Миллионер Петр Кострома
Миллионер Петр Кострома
Со старого черно-белого снимка улыбаются рабочие. На головах у них каски, в руках - отбойные молотки. Это тоннельный отряд № 1. Они были первыми, кто строил минское метро. На других фотографиях - маркшейдеры, сварщики, монтажники. Вот молодой сварщик оторвался на минуту от работы, приподнял защитную каску и весело помахал рукой в объектив. Вот рабочие укладывают первое звено железнодорожного пути метрополитена. Миловидная девушка в строительной робе старательно вырисовывает белой краской на куске рельса эту памятную дату - «6. XI. 1981 г.». А вот снимок проспекта Независимости сверху (в 80-е годы он назывался проспектом Ленина), только вместо проезжей части - огромный длинный котлован, трубы, арматура. А на следующем фото - уже готовая станция метро. Пока безлюдная - для пассажиров она откроется через несколько дней… Инна ПОЛЮХОВИЧ «Стройка века» Началась уникальная фотолетопись тридцать лет назад - 16 июня 1977 года - в тот день в котлован на месте будущей станции «Парк Челюскинцев» была забита первая свая. - Работал тогда только один тоннельный отряд, - рассказывает Петр Васильевич. - Но стройка расширялась, столице требовались рабочие руки, и в Минск приглашали специалистов со всего Советского Союза - строителей, шахтеров. Позвали и меня. Конечно, я согласился. Во-первых, грех не поучаствовать в такой масштабной стройке - недаром многие горожане называли ее стройкой века. К тому же меня давно тянуло в родную Беларусь - я ведь родом из Гомельской области. На строительстве подземки Петр Кострома был проходчиком. «Разрабатывал котлован с отбойным молотком в руках... Это был тяжелый черный труд», - вспоминает он. Но и хобби Петр Васильевич не забросил - увлеченно и добросовестно фотографировал самые яркие и интересные моменты стройки. А спустя полгода рабочего Кострому перевели в штатные летописцы Минского метрополитена. Так увлечение Петра Васильевича стало его профессией. Закрыть - не закрыть? История не допускает сослагательного наклонения, и всяческие если бы в ней неуместны. Между тем строительство минской подземки могло быть… приостановлено на долгие годы! В начале 80-х годов в Москве всерьез рассматривали вариант консервации стройки - дескать, нет средств на ее завершение. А в это время белорусская столица напоминала поле, вспаханное открытыми котлованами будущего метро. Проспект Ленина был полностью вскрыт, здесь уже вбили сваи, начали прокладывать тоннели. Минчане жили радостным ожиданием - еще бы, в городе появится подземка! А тут - законсервировать! Городские власти решили строительство метрополитена отстоять. - Нужно было доказать, что консервация стройки обойдется дороже, чем ее завершение, - рассказывает Петр Кострома. - Пока специалисты делали обоснование, а чиновники собирали необходимую документацию, мне поручили сделать снимки незавершенной стройки. Эти фотографии вошли в пакет документов, отправленных на рассмотрение в Москву. Что было на снимках? Недостроенные станции, тоннели, разрытые улицы… Особенно удручающе выглядел проспект Ленина - казалось, что он попал под бомбежку. Думается, фотографии полуразрушенного Минска оказались не менее красноречивыми, чем инженерные подсчеты. Вскоре пришла депеша из Москвы: «Строительство минского метро - завершить». Город под городом Неподалеку от станции метро «Немига» много веков назад стоял деревянный замок. В 70-е годы прошлого века археологи хотели возобновить начатые в 50-х раскопки, но, увы, сделать это было почти невозможно: для этого пришлось бы перекрыть немалый участок в центре Минска. Научным исследованиям помогли метростроевцы. Когда уже забили первые сваи и принялись снимать грунт, из-под земли показались старые бревна - то самое замчище! Вот тогда-то за дело и принялись археологи Академии наук. Раскопки длились около года. Чего там только не нашли! И предметы обихода, и домашнюю утварь, и украшения… Часть раскопанного замчища планировали сделать… музеем - поместить его под стеклянный купол возле Дома физкультуры, что на нынешнем проспекте Победителей. Этакий кусочек старого Минска в центре Минска современного. Увы, оригинальному проекту не суждено было осуществиться. Почему - так и осталось тайной… Двойное решение По первоначальному проекту станция метро «Немига» должна была располагаться несколько иначе. Изначально планировалось, что тоннели пройдут непосредственно под Свято-Духовым кафедральным собором. - Собор нуждался в реконструкции еще до строительства метро. А когда работы начались, стало ясно: собор под угрозой разрушения - тоннели могут уничтожить бесценный памятник архитектуры, - вспоминает Петр Васильевич. - Я получил задание сделать фотографии. А снимать было что: в подвале храма - трещины на стенах, тяжи, которые «держат» здание, - на ладан дышат. Эти снимки отправили в Совет Министров. В результате власти приняли сразу два решения: собор - отреставрировать, а станцию метро - повернуть на несколько градусов, чтобы тоннели прошли не под храмом, а возле него. Повернули. Но тогда на пути стройки оказалось другое здание - наполовину деревянное, с полусгнившими лестничными пролетами. Попробовали его укрепить, а оно все равно рушится! В конце концов пришлось строение снести. Сейчас на этом месте неподалеку от собора прогулочные дорожки, скамейки - минчане с удовольствием здесь отдыхают. И река остановилась… Тоннель между станциями метро «Площадь Победы» и «Октябрьская» проходит прямо под Свислочью. Причем расстояние между руслом реки и тоннелем не очень большое. Чтобы Свислочь не подмочила стройке репутацию - в прямом смысле этого слова - воду требовалось «обезвредить». Но как? Решили было заморозить грунт, даже привезли специальное оборудование. Но этот способ требовал времени и денег. Нашли другой выход. На этом участке реку перекрыли, спустили воду, затем временно уложили трубы диаметром больше метра, засыпали глиной. А после пустили реку снова, но уже по этим трубам. Теперь вода была метростроевцам не страшна. Но возникла вторая проблема: во время прокладки тоннеля рабочие натолкнулись на железобетонные сваи - основание старого моста. По всей вероятности, он был разрушен еще во время войны. Основание, надо отметить, было сделано на славу - чтобы его сокрушить и проложить тоннель, строителям понадобился не один день. Полностью фундамент так и не убрали - «тело» старого моста пронизывает часть тоннелей между «Площадью Победы» и «Октябрьской»… «Сюрпризы» земли Во время строительства станции метро «Первомайская» специалисты столкнулись с неожиданной проблемой: только успели проложить тюбинги - чугунные кольца, которые станут тоннелями метро, как вдруг начали покрываться плесенью, ржаветь, на трубах появился белый налет, похожий на накипь. «Что случилось?» - недоумевали метростроевцы. Оказалось, причина - в кожевенном заводе, который находился на поверхности неподалеку от строящейся станции. Ядовитые химикаты, которыми обрабатывали кожу, многие годы проникали в почву. Земля в том месте была буквально пропитана вредными веществами, отравлена! От этой «начинки» начал разрушаться даже чугун. Экологи провели исследования и посоветовали снести завод - слишком он опасен для окружающей среды. Предприятие убрали, но проблема оставалась: что делать с зараженной почвой? Тогда метростроевцы вскрыли тоннель между станциями метро «Пролетарская» и «Первомайская». Загрязненную землю вывезли, а вместо нее засыпали новую, «здоровую». Опасные находки Самой «опасной» оказалась станция метро «Институт культуры». Когда принялись рыть котлован для ее строительства, натолкнулись на склад боеприпасов! - Немедленно перекрыли близлежащую территорию. На то место никого не пускали. Оно и понятно - если бы произошел взрыв, пострадать могло полрайона! Поэтому у меня даже не было возможности сделать снимки, - вспоминает Петр Кострома. - Это единственное событие, связанное со строительством метро, которое я не запечатлел на пленку. К месту опасной находки сразу прибыли саперы. Нашли очень много немецких снарядов, оружия… Боеприпасы вывезли на полигон и уничтожили. Строительство метро продолжилось…
СПРАВКА «МК»
Петр Васильевич Кострома родился 7 ноября 1934 года в деревне Володарск Речицкого района Гомельской области. Окончив школу, работал на Речицком судостроительном заводе. В 1955 году по студенческой путевке уехал в Казахстан на освоение целинных и залежных земель. Позже трудился навалоотбойщиком и помощником машиниста угольного комбайна в карагандинских шахтах. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Со старого черно-белого снимка улыбаются рабочие. На головах у них каски, в руках - отбойные молотки. Это тоннельный отряд № 1. Они были первыми, кто
|
|