Рыцарь кисти и любимого города
Рыцарь кисти и любимого города
Говорят, художники проживают три жизни. Первую - собственную, вторую - в своих полотнах, третью - в памяти благодарных людей. Но так бывает только с великими мастерами. К примеру, такими, как народный художник СССР, почетный гражданин Минска Михаил Савицкий Алла КАЗАКОВА - Раскрывать тему через портреты сложнее всего, - поясняет Михаил Андреевич. - Каждое лицо должно быть интересным, ярким. В основе сюжета этой картины - история малолетних узников, которые содержались в одном из лагерей под Марьиной Горкой. У детворы брали кровь, причем в таком количестве, что малыши сразу умирали. По некоторым данным, там погибло около трех тысяч детей. Когда несколько лет назад я узнал о злодеяниях немцев под Марьиной Горкой, был потрясен. Михаил Савицкий и сам пережил ужасы войны. Воевал под Севастополем: после восьми месяцев непрерывных боев попал в плен. Сначала были лагеря в Симферополе, Херсоне, Николаеве. Затем в эшелоне с военнопленными Савицкого привезли в Германию. Через два года вместе с товарищами он совершил побег из лагеря в Дюссельдорфе, но в Бельгии их задержали. Всего было четыре попытки бежать, работа на немецких заводах, Бухенвальд, каторжный труд на каменоломнях Ордурфа, тифозный барак в Дахау. Символ эпохи - Каждый день видел издевательства нацистов, смерть и страдания людей, - рассказывает художник. - Помню и момент освобождения. Я тогда находился в бараке и потерял сознание, а когда очнулся, увидел, что нас фотографируют американские журналисты. Солдаты из лучших побуждений поставили перед нами тушенку: банку на двоих. Я попробовал - меня тут же вывернуло, вокруг корчились от боли в животе и мои товарищи по несчастью. Многие из них умерли в тот же день - долгожданная и вкусная пища сыграла роковую роль. Савицкий по праву считается художником, сумевшим эпически запечатлеть в своих полотнах страшнейшую трагедию XX века. А еще его называют рыцарем, который служит людям и постоянно беспокоится о них. О проблемах нынешнего столетия художник говорит с не меньшей болью, чем о прошедших горестях. И об этом свидетельствуют его новые картины. Своеобразным символом эпохи давно стало его полотно «Партизанская мадонна», написанное в 1967 году. Кстати, эта картина находится в постоянной экспозиции в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Немало работ Савицкого также хранится в фондах Национального художественного музея Беларуси, Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (серию работ из цикла «Цифры на сердце» художник подарил музею). У Михаила Савицкого немало новых замыслов. Его работоспособности удивляются даже коллеги. Друг живописца, народный художник Беларуси Георгий Поплавский, рассказывает, что раньше по Савицкому можно было сверять часы. Что бы ни случилось, в восемь утра Михаил Андреевич уже в мастерской. Он и сегодня, как в былые годы, старается соблюдать четкий распорядок. Художник всегда встает в семь утра, ложится спать в три ночи. И почти все время, без отпусков и выходных, проводит в мастерской. «Отдых - не для меня» - Как-то один из моих учеников уговорил провести пару дней на природе, немного развеяться, - вспоминает Савицкий. - Но я быстро вернулся домой: отдых - не для меня. Единственное исключение - сбор грибов, в которых хорошо разбираюсь с детства. Иногда отправляюсь с друзьями в лес. В прошлом году это случилось только однажды. Да и то меня умудрились… потерять. В итоге дорогу я нашел сам, но все тогда страшно перепугались, не знали, что делать. Художник любит и в саду поработать. Правда, в последнее время делает это редко: подводит здоровье. А еще пару лет назад он сам подрезал деревья, сажал яблони, груши… - У меня изумительные сорта, - признается Михаил Андреевич. - Есть даже старинная малиновка. Сейчас у садоводов в основном гибриды. А ведь настоящее яблоко должно быть без примесей. По-моему, это самый замечательный плод на земле, по вкусу никакой другой с ним сравниться не может. Рассказал Михаил Савицкий и о других малоизвестных подробностях своей жизни. Оказывается, в доме у него живут одиннадцать собак. - Я сам варю им еду, - говорит Михаил Андреевич. - Мои любимцы непривередливы, с удовольствием едят даже обычную кашу. Гражданин мира и Минска Меньше всего Михаил Андреевич беспокоится о званиях и наградах. И никогда их не носит. - Все мои награды лежат в коробочке, - поясняет художник, - среди них и орден Андрея Первозванного - за вклад в российскую культуру. Мастерскую мэтра лично посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко. Глава государства вручил Савицкому орден Франциска Скорины за номером 1. Портрет почетного гражданина Минска написал народный художник Беларуси Владимир Стельмашонок - на полотне Михаил Андреевич запечатлен молодым и счастливым. - Никогда не думал о призах, победах и лаврах, - признается художник. - Просто всю жизнь работал, старался рассказать людям о том, что видел и пережил сам. Мы должны лучше относиться друг к другу. В послевоенные годы все было немного иначе. Мне кажется, тогда даже больше улыбались. Вернуть бы эту детскую веру в лучшее! Я искренне люблю свой город, горжусь им и желаю ему благополучия. Со своей стороны готов сделать для минчан все, что могу. А звание почетного гражданина Минска считаю самой высокой наградой. Творчество Савицкого знают и любят во всем мире. Его работы демонстрировались в Брюсселе, Монреале, Осаке, Париже, Венеции. Белорусского мастера признали великим современным художником, воплотившим в своих полотнах «всю трагедию человечества». На недавно прошедшей в Таллине выставке Савицкого назвали королем белорусской живописи. Поехать на церемонию открытия живописец не смог, но обратился к зрителям с видеоэкрана. - Политики разъединяют людей, - подчеркнул в своей речи Михаил Савицкий. - А искусство объединяет. И так будет всегда. Я в это свято верю…
Справка «МК» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Говорят, художники проживают три жизни. Первую - собственную, вторую - в своих полотнах, третью - в памяти благодарных людей. Но так бывает только с в
|
|