9 пишем, 2 — в уме
9 пишем, 2 — в уме
Показатели на будущий год, утвержденные Указом президента № 656 от 18 декабря, оказались менее "напряженными", чем ранее требовал президент, но правительству предлагается взять на себя повышенные обязательства. Ирина КРЫЛОВИЧ Первый раз проекты основных документов обсуждались на совещании у президента 13 ноября. Тогда А. Лукашенко отметил, что спор о том, в каком размере прогнозировать рост ВВП — 7,5 или 8,5%, — просто неуместен. "Да 20% надо, чтобы превзойти все это", — сказал он, имея в виду повышение цен на энергоносители. И отправил документы на доработку. Добровольно-принудительная мобилизация. Через месяц, 12 декабря, первый заместитель председателя правления Нацбанка Павел Каллаур рассказал журналистам, что Нацбанк Беларуси доработал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год с учетом поручений главы государства, исходя из прогнозного показателя роста ВВП на 2008 год на 10-11%. А уже на заседании Совмина 18 декабря премьер-министр Сергей Сидорский сообщил, что правительство определило механизмы по увеличению ВВП в 2008 году на 11%. Он отметил, что проект указа по установлению прогнозных показателей социально-экономического развития на 2008 год уже находится у президента и в документе прогнозируется рост ВВП в будущем году на 11%. При этом С. Сидорский сказал, что никаких возражений по выполнению намеченных прогнозов не поступало. "Из этого следует вывод, что будем работать и выполнять поставленные задачи, — подчеркнул он. — Все расписано, что и как делать". Но прописанные правительством механизмы оказались на самом деле "стахановскими", так как вышедший в тот же день указ президента утвердил прогноз по ВВП на будущий год на уровне 8-9%. Не так завораживают по сравнению с озвученными на заседании Совмина и другие показатели, отраженные в указе. Например, министр экономики Николай Зайченко сообщил на заседании, что объем инвестиций в основной капитал в 2008 году планируется увеличить на 25%, рост промпроизводства прогнозируется на 11%, на 11% должно увеличиться и производство потребительских товаров, в том числе продовольственных — на 10,5%, непродовольственных — на 12%. Производство сельхозпродукции должно возрасти на 8,5%. Все эти показатели оказались в указе ниже, так же, как и спрогнозированный на заседании рост доходов населения на 16-19% (см. таблицу на 13-й странице). К чему же было бросаться такими завышенными показателями, если на самом деле все оказалось куда более скромно? Оказывается, в указе президента есть "мобилизационный пункт", который и раскрывает суть сложившейся ситуации с показателями на будущий год. В этом пункте правительству совместно с Нацбанком поручается "разработать комплекс мер по повышению эффективности экономики, динамичному развитию ее отраслей, созданию макроэкономических условий для активизации инвестиционной деятельности и на этой основе обеспечить дополнительный прирост валового внутреннего продукта на 2 процентных пункта по сравнению с уровнем, предусмотренным в пункте 1 настоящего указа". В этих целях указ призывает "мобилизовать республиканские органы государственного управления, иные государственные организации... на принятие обязательств по выполнению повышенных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год". Итак, правительство и прочие органы власти должны как-то мобилизоваться и взять на себя повышенные обязательства. Почему же эти повышенные обязательства не были доведены до них обычным, административным способом и не зафиксированы в указе как основные? "Чтобы добиться эффективности в расходовании бюджета, его надо сформировать на уровне тех параметров, которые были установлены, то есть 8-9% роста уровня ВВП", — прояснил ситуацию 20 декабря первый заместитель министра финансов Беларуси Андрей Харковец. При этом он отметил, что в случае превышения установленного прогнозного показателя роста ВВП "вплоть до 10-11%" дополнительные доходы будут направлены в социальную сферу, на создание рабочих мест и развитие предприятий. "Прорывные" показатели. В свою очередь председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Анатолий Павлович, комментируя утвержденные параметры прогноза БЕЛТА, отметил, что "2008 год должен стать прорывным, поэтому мы должны быть нацелены на обеспечение роста ВВП на 11%". В то же время, по его словам, базовый прогноз по росту ВВП на 8-9% уже является напряженным. Стоит отметить, что этот "напряженный" рост ВВП находится на уровне текущего года. И в целом большинство показателей оказались ненамного выше показателей, установленных на 2007 год, а по многим из них власть пошла от достигнутого, то есть от уровня показателей, которые сформировались по итогам 10-11 месяцев текущего года, явно не ожидая каких-то прорывов в экономике в 2008 году. Показательным в этом плане является прогнозируемый уровень рентабельности реализуемой продукции в промышленности. Он установлен даже ниже, чем на текущий год: в 2008 году по прогнозу он составит 12-13% (14,5% — на 2007 год). Интересно, что по итогам 10 месяцев текущего года рентабельность в промышленности оказалась чуть выше прогноза на будущий год — 13,2%, правда, в целом по народному хозяйству она составила лишь 12,2%. Вероятно, правительство не видит пока путей повышения рентабельности и прогнозирует, что рост цен на энергоносители будет продолжать оказывать свое влияние на финансовое состояние предприятий. При этом отметим, что с учетом сложившегося уровня инфляции, которая уже в этом году вышла за рамки прогноза и составила по итогам ноября 9,4%, и не исключено, что по итогам года превысит 10%, рентабельность в размере 12-13% выглядит очень низкой и практически стремится к нулевой. На будущий год показатель инфляции не утверждался указом президента, как, впрочем, и не содержался в числе основных показателей на 2007 год. Еще месяц назад представители правительства заявляли, что инфляция в 2008 году должна остаться на уровне прогноза на 2007 год, то есть 6-8%, однако в последнее время уточненные прогнозы не озвучивались и, вероятно, правительство опасается более интенсивного роста цен в будущем году. Многострадальное сальдо. Между тем рост цен (правда, в основном не внутренних, а внешних) серьезно влияет на один из наиболее чувствительных для нашей страны показателей — сальдо торгового баланса. В утвержденных на 2008 год параметрах сальдо позволено быть отрицательным, и по прогнозу оно составит (по товарам и услугам) минус 1,4 млрд. USD. Однако не исключено, что и здесь правительству придется смириться с более "повышенными" (в отрицательную сторону) показателями. Как сообщил на заседании Совмина Николай Зайченко, отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси по итогам 2007 года, по предварительной оценке, составит 2,38 млрд. USD. Это при том, что за 10 месяцев текущего года отрицательное сальдо сложилось в размере 1,8 млрд. USD. Н. Зайченко отметил, что его увеличение к концу года обусловлено более быстрым ростом цен на нефть в ноябре-декабре, чем это прогнозировалось ранее. В связи с озвученными прогнозами итогов 2007 года кажется сомнительным, что удастся уложиться в 2008 году в прогноз отрицательного сальдо на уровне 1,4 млрд. USD, ведь цены на газ и нефть для Беларуси (а это основные статьи импорта) снова будут расти. И хотя рост цен на газ на I квартал ожидается не таким уж резким — всего на 19 USD/тыс. куб. м, не исключено, что к середине года цена на газ может вырасти еще. Покрывать этот рост правительство планирует, судя по всему, за счет наращивания экспорта услуг. В текущем году сальдо по услугам складывается положительное. "По итогам 2007 года ожидается выполнение дополнительного задания, которое на 150 USD млн. выше, чем установлено прогнозом", — сказал министр экономики. Но что такое 150 млн. USD по сравнению с заданием на будущий год — сектор услуг должен дать дополнительно к уровню 2007 года 1,5 млрд. USD! Добиться этого без резкого повышения стоимости оказываемых услуг будет сложно. В целом сальдо по услугам запланировано в объеме 2,315 млрд. USD. С учетом общего отрицательного сальдо, таким образом, получается, что сальдо по товарам планируется в 2008 году на уровне минус 3,7 млрд. USD. По итогам 10 месяцев текущего года отрицательное сальдо по товарам составило (по данным Минстата) порядка 3,1 млрд. USD. Из этого можно заключить, что каких-то прорывов в области экспорта товаров правительство не планирует. Что же касается финансового покрытия отрицательного сальдо, то, по словам Н. Зайченко, именно в его размере (1,4 млрд. USD) планируется привлечение прямых иностранных инвестиций. В связи с этим предлагается довести республиканским органам госуправления и иным организациям, подчиненным правительству, задание на уровне 780 млн. USD, облисполкомам и Мингорисполкому — 620 млн. USD. Эти показатели должны выполняться главным образом за счет создания и развития совместных и иностранных предприятий, подчеркивалось на совмине. Впрочем, этот прогноз Н. Зайченко озвучивал в свете предположения о росте инвестиций в основной капитал на 25%. Однако утвержденный прогноз пока позволяет остановиться на достигнутом в этом году, то есть на росте на 15%. Ниже достигнутого. Но некоторые показатели в прогнозе оказались даже ниже достижений текущего года. Так, несмотря на опережающие темпы снижения энергоемкости в текущем году, принятую Директиву № 3 и прочие меры по энергоэффективности, в указе содержатся показатели по этому параметру вовсе не от достигнутого по итогам 10 месяцев текущего года (9,1%), а чуть выше прогноза на текущий год (7-8% в 2008 г. против 6-7% в 2007 г.) Объяснений данному феномену может быть два. Во-первых, относительно мягкая зима текущего года (как в начале года, так и сейчас) пока не дают уверенности, что снижение энергоемкости — это действительно результат предпринятых мер. Кроме того, как подчеркнул и Н. Зайченко, этот показатель не выполнялся в прошлые годы, поэтому нынешний рост фактический уйдет на погашение предыдущего отставания. Так или иначе, но и здесь правительство явно не ждет особых прорывов от экономики. Разве что от процессов глобального потепления. Также весьма низким для экономического бума выглядит и такой важнейший качественный показатель, как рост производительности труда. Он запланирован на уровне даже ниже, чем в прогнозе на текущий год, и опять-таки оказался ниже уже достигнутого. И не совсем понятно, как правительство собирается выполнять прогноз по росту ВВП хотя бы на уровне прошлого года, понизив одновременно прогноз по росту производительности труда. Вероятно, исключительно за счет роста количества рабочих мест. Рост количества занятых в экономике действительно прогнозируется. Впрочем, достаточно будет увеличить количество занятых на 45-50 тыс. человек по отношению к текущему состоянию, чтобы выполнить прогнозный показатель (нижний предел) на 2008 год. Признание реальностей. В целом можно говорить о том, что пока в прогнозе не просматриваются те самые механизмы, которые позволят правительству мобилизовать всех и выполнить не то что повышенный прогноз, но хотя бы базовый. Особенно с учетом того, что в текущем году уже не выполнены 6 показателей и, значит, надо будет еще и это отставание компенсировать. Радует лишь то, что правительство не стало после очередных призывов напрячься до невозможности впопыхах перекраивать бюджет и доказало необходимость сохранить более низкие "базовые" показатели в прогнозе, а также честно призналось в невозможности выйти на положительное сальдо внешней торговли. Ну, а то, что "попиарились" насчет роста в размере 11%, так кто же за это сегодня осудит?! Тем более перед праздниками. Надо же дать возможность народу почувствовать себя хотя бы передовиками производства на фоне роста регулируемых государством цен и отмены льгот. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Показатели на будущий год, утвержденные Указом президента № 656 от 18 декабря, оказались менее "напряженными", чем ранее требовал президент, но прав
|
|