Пить меньше не сталиУже третий год государство воплощает в жизнь рассчитанную на 2005-2010 годы программу, основной целью которой провозглашено «создание организационно-экономических условий для повышения эффективности функционирования организаций ликероводочной, винодельческой и спиртовой отраслей, разработки и внедрения новых видов продукции, развития экспортного потенциала, повышения качества и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках». До окончания действия амбициозного плана еще далеко, но уже можно подвести предварительные итоги. Водка и ликероводочные Объемы выпуска ликероводочной продукции программа предлагает увеличить с 7,4 млн. дал в 2004 г. до 8,2 млн. дал в 2010 г. С ростом изготовления данного вида товара отечественный производитель справился со значительным опережением графика. По данным Минстата, уже в 2006 г. в республике произвели 10,7 млн. дал водки и ликероводочных изделий, что на 22,6% больше, чем в 2005 г. В этом году тенденция сохранилась. За январь-август 2007 г. водки и ликероводочных изделий отечественные предприятия произвели 7,729 млн. дал, что на 20,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По мнению специалистов, сложившейся ситуации поспособствовала акцизная политика, направленная на сокращение производства плодовых вин, а также на сохранение стабильных цен на водочные изделия. Динамика завоевания внешних рынков не столь впечатляющая. По итогам 2006 г. зафиксировано снижение экспорта водки и других крепких спиртных напитков на 18,1%, до 826,6 тыс. дал. Частично это связано с проблемами в отношениях с Россией, введшей в оборот акцизные марки нового образца. Всего экспорт алкоголя в эту страну сократился в 23 раза (с 20,23 до 0,88 млн. USD). Вернуть позиции на восточном рынке призвано основанное отечественными производителями ООО «БеларусьАлко». Пока же основой объем водки (595,2 тыс. дал из 606 тыс. дал) продан в страны вне СНГ. Поставки в Латвию составили 84,3 тыс. дал, Германию — 17,3 тыс. дал, Литву — 11,5 тыс. дал, США — 3,7 тыс. дал. Отметим, что импорт, напротив, растет. В сравнении с 2005 за 2006 г. поставки в Беларусь увеличились на 17,3% и достигли отметки в 0,93 млн. дал. Тем не менее квоты на производство водки и ликероводочных изделий на этот год определены в размере 11,525 млн. дал (на 4,2% больше по сравнению с 2006 г.). Квота на выпуск бренди на 2007 г. составила 140 тыс. дал (на 1,4% больше, чем годом ранее), коньяка — 109 тыс. дал (на 11,2% больше), коньячных напитков — 5 тыс. дал (на 50% меньше). Всего коньяка за восемь месяцев текущего года в республике произведено 54 тыс. дал. Это в 2,2 раза больше, чем в январе-августе прошлого года. Производство бренди, напротив, сократилось на 44,2%, до 24 тыс. дал. Как видим, освоить запланированные объемы в полной мере не удается. Поэтому сомнительно, что удастся воплотить в жизнь идею увеличения к 2010 г. объемов выпуска данной группы товаров до 254 тыс. дал в год (в 2004-м организации республики выпустили 170 тыс. дал коньяка, коньячных напитков и бренди). Вино В рамках программы развития вторичного виноделия в республике планируется нарастить объемы производства вин виноградных к 2010 г. до 6,8 млн. дал (при емкости внутреннего рынка в размере 6,5 млн. дал). К данному показателю мы постепенно приближаемся. В период с января по август отечественные предприятия произвели на 50,6% больше вина, чем в прошлом году (около 1,2 млн. дал). Всего в 2007 г. квота на импорт виноградных виноматериалов достигла 5,4 млн. дал. Квота на производство виноградных вин возросла на 7,6% до 4,4 млн. дал. Наряду с этим разрешено ввести в страну только 800 тыс. дал готового виноградного вина, что меньше прошлогоднего в 2,3 раза. Еще одним элементом, стимулирующим активность местных виноделов, является Указ Президента Беларуси от 2.06.2006 № 374, который вывел виноградное сырье из перечня подакцизных товаров. Принятые меры поощряют ввоз материала, в т.ч. за счет переноса сроков уплаты акцизов на момент реализации готовой продукции. Как рассказали «ЭГ» специалисты, для уменьшения зависимости от поставщиков сырья из Молдовы наши предприятия нацеливают на работу с дальним зарубежьем (активно прорабатываются возможности сотрудничества с Румынией, Испанией, Италией, Болгарией, Македонией, Аргентиной, Чили, Словакией). Еще жив в памяти конфликт начала 2007 г. с Молдовой. Напомним, что в ответ на снижение квоты на ввоз бутилированного вина, из Кишинева пришло решение о сокращении поставок в нашу страну виноматериалов, что поставило под угрозу выполнение планов по росту производства. Ведь основной объем для переработки в 2006 г. прибыл из Молдовы — 2,13 млн. дал на сумму 16,26 млн. USD. Так что вскоре покупателям придется изменить свои вкусовые предпочтения. Контроль государством рынка вина в среднем ценовом сегменте (3,5-5 USD за л), по мнению специалистов, постепенно ведет к заполнению наиболее привлекательной ниши продуктом, разлитым на местных предприятиях. Прежние лидеры сегмента — молдавские и грузинские вина — вынужденно сдают позиции на рынке. А вот государственная поддержка производителей шампанских и игристых вин пока не принесла явных дивидендов. С одной стороны, объем реализации продукта за январь-июнь 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. вырос на 11%. С другой, правительство Беларуси вынуждено было увеличить квоту на импорт игристых вин в 2,25 раза (постановление Совмина от 11.10.2007 № 1311). К тому же на 27,8% в 2006 г. по сравнению с 2005 г. сократился экспорт игристых вин (всего за рубеж продали 107,6 тыс. дал). Заметим, что к 2010 г. предусмотрено довести выпуск до 0,96 млн. дал, а экспорт увеличить на 10%, до 0,02 млн. дал. Плодово-ягодные напитки Попытки сократить выпуск плодовых вин осуществляются целенаправленно — ставки акцизов на них были значительно увеличены, для того чтобы переориентировать производителей на выпуск натуральных вин. В общей сложности намечалось уменьшение объема выпуска вин плодовых с 26,4 млн. дал, произведенных в 2004 г., до 21,1 млн. дал в 2010 г. Поначалу это принесло результат. В 2006 г. производство составило только 20,8 млн. дал. Тем не менее дальнейшего падения предприятиям удалось избежать. Более того, отмечен рост. В 2007 г. разрешено произвести 25,761 млн. дал. плодовых вин и 907 тыс. дал вина улучшенного качества и специальной технологии. Т.е. значительно больше, чем сумели освоить в 2006 г. В итоге у специализированных предприятий объем готовой продукции в январе-сентябре 2007 г. составил 14,314 млн. дал, что на 7,7% больше, чем за восемь месяцев 2006 г. Выпуск увеличили практически все производители. Наибольший объем плодового вина изготовили организации, находящиеся в коммунальной собственности — 8,077 млн. дал (на 6,8% больше уровня января-сентября 2006 г.). Организации концерна «Белгоспищепром» произвели 2,851 млн. дал вин, что на 1,8% больше уровня января-сентября прошлого года, Белкоопсоюза — 1,1 млн. дал (на 14,8% больше), НАН Беларуси — 608 тыс. дал (на 1,5% больше), концерна «Белбиофарм» — 564 тыс. дал (на 44,2% больше). Предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия увеличили производство этого вида алкогольных напитков на 21,2% до 412 тыс. дал, частники — на 73,1%, до 289 тыс. дал, предприятия Управления делами Президента — на 80%, до 90 тыс. дал. Как видим, отечественный рынок становится самодостаточным и максимально изолированным. Иностранная продукция в ближайшем будущем сможет присутствовать в небольшом количестве в номенклатуре крепких спиртных напитков и в более значимых объемах — по номенклатуре виноградных вин, включая вермуты. Рынок наш отнюдь не маленький. К тому же динамично развивающийся. Только по итогам первого полугодия этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого объем реализации водки в натуральном выражении вырос на 16,6%, до 5,533 млн. дал, ликероводочных изделий — на 17,8%, до 0,505 млн. дал, виноградных вин — на 6,6%, до 1,391 млн. дал, коньяка — на 2,6%, до 0,133 млн. дал. Объем реализации шампанского и игристых вин увеличился на 11%, до 0,494 млн. дал, плодовых вин вырос на 12,3%, до 10,306 млн. дал. Растущий спрос вынудил правительство пойти на определенные шаги. Постановление Совмина от 9.10.2007 № 1288 предусматривает увеличение квоты на производство водки и ликероводочных изделий на 15,5%, до 13,31 млн. дал, спирта этилового из пищевого сырья — на 6,5%, до 9,588 млн. дал. Производство вин плодовых крепленых ординарных может быть увеличено на 2,3%, до 25,336 млн. дал. Вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии разрешено произвести 907 тыс. дал (на 7,2% больше, чем предполагалось ранее). Новая квота на производство вин виноградных оригинальных в 2007 г. определена в размере 405 тыс. дал (на 8% больше), коньяка — 134 тыс. дал (на 22,9% больше). Антон БОЙКО Новости компаний Чилийское вино белорусского разлива Белорусское ОАО «Минский завод безалкогольных напитков» в ноябре 2007 г. планирует приступить к розливу чилийских вин, сообщили агентству ПРАЙМ-ТАСС в администрации предприятия. «Мы представим качественное виноградное вино в новом ценовом сегменте — около 9-10 тыс. Br. Это будут первые партии белорусского вина такого уровня качества. В ноябре планируется разлить вина «Каберне» и «Мускат», а к новому году предложить торговле виноградное чилийское вино «Шираз», — сказал представитель предприятия. Еще Минский завод безалкогольных напитков планирует также в ноябре отправить в магазины на реализацию коньяк пятилетней выдержки «Жан-Жак». Эта торговая марка принадлежит украинскому ЗАО «Алеф Виналь», сам коньяк производится по французской технологии. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Производители алкоголя не боятся трудностей со сбытом
|
|