Спасут ли иностранцы наш автопром?Над АвтоВАЗом взошло солнце перемен: «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners решили продать четверть акций крупнейшего отечественного автоконцерна франко-японскому Renault-Nissan. Эксперты говорят, что это хорошая возможность вывести отечественный автопром из кризиса. Инвестором автогиганта стал Карлос Гон, который считается самым успешным антикризисным автоуправленцем современности. Так почему иностранцы рвутся на российский авторынок?
Гон - легендарная личность
Президент Renault-Nissan Карлос Гон - современная икона автомобилестроения. Вывод из кризиса Renault и Nissan взметнул управленца на самый верх бизнес-олимпа. Британская королева посвятила Гона в рыцари. Азиатский журнал Fortune признал его человеком года. Он получил премию «индустриальный лидер года» от американского автомобильного зала славы.
В Азии Карлос Гон популярнее многих попсовых звезд. О нем снимают даже мультфильмы, не говоря уже о телепередачах. А в рейтинге самых желанных мужчин японские дамы поставили Гона на второе место - сразу за местной звездой-бейсболистом.
Шлейф из высокопарных эпитетов тянется за Гоном по всему миру. В России топ-менеджер очаровал чиновников и автопроизводителей.
- Говорят, личность Гона в альянсе с Renault и Nissan сыграла решающую роль, - делится слухами аналитик «Брокеркредитсервис» Севастьян КОЗИЦЫН.
Но это не единственная причина успеха француза. Среди претендентов на крупнейшее автопредприятие России числились Fiat, General Motors и Magna. Иностранцы обещали спасти российский автогигант. Но лишь если правительство передаст АвтоВАЗ под контроль инвесторов. Поначалу и Renault-Nissan собирался выручать российский концерн на тех же условиях. Но потом пошел на попятную и в конце концов удовлетворился 25% акций. Проще говоря, Renault-Nissan не пожадничал. Цена покупки - около 1,3 миллиарда долларов.
От французов ждут двигатели и платформу
Правда, радоваться пока рано.
- Об альянсе АвтоВАЗа с Renault-Nissan сейчас говорят как о деле решенном. Но подписанный документ называется «меморандум о взаимопонимании». Такую же бумагу когда-то подписывали и с Magna, - вспоминает Севастьян Козицын.
Но давайте представим, что партнерство с Карлосом Гоном состоится. Что же нас ждет?
Французско-японский альянс планирует разместить в цехах АвтоВАЗа производство Renault и Nissan, а также реформировать процесс сборки «Лады». Речь в первую очередь о создании современных двигателей и платформ.
Платформа - это база, на которую, проще говоря, устанавливаются все остальные комплектующие автомобиля. Создать новую платформу очень дорого. По слухам, разработка и организация производства платформы для «Лады-Калина» стоили для АвтоВАЗа от 0,5 до 1 миллиарда долларов. А Renault мог бы поделиться платформой от модели Logan. А на базе Logan можно было создавать новые современные модели авто.
- По всем вопросам о конкретных формах взаимодействия в настоящее время ведутся переговоры. Об их итогах будет объявлено дополнительно, - комментируют в пресс-центре АвтоВАЗа.
Покупка четверти АвтоВАЗа должна состояться в январе - феврале 2008 года. И если сделка сорвется, то российский автогигант, скорее всего, ждет незавидное будущее.
- По итогам первого полугодия доля автомобилей марки «Лада» среди всех российских автовладельцев занимала около 28%. Если альянс с иностранными автопроизводителями не состоится, то доля АвтоВАЗа уменьшится до 10%, - пессимистично обещает Козицын.
Россия будет самым крупным авторынком Европы?
До сих пор иностранцы занимались в России лишь отверточной сборкой авто. Проще говоря, завозили в страну комплектующие и собирали автомобили силами российских работников. Но это не развивает отечественный автопром.
- Зарубежным производителям все равно придется пользоваться российскими комплектующими, - рассказывает аналитик «Тройки Диалог» Ирина ЛАПШИНА. - Получая разрешение на строительство заводов в России, иностранцы подписывали соглашение о закупке 30% деталей у наших производителей. Но не сразу, а через 5 лет. Такого опыта работы в России у иностранных предприятий еще нет.
А пока АвтоВАЗ героически преодолевает кризис, иностранцы продолжают возводить автозаводы в России. Только в Питере строят свои предприятия «Тойота», «Ниссан», «Дженерал Моторз», «Сузуки», а в области уже давно выпускают «Форды».
- Российский авторынок - один из самых перспективных в мире. Доходы населения растут, и с каждым годом желающих купить авто становится все больше. Вот иностранцы пытаются застолбить свою долю, - объясняет оптимизм зарубежных автопроизводителей аналитик «Тройки Диалог» Михаил ГАНЕЛИН.
В целом по России на 1000 жителей приходится 300 автомобилей, в Европе автомобилем владеет каждый второй, а в США - практически каждый американец.
- Потенциал для роста продаж автомобилей в России огромен. Мы демонстрируем один из самых высоких темпов прироста продаж, а через несколько лет можем стать главным авторынком Европы, - прогнозирует аналитик Уралсиба Кирилл ЧУЙКО.
Хотя производство отечественных авто в последнее время падает, продажи иномарок растут на 50 - 60% ежегодно. Причина - в увеличении зарплат и развитии рынка кредитования. Среди аналитиков ходит шутка.
- Если раньше у молодого человека была машина, то это было круто. А сейчас это говорит только о том, что на нем висит пятилетний кредит, - смеются в одной из инвесткомпаний.
КСТАТИ
Автопроизводители переходят на Евро-3
С 1 января 2008 года в России вступает в действие запрет на производство автомобилей ниже третьего класса безопасности. Отечественные автозаводы уже перешли на новый стандарт. Поэтому нововведение в первую очередь касается импортеров подержанных колес: если машина не соответствует стандартам Евро-3, Таможенная служба не будет выдавать техпаспорт транспортного средства. Для сведения: в Европе и в Японии стандарт Евро-3 введен в 2000 году. Покупать авто более раннего года выпуска рискованно.
Ужесточение экологических стандартов преследует две цели - повышение технического уровня автомобиля и улучшение экологии. Но эксперты говорят, что мы снова ставим лошадь впереди телеги. Топливо стандарта Евро-3 производят всего пять компаний в России. Но зато на каждой второй АЗС можно заправиться разбодяженным присадками топливом, которое убивает современный мотор за несколько месяцев.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Renault-Nissan решил создать на АвтоВАЗе народный автомобиль
|
|