21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Миллионер Петр Кострома

26.08.2009 09:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Миллионер Петр Кострома

Со старого черно-белого снимка улыбаются рабочие. На головах у них каски, в руках - отбойные молотки. Это тоннельный отряд № 1. Они были первыми, кто строил минское метро. На других фотографиях - маркшейдеры, сварщики, монтажники. Вот молодой сварщик оторвался на минуту от работы, приподнял защитную каску и весело помахал рукой в объектив. Вот рабочие укладывают первое звено железнодорожного пути метрополитена. Миловидная девушка в строительной робе старательно вырисовывает белой краской на куске рельса эту памятную дату - «6. XI. 1981 г.». А вот снимок проспекта Независимости сверху (в 80-е годы он назывался проспектом Ленина), только вместо проезжей части - огромный длинный котлован, трубы, арматура. А на следующем фото - уже готовая станция метро. Пока безлюдная - для пассажиров она откроется через несколько дней…

Инна ПОЛЮХОВИЧ

Такой видел столичную подземку Петр Васильевич Кострома. Талантливейший фотограф, он 18 лет вел фотолетопись строительства Минского метрополитена. Недаром в названии статьи мы назвали Петра Васильевича миллионером - за эти годы он сделал около миллиона снимков! Многие кадры по-настоящему редки, иные - и вовсе уникальны. И за каждым снимком - своя история…

«Стройка века»
Началась уникальная фотолетопись тридцать лет назад - 16 июня 1977 года - в тот день в котлован на месте будущей станции «Парк Челюскинцев» была забита первая свая.
- Работал тогда только один тоннельный отряд, - рассказывает Петр Васильевич. - Но стройка расширялась, столице требовались рабочие руки, и в Минск приглашали специалистов со всего Советского Союза - строителей, шахтеров. Позвали и меня. Конечно, я согласился. Во-первых, грех не поучаствовать в такой масштабной стройке - недаром многие горожане называли ее стройкой века. К тому же меня давно тянуло в родную Беларусь - я ведь родом из Гомельской области.
На строительстве подземки Петр Кострома был проходчиком. «Разрабатывал котлован с отбойным молотком в руках... Это был тяжелый черный труд», - вспоминает он. Но и хобби Петр Васильевич не забросил - увлеченно и добросовестно фотографировал самые яркие и интересные моменты стройки. А спустя полгода рабочего Кострому перевели в штатные летописцы Минского метрополитена. Так увлечение Петра Васильевича стало его профессией.

Закрыть - не закрыть?
История не допускает сослагательного наклонения, и всяческие если бы в ней неуместны. Между тем строительство минской подземки могло быть… приостановлено на долгие годы!
В начале 80-х годов в Москве всерьез рассматривали вариант консервации стройки - дескать, нет средств на ее завершение. А в это время белорусская столица напоминала поле, вспаханное открытыми котлованами будущего метро. Проспект Ленина был полностью вскрыт, здесь уже вбили сваи, начали прокладывать тоннели. Минчане жили радостным ожиданием - еще бы, в городе появится подземка! А тут - законсервировать!
Городские власти решили строительство метрополитена отстоять.
- Нужно было доказать, что консервация стройки обойдется дороже, чем ее завершение, - рассказывает Петр Кострома. - Пока специалисты делали обоснование, а чиновники собирали необходимую документацию, мне поручили сделать снимки незавершенной стройки. Эти фотографии вошли в пакет документов, отправленных на рассмотрение в Москву. Что было на снимках? Недостроенные станции, тоннели, разрытые улицы… Особенно удручающе выглядел проспект Ленина - казалось, что он попал под бомбежку.
Думается, фотографии полуразрушенного Минска оказались не менее красноречивыми, чем инженерные подсчеты. Вскоре пришла депеша из Москвы: «Строительство минского метро - завершить».

Город под городом
Неподалеку от станции метро «Немига» много веков назад стоял деревянный замок. В 70-е годы прошлого века археологи хотели возобновить начатые в 50-х раскопки, но, увы, сделать это было почти невозможно: для этого пришлось бы перекрыть немалый участок в центре Минска.
Научным исследованиям помогли метростроевцы. Когда уже забили первые сваи и принялись снимать грунт, из-под земли показались старые бревна - то самое замчище! Вот тогда-то за дело и принялись археологи Академии наук. Раскопки длились около года. Чего там только не нашли! И предметы обихода, и домашнюю утварь, и украшения…
Часть раскопанного замчища планировали сделать… музеем - поместить его под стеклянный купол возле Дома физкультуры, что на нынешнем проспекте Победителей. Этакий кусочек старого Минска в центре Минска современного. Увы, оригинальному проекту не суждено было осуществиться. Почему - так и осталось тайной…
Двойное решение
По первоначальному проекту станция метро «Немига» должна была располагаться несколько иначе. Изначально планировалось, что тоннели пройдут непосредственно под Свято-Духовым кафедральным собором.
- Собор нуждался в реконструкции еще до строительства метро. А когда работы начались, стало ясно: собор под угрозой разрушения - тоннели могут уничтожить бесценный памятник архитектуры, - вспоминает Петр Васильевич. - Я получил задание сделать фотографии. А снимать было что: в подвале храма - трещины на стенах, тяжи, которые «держат» здание, - на ладан дышат. Эти снимки отправили в Совет Министров.
В результате власти приняли сразу два решения: собор - отреставрировать, а станцию метро - повернуть на несколько градусов, чтобы тоннели прошли не под храмом, а возле него.
Повернули. Но тогда на пути стройки оказалось другое здание - наполовину деревянное, с полусгнившими лестничными пролетами. Попробовали его укрепить, а оно все равно рушится! В конце концов пришлось строение снести. Сейчас на этом месте неподалеку от собора прогулочные дорожки, скамейки - минчане с удовольствием здесь отдыхают.

И река остановилась…
Тоннель между станциями метро «Площадь Победы» и «Октябрьская» проходит прямо под Свислочью. Причем расстояние между руслом реки и тоннелем не очень большое. Чтобы Свислочь не подмочила стройке репутацию - в прямом смысле этого слова - воду требовалось «обезвредить». Но как? Решили было заморозить грунт, даже привезли специальное оборудование. Но этот способ требовал времени и денег. Нашли другой выход. На этом участке реку перекрыли, спустили воду, затем временно уложили трубы диаметром больше метра, засыпали глиной. А после пустили реку снова, но уже по этим трубам. Теперь вода была метростроевцам не страшна.
Но возникла вторая проблема: во время прокладки тоннеля рабочие натолкнулись на железобетонные сваи - основание старого моста. По всей вероятности, он был разрушен еще во время войны. Основание, надо отметить, было сделано на славу - чтобы его сокрушить и проложить тоннель, строителям понадобился не один день. Полностью фундамент так и не убрали - «тело» старого моста пронизывает часть тоннелей между «Площадью Победы» и «Октябрьской»…

«Сюрпризы» земли
Во время строительства станции метро «Первомайская» специалисты столкнулись с неожиданной проблемой: только успели проложить тюбинги - чугунные кольца, которые станут тоннелями метро, как вдруг начали покрываться плесенью, ржаветь, на трубах появился белый налет, похожий на накипь. «Что случилось?» - недоумевали метростроевцы.
Оказалось, причина - в кожевенном заводе, который находился на поверхности неподалеку от строящейся станции. Ядовитые химикаты, которыми обрабатывали кожу, многие годы проникали в почву. Земля в том месте была буквально пропитана вредными веществами, отравлена! От этой «начинки» начал разрушаться даже чугун. Экологи провели исследования и посоветовали снести завод - слишком он опасен для окружающей среды. Предприятие убрали, но проблема оставалась: что делать с зараженной почвой? Тогда метростроевцы вскрыли тоннель между станциями метро «Пролетарская» и «Первомайская». Загрязненную землю вывезли, а вместо нее засыпали новую, «здоровую».

Опасные находки
Самой «опасной» оказалась станция метро «Институт культуры». Когда принялись рыть котлован для ее строительства, натолкнулись на склад боеприпасов!
- Немедленно перекрыли близлежащую территорию. На то место никого не пускали. Оно и понятно - если бы произошел взрыв, пострадать могло полрайона! Поэтому у меня даже не было возможности сделать снимки, - вспоминает Петр Кострома. - Это единственное событие, связанное со строительством метро, которое я не запечатлел на пленку.
К месту опасной находки сразу прибыли саперы. Нашли очень много немецких снарядов, оружия… Боеприпасы вывезли на полигон и уничтожили. Строительство метро продолжилось…

СПРАВКА «МК» Петр Васильевич Кострома родился 7 ноября 1934 года в деревне Володарск Речицкого района Гомельской области. Окончив школу, работал на Речицком судостроительном заводе. В 1955 году по студенческой путевке уехал в Казахстан на освоение целинных и залежных земель. Позже трудился навалоотбойщиком и помощником машиниста угольного комбайна в карагандинских шахтах.
В это же время Петр Кострома увлекся фотографией. Его первые фоторепортажи появились в газетах «Индустриальная Караганда» и «Казахстанская правда». В 1972-1978 годах работал на стройках Алма-Аты. В 1978 году вернулся в родную Беларусь, где стал проходчиком в метро, а затем фотолетописцем строительства Минского метрополитена. Фоторепортажи Петра Костромы печатали такие всесоюзные издания, как «Правда», «Труд», «Известия», «Социалистическая индустрия».
В 1996 году фотомастера пригласили работать в Администрацию Президента Республики Беларусь. Петр Кострома стал фотографом главы государства.
Сейчас Петр Васильевич - член Белорусского союза журналистов.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Со старого черно-белого снимка улыбаются рабочие. На головах у них каски, в руках - отбойные молотки. Это тоннельный отряд № 1. Они были первыми, кто
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика