои коммунальные службы. В конечном итоге и туда должны прийти «коммунальщики», но пока они не в состоянии. Им бы с агрогородками разобраться. Поэтому сегодня приемлемое решение: отдать обслуживание улиц населенных пунктов по договору (за финансы местной власти) специализированным дорожным организациям.

Генеральный директор РУП электроэнергетики «Могилевэнерго» Владимир СЕРГЕЕВ:

— В марте 2005 года областной Совет и обл-исполком согласовали порядок, на основании которого были системно заключены договора и налажена работа, которая и сегодня ведется без сбоев. Предотвращен ряд потенциальных трат. У «Могилевэнерго» сегодня 2 вида договоров. Один — на поставку электроэнергии, он был всегда. Второй — принципиально новый. В нем заказчик (сельисполком) оговаривает, сколько он хочет лампочек и показывает на схеме населенного пункта, где именно они должны быть (у колодца, у магазина и т.д.). Завтра заказчик может сказать: хочу четвертую или нам достаточно двух. Пожалуйста! Заключаем новый договор и все. Далее, староста населенного пункта уполномочен делать нам заявку. Но будет ли он ее делать на одну перегоревшую лампочку? Не всегда. Он знает, что районные электросети по своему графику приедут и все заменят. Бригада прибудет, лампочку у старосты получит, заменит, проверит. Никаких счетов при этом не выставляется. Подчеркну: энергосистема заканчивается на патроне светильника. Лампочка — это уже потребление.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— А светильник?

Владимир СЕРГЕЕВ:

— Это наша собственность. Мы были инициаторами и исполнителями замены обычных ламп накаливания на светильники других типов. Уже заменили свыше 7 тысяч светильников (примерно 55 процентов) и к концу года планируем эту работу завершить. Подобные меры сократят потребление энергии вдвое. Далее, параллельно с фотореле мы разработали систему ручного управления уличным освещением. У старосты — решением местного Совета — имеется право отключать освещение, когда потребуется. Замечу, это делает представитель заказчика, а не «Могилевэнерго». Кроме того, в борьбе за экономию нас просят смонтировать такое реле времени, которое отключалось бы, скажем, в час ночи и включалось в четыре утра, а потом снова выключалось с наступлением светового дня. Мы считаем подобный подход не совсем законным: нет у нас в стране такого документа, который бы разрешал в ночное время отключать уличное освещение. Поэтому мы предложили: если местный Совет или исполком примут такое решение, мы реле смонтируем.

Председатель Могилевского областного Совета депутатов, член Совета по взаимодействию Владимир ПАНТЮХОВ:

— Дополню дорожную картину по области. Мы долго спорили и все-таки пришли к выводу: все бесхозные дороги (а именно 3329 км) передать «дорожникам». Только в 221 агрогородке по мере их строительства будут создаваться участки ЖКХ, которые в том числе будут обслуживать и улицы. Мы, конечно, понимаем, что главный вопрос — финансовый. Будем изыскивать средства в области, а при формировании бюджета на 2008 год заложим эти позиции и туда. Наши «дорожники» были против, но законодательная и исполнительная власть единодушно постановили: дороги передать на баланс «дорожникам».

Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Владимир БЕЛОХВОСТОВ:

— Что касается систем водоснабжения и канализации, их приемка на баланс ведется без особых проблем. Даже при отсутствии документации (что наблюдается в 80 процентах случаев). На местах принимают решение передать систему на баланс по акту приемки (с указанием стоимости объекта), который одновременно является и дефектным актом. В принципе это выход. Мы уже напринимали объектов на 123 млрд рублей. Это примерно 36 процентов от тех объемов, которые мы обслуживали до того.

Тут говорилось о тарифах на воду. Для населения их устанавливает правительство, для юридических лиц — областные комиссии. Платить надо. В себестоимости сельхозпродукции затраты на воду составляют от 0,3 до 4,5 процента. Что касается кладбищ и аварийных деревьев, чем быстрее нам передадут их на баланс, тем быстрее мы войдем в системную работу. По дорогам. В отличие от города, на селе нет четких границ. У нас пока имеется только два официальных документа — генплан населенного пункта (он есть в каждом райцентре) и паспорт агрогородка. В обоих случаях обозначены четкие границы. Здесь — работа «коммунальщиков». В других населенных пунктах заканчивается улица, начинается дорога на ферму, та в свою очередь перетекает в сквозную дорогу, к райцентру и т.д. Никаких границ нет. Думаю, области придут к одному решению — передавать такие дороги в коммунальную собственность ДРСУ. У них есть и техника, и специалисты. А создавать искусственные границы и назначать нескольких хозяев — нерационально. Так нельзя делать. Последнее: хотел бы предложить в бюджетную статью расходов, предусмотренных на благоустройство, закладывать средства на приведение передаваемых объектов в технически исправное состояние. Пусть это будет небольшая сумма. Сразу много не дадут. Но это будет база, которую со временем можно будет наращивать.

Председатель Гродненского областного Совета депутатов, член Совета по взаимодействию Аркадий КАРПУТЬ:

— К выполнению пункта 8.2 Указа № 21 мы приступили, но для приведения в порядок документации нам нужно 8 млрд рублей. Где их взять? Вношу предложение: при принятии закона о бюджете дать областным Советам право формировать специальный целевой фонд. Общими усилиями мы бы «подтянули» инфраструктуру и по системам водообеспечения, и по кательным и т.д. Здесь звучало предложение внести в тарифы на электроэнергию еще и расходы на обслуживание. Это не город, а село. Тариф и так высокий. Может, есть смысл для села его уменьшить?

Генеральный директор ГПО электроэнергетики «Белэнерго» Сергей БЕЛЫЙ:

— В 2003-м году в сельской местности работало 33 процента уличного освещения. На сегодня мы, энергетики, восстановили все полностью. Заменили 116 тысяч светильников, потратили на это 14 млрд рублей. Наладили систему эксплуатации. Еще раз отмечу: светильник, узкорегулирующая аппаратура, все линии электропередач — это республиканская собственность концерна «Белэнерго». Граница раздела — патрон и лампочка. К вопросу о тарифах. Да, платить за электроэнергию дорого, но виноваты не мы. Посмотрите, сколько стоит газ. За первые 6 месяцев этого года мы отпустили сельским Советам электроэнергии на 8,1 млрд рублей, а получили от них 6,7 млрд. Обеспокоенность вызывает тот факт, что местными бюджетами не полностью предусматриваются средства на оплату уличного освещения, хотя эти затраты должны закладываться. Далее, здесь прозвучала мысль, что в агрогородках, где создаются участки ЖКХ, и в крупных хозяйствах есть свои электрики. Когда от райцентра до деревни, где перегорела лампочка, 50 км, то, конечно, дешевле было бы не гнать туда машину, а задействовать местного электрика. Это следующий этап. На данном этапе, я считаю, мы поступили правильно. Мы — мощное ведомство и взяли всю проблему на себя. Из услышанного сегодня я сделал вывод, что есть моменты, где нам нужно внести нормативные изменения. С этим мы поработаем.

Заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир НАДТОЧАЕВ:

— Хочу обратить ваше внимание вот на что. Бюджетные ассигнования в том числе и на благоустройство определяются Минфином расчетным путем, но уже сегодня многие районы «распечатали» деньги 4-го квартала. Вообще ситуация с финансированием в этом году очень сложная. Теперь по сетям водоснабжения. Примерно 70 процентов их у нас уже переданы на баланс, но параллельно с этим мы стараемся проводить вот какую работу. Ежегодно в областной бюджет закладываем 15—20 млрд рублей на разделение производственных и социальных сетей. В 9 районах эта работа уже завершена. Дело в том, что система перекрестного субсидирования до сих пор существует. Тарифы для населения устанавливает правительство и мы не имеем права их повышать. Основные затраты ложатся на предприятия, а в сельской местности оно как правило одно — СПК. Получается, что для хозяйства, если оно покупает воду у коммунальных служб, вода стоит в 5—10 раз дороже, чем для населения. Поэтому руководители предприятий АПК сегодня блокируют процесс передачи систем водообеспечения. Вот зачем нужна работа по разделению «социалки» и «производства». Мы просто не станем передавать «коммунальщикам» те скважины, которые обслуживают хозяйства. И еще один важный вопрос — по дорогам. У нас улицы населенных пунктов, через которые проходят транзитные дороги, дорожные службы принимать на свой баланс отказываются. А также дороги между населенными пунктами, например, агрогородком и прилегающими к нему деревнями.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— Передача дорог между населенными пунктами ни у кого не вызывает сомнений. По этому вопросу в принципе нет возражений. И присутствующие здесь дорожники со мной согласны. Остальное — дело техники.

Заместитель председателя Минского облисполкома Анатолий МИРЧУК:

— По уличному освещению у нас вопрос по таким городам, как Молодечно, Борисов. Там у них имеется своя служба «Гор-свет», которая находится на балансе у «коммунальщиков». Едешь по городу — не горит лампочка. У кого она на балансе — у энергетиков или «коммунальщиков»? Хозяин должен быть один. Вплоть до лампочки. По дорогам: у нас в области 34 тысячи км дорог. Из них на балансе дорожных организаций — 18 тысяч км. Проанализируем территории сельсоветов. В 5215 населенных пунктах 6360 км улиц и транзитных дорог. Только 306 км «транзитов» принимают на баланс областные «дорожники», остальное, ссылаясь на действующую нормативно-правовую базу по дорожному хозяйству, они принимать отказываются. Мы создаем участки ЖКХ (за 2 года их появилось 70). Но давайте признаем, что у коммунальной службы сегодня нет ни грейдеров, ни асфальтоукладчиков, ни катков. Что делать? Нанимать «дорожников» обслуживать улицы? Предлагаю: внести в соответствующий закон о дорожном хозяйстве дополнение касательно улиц населенных пунктов, в котором четко оговаривалось бы их содержание и обслуживание.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимир СОСНОВСКИЙ:

— У нас в стране сегодня 23784 сельских населенных пункта. В них находится 48,1 тысячи км дорог и улиц. Из них на балансе дорожных организаций 19 тысяч км. В соответствии с законодательством мы должны принять еще 583 км. Мы — не бедное ведомство, мы обслуживаем имущество, составляющее 8 процентов основных фондов страны. Но и у нас есть свои проблемы, которые надо учитывать при решении вопроса о передаче. За последние 16 лет размер дорожного фонда остался практически на том же уровне, в то время как количество транспортных средств выросло с 1,6 млн до 3 млн, протяженность дорог — с 49 тысяч км до 83 тысяч, а стоимость основных материалов в 3—10 раз. По поводу участков ЖКХ в агрогородках. Когда они разовьются, они сами будут стремиться нарастить объемы и сами пойдут в населенные пункты. Если им, конечно, за это будут платить. Пока что я поддерживаю прозвучавшее здесь предложение отдать «дорожникам» на договорной основе содержание улиц и нетранзитных дорог.

Геннадий НОВИЦКИЙ:

— Подведу итоги. Цель, которую мы ставили, организовывая «круглый стол», достигнута. Мы уяснили истинное положение дел по интересующим нас вопросам, обратили на них внимание исполнительной власти всех уровней, обменялись положительным опытом. Кроме того, в ходе обсуждения вырисовалась одна проблема: у нас явное расхождение между задачами, поставленными в Указе № 21, и финансами. Эту информацию необходимо будет с соответствующими аргументами довести до правительства.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Обсуждению наиболее проблемных моментов, до сих пор тормозящих реализацию Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 года № 21 «О повышен
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика