21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У итальянцев есть хорошая традиция: накануне Нового года выбрасывать отслужившие свой век старые вещи. Да и психологи советуют таким способом освобожд
 
 
 

ПРАЗДНИК РОДНОГО ГОРОДА

26.08.2009 09:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ПРАЗДНИК РОДНОГО ГОРОДА
У итальянцев есть хорошая традиция: накануне Нового года выбрасывать отслужившие свой век старые вещи. Да и психологи советуют таким способом освобождаться от гнета минувших дней. Но накануне юбилея Минска (пусть и не очень «круглого») мы с интересом вглядываемся в прошлое своей столицы -- информация о всевозможных раскопках и сопутствующих им находках сегодня очень востребована и актуальна. Впрочем, для того, чтобы изучить историю родного города, быть археологом совсем не обязательно. Многое могут рассказать самые, казалось бы, обыкновенные вещи.
Так, к примеру, в «недрах» нашей квартиры, среди множества книг и документов, хранится карта Минска, изданная в конце 60-х годов прошлого столетия. Для истории это не срок -- мы с картой почти ровесницы. Но если внимательно взглянуть на пожелтевший лист бумаги, перемены, происшедшие с городом, станут видны «невооруженным глазом» -- на карте нет целых микрорайонов, без которых мы просто не можем представить себе современный город. Помилуйте, где Серебрянка? Где Слепянская водная система, любимое место отдыха многих минчан? Почему вместо Зеленого Луга на карту нанесена деревня? Где Уручье, Юго-Запад, Шабаны, Красный Бор?...

К числу, казалось бы, ненужных раритетов можно отнести и небольшого формата справочник «Минск», изданный в 1967 году, в год 900-летия белорусской столицы. Какая от него сегодня польза? Теоретически -- никакой. Где вы видели пятизначные телефонные номера? Тут даже добавление пресловутой «двойки» не поможет, ведь число телефонных станций в сегодняшнем Минске приближается к полутора сотням, и это не считая операторов мобильной связи. А с другой стороны, 1967 год не так уж и далек от нас -- это молодость многих минчан: наших родителей или чье-то босоногое детство. И с помощью маленького телефонного справочника можно узнать многое о жизни нашего города в конце шестидесятых, сравнить Минск того времени с Минском сегодняшним.

«Минск разрастается вширь. Он вберет в себя территории ряда окрестных районов и площадь города составит вместе с ними около 19 тысяч гектаров…

… Около 2,5 миллиона квадратных метров жилой площади добавится в Минске в нынешней пятилетке, а также 35 школ, детских дошкольных учреждений…

… Запроектирована Вилейско-Минская водная система…

… Минск в ближайшие годы по числу жителей станет городом-миллионером…»

Кажется, все это было недавно. В одно прекрасное лето, вернувшись в город после школьных каникул, мы бегали в гости к друзьям, живущим на последних этажах девятиэтажек, чтобы посмотреть на выросший как по мановению волшебной палочки микрорайон Уручье. Еще через пару лет прощались с родной школой наши одноклассники, переезжавшие вместе с родителями жить на «далекий Запад» и еще более дальний Юго-Запад…

А сегодня наш уже почти двухмиллионный город по-прежнему разрастается вширь, вбирая в себя окрестные территории. И его площадь составляет уже не 19, а более 25 тысяч гектаров. Названия бывших деревень превращаются в названия улиц, а к бывшим сельчанам одновременно со статусом столичных жителей приходят и столичные удобства. На карте города появились новые микрорайоны, а к капитальному ремонту постепенно готовятся не только постройки конца 60-х, но и более современные здания.

Одновременно с новыми домами в городе постоянно строятся новые школы и детские дошкольные учреждения. И если в 1967 году в Минске было 97 школ, то сегодня их число перевалило за две с половиной сотни. В несколько раз увеличилось количество детских музыкальных школ: вместо трех, работавших в городе 40 лет назад, их стало почти два десятка. А вот школ рабочей молодежи, так называемых вечерних, стало гораздо меньше: сегодняшние молодые люди в подавляющем большинстве имеют возможность получить среднее образование в обычных школах, не совмещая учебу с работой. Зато появились воскресные школы при храмах -- в конце 60-х годов в городе таких не было.

Давным-давно построена Вилейско-Минская водная система, снабжающая водой некоторые районы города, а северо-восточную его часть украсила Слепянская водная система, ставшая любимым местом отдыха многих горожан.

Время внесло свои коррективы и в городскую промышленность. Разумеется, наши всемирно известные промышленные гиганты, такие как автомобильный и тракторный заводы остались на своем месте. Но знаете ли вы, где в 1967 году находился минский завод авторучек? Увы, с карты города исчез даже 2-й Тарасовский переулок, где размещалось данное предприятие, а людей, пользующихся сегодня авторучками, наверное, можно пересчитать по пальцам.

Изменилась и служба быта. Сорок лет назад в нашем городе было пять мастерских, занимавшихся ремонтом исключительно керогазов, керосинок и примусов, и двадцать приемных пунктов по ремонту «трикотажных изделий, носков, поднятия петель капроновых чулок»! Говорят, что к хорошему человек привыкает быстро, и, жалуясь на определенные материальные сложности и постоянный рост цен на те или иные товары, мы даже не задумываемся о том, что у нас в квартирах (и даже на дачах!) стоят не керосинки, а удобные газовые и электрические плиты, а рваные носки и колготки большинство из нас выбрасывает в мусорное ведро, не утруждая себя ремонтом столь доступных по цене изделий. Экзотикой стала для нас и перелицовка верхней одежды. А городская служба быта осваивает другие, более востребованные «специальности», такие как ремонт микроволновок, сотовых телефонов, чистку натуральных шуб и дубленок.

«Дальнейшее развитие получит городской транспорт. Минчанину не придется тратить более получаса, чтобы в пределах города очутиться в любом месте…

… Интенсивность уличного движения Минска растет с каждым годом.

… Трамваи, троллейбусы, автобусы, легковые и маршрутные такси ежедневно перевозят свыше 800 тысяч пассажиров.

… За год услугами городского транспорта пользуются свыше 300 миллионов пассажиров. В настоящее время длина троллейбусных путей достигла 84 км, трамвайных -- 64 км…»

К сожалению, статистика свидетельствует, что сегодняшние путешествия по городу очень часто превышают полчаса, столь вожделенные сорок лет назад. С другой стороны, тогда мы даже не мечтали о метро, а сегодня это привычный и удобный вид транспорта, перевозящий по своим двум линиям сотни миллионов пассажиров ежегодно. Уже выросло целое поколение, не представляющее себе жизни без метро. Скорого ввода новых станций с нетерпением ждут жители такого, казалось бы, «молодого» района как Уручье, и не за горами тот день, когда реальностью станут наши мечты о третьей линии метрополитена

Изменилась и структура более традиционного городского транспорта. Если в 1967 году минчан обслуживали всего 9 троллейбусных, 7 трамвайных и 44 автобусных маршрута, то сегодня это около сотни автобусных и более 60-ти троллейбусных маршрутов, а общая протяженность их «дорог» составляет более 300 км троллейбусных и более 2000 км автобусных линий. «Вне времени» оказался только минский трамвай: неизменным осталось количество его маршрутов, правда, длина рельсовых путей сократилась практически вдвое -- вместо былых 64-х всего лишь 31 километр. Давно прошли те времена, когда трамвай был основным транспортом Минска и кондукторша продавала 30-копеечные билетики, когда старенькие довоенные сцепки громыхали по улице Советской, а новенькие, сверкающие краской вагончики проезжали по Сталинскому проспекту, делали круг на нынешней площади Калинина и бежали назад. Перемены, происшедшие с минскими улицами и столичным транспортом, становятся особенно заметными, если взглянуть на старые фотографии, собранные энтузиастами из филиала «Трамвайный парк» столичного КУП «Минсктранс». Вот -- трамвай, резво бегущий по еще строящейся площади Победы, вот -- он же напротив Президиума Академии наук. Вот -- конка, а вот -- и вовсе древний вагончик, перебирающийся по мостику через речку. Эти времена давно ушли в прошлое, и напоминает о них лишь старый вагончик, «поселившийся» на территории трамвайного депо и переоборудованный под музей. Но и сейчас трамвай развозит по своим 9 маршрутам более 72 миллионов пассажиров в год.

Но самые заметные количественные изменения произошли в информационной сфере. В 1967 году в Минске выходили (на русском и белорусском языках) 30 газет и 35 журналов и изданий журнального типа, работал Комитет по телевидению и радиовещанию. Сегодня же минчане могут почерпнуть информацию более чем из 300 журналов и 700 газет, издающихся в городе, передач 4-х отечественных телестудий, находящихся в Минске, и многочисленных радиостанций. Это уже информация из нового справочника для минчан -- куда более объемного, нежели его «родитель». Так что, похоже, «новогоднюю» очистку квартиры нужно делать с умом -- кто знает, возможно, вещь абсолютно бесполезная сегодня через несколько лет станет уникальным раритетом. И не исключено, что спустя еще сорок лет собранная в новом справочнике информация станет бесценным учебником истории для наших детей и внуков.

Автор благодарит сотрудников филиала «Трамвайный парк» КУП «Минсктранс» за помощь в подготовке материала.
Екатерина ЦИРКУН

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика