Станислав Говорухин: «Отдаю долг женщине»
Станислав Говорухин: «Отдаю долг женщине»
Знаменитый режиссер, актер, государственный деятель Станислав Говорухин не особенно жалует кинофестивали, но в Минск на «Лiстапад», по его словам, всегда приезжает с удовольствием. Причем не с пустыми руками, а с новыми фильмами. Нынешний кинофорум не стал исключением, правда, на сей раз его лента «Артистка» была показана вне конкурса. Корреспондент «МК» побеседовала со Станиславом Сергеевичем Ольга БЕРЕСНЕВА - Представляя на церемонии открытия фестиваля «Артистку», вы признались, что в год прочитываете до ста сценариев, но ни по одному из них не хочется снимать фильм. А чем подкупила эта история?- На мой вкус, здесь хороший юмор, кружева диалогов… Конечно, сомневался, раздумывал. А потом решил: доставлю зрителям удовольствие, какое получил, читая сценарий. Жанр картины я определил как пустячок…. К слову, снял ее во время паузы в работе над другой лентой - «Пассажирка», которая еще не закончена. - Ваши фильмы в разные годы получали на «Лiстападзе» главные призы. Почему на этот раз не участвовали в конкурсе? - Теперь жалею об этом, как и о том, что не присылал свою картину «Благословите женщину». Мне нравится ваша страна, ваш город, ваш праздник кино… Мне было бы интересно поучаствовать в конкурсе, побыть у вас подольше, пообщаться со зрителями. Но об «Артистке» организаторы сказали, что этот фильм уже все видели, а потому незачем выставлять его на конкурс. - Правда ли, что фильм хоть и получил призы на кинофорумах, в прокате провалился? Вас это не огорчает? - Другого я и не ожидал… О своей «Артистке» чего я только не начитался. Мол, Говорухин хотел нам показать, как не надо снимать комедию, потому что совершенно не смешно... Мой фильм не для массового зрителя, который сегодня ходит в кинотеатры. В зале эти люди едят попкорн, шлют друг другу sms, уходят за пивом, возвращаются… Им надо, чтобы на экране было постоянное движение, что-то взрывалось… И, по мнению современных кинокритиков, это и есть продвинутая публика. А моих зрителей - тех, кто хорошо учился в школе, вузе, читал книги, - называют «отстоем». Я сейчас говорю о России. В Беларуси, к счастью, народ не так развращен. Дедушка русских кинофестивалей - Станислав Сергеевич, в одном из интервью вы как-то признались, что никогда ничего не снимали специально для фестивалей, мол, и они вам не нужны, и вы им тоже. Сегодня ваше мнение изменилось? - Нет! Я и сейчас поступаю так же. Но, к счастью, уже появились кинофестивали, где все решают зрители, а не твердолобые критики, которые, на мой взгляд, ничего не понимают в кинематографе. Они часто ошибаются - пишут, ах какая картина, а через два года зрители даже названия ее не могут вспомнить. А народ не ошибается. Выживают те картины, которые с каждым годом молодеют. Например, «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» или «Берегись автомобиля» - свежие, словно вчера снятые. Вот в таких «зрительских» фестивалях я охотно участвую. В Выборге, например, в Ростове, Челябинске и Минске очень интеллигентные форумы. Я, кстати, дедушка русских фестивалей. Был основателем «Золотого Дюка» - фестиваля комедийных и приключенческих фильмов, который проводился в конце 80-х годов в Одессе. Из него потом и вышли современные кинофорумы. - Вы так резко говорите о кинокритиках… - Считаю, что они наносят ощутимый вред искусству и, в частности, кинематографу. Когда-то Сергея Бондарчука критики ругали за его «Войну и мир». А сегодня все мы считаем эту картину классикой. На мой взгляд, критик должен пропагандировать все доброе, светлое и, наоборот, отказавшись от гонорара, не поддерживать хорошо снятое, но вредное кино. Посмотрите, по России сегодня бродят «стада» молодежи, которые живут на уровне биологического прозябания, не подозревая о том, что существуют духовные радости. И в этом, к сожалению, тоже есть вина критиков, которые чаще восхваляют лишь внешнюю сторону кинопроизведения. Евроактеры не дают дышать кинематографу - В фильме «Артистка» нельзя не заметить ваше трепетное отношение к актерской братии. А в свое время в картине Леонида Филатова «Сукины дети» ваш герой так и называл актеров - сукины дети. - Да, сукины, хотя и любимые… А ка к же?!. Актеры сегодня просто не дают дышать кинематографу. Кино в России не приносит прибыли, за исключением коммерческих проектов. Это происходит, в частности, потому, что актеры жутко взвинтили цены за съемочный день. Требуют совершенно нереальные суммы, причем в евро. Половина сметы фильма - зарплаты, в первую очередь, этих евроактеров. Сегодня на «Мосфильм» невозможно устроиться… осветителем, даже имея «крутой блат». Потому что бешеные деньги платят. Профессор консерватории и не мечтает о такой зарплате. - Значит ли это, что современный российский кинематограф переживает кризис? - Я бы разделил продукцию современной киноиндустрии на три категории. Первая, коммерческая, удовлетворяет вкусы так называемого массового зрителя. Это и телемыло, которое мы сегодня научились снимать не хуже мексиканцев, и остросюжетные фильмы, сделанные на достойном техническом уровне, но абсолютно пустые. Например, «Код апокалипсиса», «Ночной дозор», «Дневной дозор»… Извините, но я называю такое кино «для дебилов». Вторая категория - фильмы, ориентированные на западные кинофестивали. Самый яркий пример - режиссер Андрей Звягинцев, который снимает только для западного зрителя. Никиту Михалкова, фильмы которого регулярно получают призы на престижных конкурсах, я сюда не отношу, потому что это настоящий мастер. Третья группа - ни то ни се, например, моя «Артистка». Эти фильмы в прокате проваливаются. В кинотеатрах их не смотрят, но потом на телеэкранах они находят своего зрителя. И в то же время российская киноиндустрия сегодня очень мощная. - И каковы ваши прогнозы? Коммерческое кино не задавит то истинное, доброе, что еще осталось? - За это нужно бороться. Во-первых, попробовать привлечь образованную публику в кинотеатры, хотя и не знаю как. Эти люди не будут смотреть ту чушь, которую им сегодня предлагают. А про талантливые, умные фильмы они просто не знают. Ведь на рекламу нужны немалые деньги… Во-вторых, сейчас нужно сделать все, чтобы не потерять подрастающее поколение. Если мы будем уделять внимание семье, школе, повысим престиж профессии учителя, то спустя лет десять в наших кинотеатрах появятся образованные воспитанные зрители. Не стоит воевать с природой - Расскажите о фильме «Пассажирка», над которым сейчас работаете. - Сценарий написан по рассказу русского писателя Константина Станюковича. О нем, к сожалению, знают сегодня мало, а между тем, на мой взгляд, он писал лучшие в мире морские рассказы. Действие фильма происходит в конце XIX века. Волею случая на русском военном корабле оказывается молодая красивая женщина с не менее привлекательной горничной. Конечно же, все мысли и взгляды экипажа судна устремляются на них… Но такую любовь, которую я показываю в фильме, боюсь, сегодняшние зрители и не воспримут. Слишком она для них неземная. К слову, снимали мы на легендарном барке «Крузенштерн» в Атлантическом океане. Всей командой вылетали на Канарские острова. Сейчас съемки приостановились: на поездку израсходовали все средства. В картине снимаются знаменитые артисты Сергей Никоненко, Витя Сухоруков, Ирина Пегова, Марат Башаров. Но они исполняют второстепенные роли, а главные я доверил молодым актерам. Надеюсь, у них большое будущее. Для меня это очень важно - открыть звезду. Своими фильмами я дал путевку в жизнь многим талантливым актерам и горжусь этим иногда больше, чем хорошей картиной. - А по какому принципу подбираете актеров? Читая сценарий, уже видите, кто может подойти на ту или иную роль? - Я вижу, кто не может… Особенно это касается актрис. Большинство из них сегодня словно из инкубатора. Сидят на жестких диетах, и в результате все - словно щепки. Такой тип актрисы, какой была Светлана Ходченкова в моем фильме «Благословите женщину», - олицетворение настоящей русской красавицы - просто исчез. Попробуйте найти - нету… И Светлана тоже сегодня исхудала, стала, как все. К чему приведет эта всеобщая мода на похудение? К болезням, истощению. Нельзя радоваться победам над природой - она за это жестоко мстит. - Вы несколько отошли от создания мужественных романтических образов в кино: нет уже жегловых и шараповых. Теперь вы снимаете для женской аудитории? - А сколько можно делать кино о мужественных героях?! Пора уже и женщине отдать долг. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Знаменитый режиссер, актер, государственный деятель Станислав Говорухин не особенно жалует кинофестивали, но в Минск на «Лiстапад», по его словам, вс
|
|